ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2022 от 18.02.2022 Приволжского районного суда (Самарская область)

63RS0024-01-2022-000121-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2022 года с. Приволжье

Приволжский районный суд Самарской области в составе:

судьи Саморенкова Р.С.,

при секретаре ФИО1

с участием:

представителя заявителя ФИО3,

представителя ООО «Сад» ФИО5,

представителя СПК «Новое Заволжье» ФИО4,

рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95/2022 по заявлению администрации муниципального района <адрес> об установлении факта, имеющего юридическое значение,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта действия в вегетационный период с 01.05. по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального района <адрес> обстоятельств непреодолимой силы, те есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно – климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных метеорологических и агрометеорологических явлений (аномально-жаркая погода, атмосферная и почвенная засуха).

В обоснование заявленных требований указала, что в администрацию муниципального района <адрес> поступили обращения от руководителей сельскохозяйственных предприятий ООО «Сад», ООО «СЕВ-07» и СПК «Новое Заолжье» о необходимости принятия мер по предотвращению на территории муниципального района угрозы продовольственной безопасности, возникновение которой связано с опасными природно-климатическими условиями, сложившимися в вегетационный период май-август 2021 года.

Распоряжением главы муниципального района <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за была создана рабочая комиссия для обследования посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений в ООО «Сад», ООО «Сев-07», СПК «Новое Заволжье».

Распоряжением Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ р на территории муниципального района введен режим повышенной готовности для органов управления сил и средств Приволжского звена территориальной подсистемы <адрес> единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера с 09 час. 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справками от ДД.ММ.ГГГГ, -а, -б, представленной ФГБУ «Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», на основании сведений автоматической метеорологической станции Приволжье Росгидромета, расположенной в муниципальном районе <адрес>, а также автоматической метеорологической станции Безенчук, расположенной в муниципальном районе <адрес>, установлено, что вегетативное развитие сельскохозяйственных посевов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в южной зоне Самарского региона, в том числе на территории муниципального района приволжский <адрес>, проходило при остром преобладании повышенного и аномально высокого температурного режима, что привело к ухудшению состояния сельскохозяйственных культур, многолетних садовых насаждений и снижению уровня их урожайности.

Гидротермический коэффициент в муниципальном районе <адрес> составил 0,29, что указывает на наличие опасного агрометеорологического явления как «атмосферная засуха очень сильной интенсивности».

Таким образом, на территории муниципального района <адрес> в вегетационный период с мая по август 2021 года под действием непреодолимой силы сложились чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, обусловленные погодно-климатическими аномалиями, характеризующимися сочетанием опасных метеорологических и агрометеорологических явлений (аномально-жаркая погода, атмосферная и почвенная засуха).

Наличие вышеуказанных обстоятельств непреодолимой силы привело к значительному снижению урожая сельскохозяйственных культур и многолетних садовых насаждений на территории муниципального района Приволжский, что подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми общая посевная площадь, где произошло снижение урожайности сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений составила 2637 га, в том числе озимая пшеница – 2312 га, ячмень – 325 га, по многолетним садовым насаждениям - планируемый валовой сбор яблок должен быть 4300 тонн, ухудшение качества плодов и как следствие уменьшение сроков хранения яблок с 6 до 2 месяцев, а также увеличение на 30 % объема яблок, направленного на переработку.

Учитывая отсутствие правовой определенности в правоотношениях сельхозпроизводителей и Министерства сельского хозяйства РФ складывающихся в условиях погодно-климатических условиях, характеризующихся сочетанием опасных метеорологических и агрометеорологических явлений, а также отсутствие сетевого подразделения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для подтверждения воздействия на территории муниципального района <адрес>, просит установить юридический факт действия в вегетационный период с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального района <адрес> обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно-климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных метеорологических и агрометеорологических явлений (аномально-жаркая погода, атмосферная и почвенная засуха).

Установление данного юридического факта необходимо с целью формирования достоверных учетных данных и внесения изменений в ранее направленную отчетность.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 заявленные требования поддержал полностью по вышеуказанным основаниям.

Представитель заинтересованного лица СПК «Новое Заволжье», ФИО4 в судебном заседании против заявленных требований не возражал.

Представитель заинтересованного лица, ООО «Сад», ФИО5, в судебном заседании против заявленных требований не возражал.

Представители заинтересованных лиц: Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> и ООО «Сев-07» в судебное заседание не явились, возражений против заявления не представили.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей неявившихся заинтересованных лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление администрации муниципального района <адрес> подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

По правилам части 1 статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии с пунктом 1 стать 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (пункт 8), в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного постановлением правления ТПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) – чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке свидетельствования уполномоченными Торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утвержденного постановлением правления ТПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в процессе исполнения договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо избежать или преодолеть в ходе его исполнения, находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган и т.п.), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры органов государственной власти или местного самоуправления и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены обстоятельства, составляющие предпринимательские риски, такие, в частности, как: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, обстоятельства, вызванные финансово-экономическим кризисом, изменение валютного курса или девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, неправомерные действия представителей заявителя, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, на которые стороны прямо указали в договоре (контракте).

В соответствии с пунктом 1 статьи 138.4 БК РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований.

Методика распределения дотаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Порядком установления прогнозных значений социально-экономических показателей, оцениваемых при предоставлении из областного бюджета дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответственным органом исполнительной власти <адрес> за методическое сопровождение расчета прогнозных значений по показателю «Валовой сбор зерна в весе после доработки» является министерство сельского хозяйства и продовольствия <адрес>.

Прогнозные значения социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки» на 2021 год утверждены распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р.

При этом, в соответствии с методикой расчета прогнозных значений социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки», утвержденной приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, прогнозное значение показателя может быть скорректировано по инициативе министерства или на основании обращения муниципального района в следующих случаях:

Возникновение форс-мажорных обстоятельств в отрасли растениеводства муниципального района (чрезвычайная ситуация и т.д.);

Установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом органа государственной власти субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления;

Наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательства;

Аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Из системного анализа приведенных норм следует, что наличие форс-мажорных обстоятельств может служить основанием для предотвращения снижения уровня предоставляемых местным бюджетам дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. В частности, вследствие корректировки значений социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки» на 2021 год – при установлении факта действия в вегетативный период (май-июль 2021 года) на территории муниципального района <адрес> обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно-климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных метеорологических и агрометеорологических явлений (аномально-жаркая погода, атмосферная и почвенная засуха).

Такой факт, имеющий юридическое значение, судом установлен из представленных лицами, участвующими в деле, доказательств:

- сведениями гидрометеорологического центра от ДД.ММ.ГГГГ;

- сведениями гидрометеорологического центра а от ДД.ММ.ГГГГ;

- сведениями гидрометеорологического центра б от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом обследования посадок многолетних насаждений в ООО «Сад» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено аномально высоких температур и локального выпадения града на территории хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ, установлены потери урожайности;

- актом обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур ООО «Сев-07», пострадавших в результате обстоятельств непреодолимой силы, обусловленных погодно-климатическими условиями от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлен острый дефицит осадков и аномально высокой температуры с 01.05 по ДД.ММ.ГГГГ, установлены потери урожайности;

- актом обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур СПК «Новое Заволжье», пострадавших в результате обстоятельств непреодолимой силы, обусловленных погодно-климатическими условиями от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлен острый дефицит осадков и аномально высокой температуры с 01.05 по ДД.ММ.ГГГГ, установлены потери урожайности.

Таким образом, сложившиеся агрометеорологические факторы способствовали непродуктивному расходу влаги из почвы на испарение и пересыханию её верхних слоёв. Острый дефицит осадков на фоне аномально-жаркой погоды значительно осложнял условия вегетативного развития всех сельскохозяйственных культур в муниципальном районе <адрес>.

В соответствии с приказом Росгидромета от ДД.ММ.ГГГГ (РД 52.88.699-2008) к гидрометеорологическим явлениям относятся агрометеорологические явления – метеорологические, гидрологические явления или их сочетания, оказывающие воздействие на производство сельскохозяйственной продукции.

Типовой перечень опасных природных явлений содержится в ФИО7 к РД 52.88.699-2008, помимо прочих к ним относятся:

- аномально-жаркая погода – период с апреля по сентябрь в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха выше климатической нормы на 7?С и более;

- засуха атмосферная – в период вегетации сельскохозяйственных культур отсутствие эффективных осадков (более 5 мм в сутки) за период не менее 30 дней подряд при максимальной температуре воздуха выше 25?С (в южных районах РФ – выше 30?С). В отдельные дни (не более 25 процентов продолжительности периода) возможно наличие максимальных температур ниже указанных пределов;

- засуха почвенная – в период вегетации сельскохозяйственных культур за период не менее 3 декад подряд запасы продуктовой влаги в слое почвы 0-20 см составляют не более 10 мм или за период не менее 20 дней, если в начале периода засухи запасы продуктовой влаги в слое 0-100 см были менее 50 мм.

Из изложенного следует: на территории муниципального района <адрес> в вегетационный период (мае-августе 2021 года) сложились обстоятельства, обусловленные погодно-климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных метеорологических и агрометеорологических явлений (аномально-жаркая погода, атмосферная и почвенная засуха), являющиеся чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, что влечет необходимость квалифицировать их как сложившиеся под действием непреодолимой силы.

Наличие вышеуказанных обстоятельств непреодолимой силы привело к значительному снижению урожая сельскохозяйственных культур на территории муниципального района <адрес>, что подтверждается вышеназванными актами обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате обстоятельств непреодолимой силы, обусловленных погодно-климатическими условиями.

Судом установлена невозможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт действия в вегетативный период (май-август 2021 года) на территории муниципального района <адрес> обстоятельств непреодолимой силы по причине отсутствия сетевого подразделения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для констатации факта аномальных погодных условий на территории названного муниципального района, а также справки территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, что в свою очередь приводит к невозможности корректировки значений социально-экономического показателя «Валовой сбор зерна в весе после доработки» на 2021 год, и в конечном итоге к снижению уровня распределяемых дотаций местному бюджету в плановый период.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие возражений заинтересованных лиц и то, что удовлетворение заявления прав и законных интересов заинтересованных и других лиц не нарушает, заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 268 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Установить юридический факт действия в вегетационный период с 01 мая по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального района <адрес> обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, обусловленных погодно-климатическими условиями, характеризующимися сочетанием опасных метеорологических и агрометеорологических явлений (аномально-жаркая погода, атмосферная и почвенная засуха).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Приволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Р.С. Саморенков