ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-95/2023 от 07.09.2023 Новороссийского гарнизонного военного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 сентября 2023 года г. Новороссийск

Новороссийский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Яременко В.Я., при секретаре судебного заседания Абдрахмановой А.А., с участием ответчика Овчарова В.А., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело № 2-95/2023 по исковому заявлению командира войсковой части к бывшему военнослужащему этой же воинской части <данные изъяты><данные изъяты> Овчарову Валерию Анатольевичу о привлечении к материальной ответственности,

установил:

Командир войсковой части обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Овчарова денежные средства в размере 65 797 рублей 20 коп. в порядке привлечения его к ограниченной материальной ответственности.

В обоснование иска им указано, что в ходе контрольных мероприятий по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , проведенных в период с 30 июня по 23 июля 2020 г. Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) (далее – Управление), выявлены переплаты должностных окладов восьми работникам гражданского персонала, которым должностные оклады были установлены без учета требований к их профессиональной подготовке, уровню квалификации и образованию.

Ответчик, в период исполнения обязанностей являлся командиром войсковой части , неправомерно издал приказы о присвоении квалификационных категорий 8 работникам гражданского персонала, которые не имели для этого соответствующего уровня образования либо стажа работы по специальности. Установление вышеуказанным работникам должностного оклада по квалификационным категориям как метеорологам (техникам-океанологам, инженерам) 1 или 2 категории противоречит положениям пункта 7 Главы III Приложения № 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 255, пункта 1 Приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 545, которыми предусмотрена необходимость учета требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации при установлении должностных окладов гражданскому персоналу воинских частей и организаций.

Таким образом, неправомерное установление перечисленным работникам квалификационных категорий по должности раньше установленного законом срока и в отсутствие соответствующего образования привело к выплате (переплате) должностных окладов в завышенном размере и причинению ущерба воинской части.

Размер неположенных выплат (переплат) должностных окладов за проверяемый период (с 17 июля 2017 г. по 30 июня 2020 г.) составил 703 244 рубля 83 коп., а за вычетом денежных средств, добровольно возмещенных одним из указанных работников, размер причиненного воинской части материального ущерба составляет 675 470 рублей 5 копеек.

Таким образом, ответчик подлежит привлечению к ограниченной материальной ответственности в размере 65 797 рублей 20 коп.

В судебном заседании ответчик Овчаров исковые требования не признал ввиду их необоснованности, при этом пояснил суду, что в ходе проведенных аттестаций работников руководители каждого из подразделений, в которых работали названные лица гражданского персонала, рекомендовали присвоить им соответствующие квалификационные разряды, поскольку те, несмотря на отсутствие необходимого образования либо стажа работы, обладали соответствующими навыками для выполнения поставленных перед ними задач.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания истец и третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «1 финансово-экономическая служба», в суд не явились и просили рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Заслушав ответчика, исследовав и оценив представленные сторонами и их представителями доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в период с января 2012 г. по октябрь 2022 г. Овчаров проходил военную службу на воинской части в должности командира войсковой части . В период исполнения обязанностей командира войсковой части ответчиком изданы приказы о присвоении квалификационных категорий и увеличении должностных окладов 8 работникам гражданского персонала - <данные изъяты> Н.А., <данные изъяты> С.Ф., <данные изъяты> О.А., <данные изъяты> Н.Е., <данные изъяты> В.Л., <данные изъяты> Л.В., Сентябревой Н.В. и Семенец Н.Н., при этом некоторые из них не имели для этого соответствующего уровня образования либо стажа работы по специальности.

Названные обстоятельства подтверждаются заключением по материалам административного расследования, проведенного в войсковой части на основании приказа командира войсковой части от 18 апреля 2023 г. № 184 по факту выявления контрольной группой Управления переплат должностных окладов гражданскому персоналу, а также актом выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности от 23 июля 2020 г. № 52/16дсп, проведенной в отношении названной воинской части Управлением.

При этом из названного акта следует, что в нарушение пункта 7 главы III Приложения № 2 к Приказу № 255, пункта 1 Приложения № 1 к Приказу № 545, требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 и раздела Единого квалификационного справочника «Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 48, должностной оклад названным работникам войсковой части устанавливался без учета требований к профессиональной подготовке, уровню квалификации и образованию, в связи с чем, размер необоснованной выплаты заработной платы за период с 17 июля 2017 г. по 30 июня 2020 г. составил 703 244 рубля 83 коп.

В соответствии со справкой о частичном возмещении ущерба от 21 июня 2023 г. <данные изъяты> Н.А. перечислила на счет администратора доходов денежные средства в размере 27 774 рубля 78 коп., а остаток не возмещенного ущерба составляет 675 470 рублей 5 копеек.

Порядок оплаты труда гражданского персонала войсковых частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в период с 20 сентября 2016 года по 09 декабря 2019 года регулировался приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, которым утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженный Сил Российской Федерации и Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

На основании пункта 7 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, являющегося приложением № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255, должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приложением № 1 к настоящему приказу.

Пунктом 8 названного Положения предусмотрено, что размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала включаются в трудовые договоры.

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, то должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений (пункт 13 Положения).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, действующим с 10 декабря 2019 года, утверждены Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимися приложением № 1 к указанному приказу.

Согласно пункту 1 Приложения №1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных настоящим приложением.

Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года №37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, предназначенный для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

В соответствии с пунктом 1 названного Квалификационного справочника, квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

Согласно пункту 4 Квалификационного справочника, квалификационные характеристики на предприятиях в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации, при этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др. (пункт 6 Квалификационного справочника).

Из пунктов 8 и 10 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, предназначенный для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности следует, что соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников, требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификаций, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В судебном заседании ответчик Овчаров пояснил, что в ходе проведения аттестации в отношении каждого из перечисленных работников аттестационной комиссией войсковой части были учтены их личные и деловые качества, положительные характеристики их непосредственных руководителей, стаж и опыт работы на ранее занимаемых должностях, наличие поощрений и отсутствие взысканий, результаты их трудовой деятельности по занимаемым должностям, а поэтому по результатам их аттестации названной комиссией были приняты решения о соответствии каждого из них занимаемым должностям и возможности установления соответствующих квалификационной категорий в порядке исключения. Результаты проведенных аттестаций, учтенные им как командиром войсковой части , послужили основанием для принятия решения об издании соответствующих приказов.

Названные обстоятельства подтверждаются также выписками из протоколов заседаний аттестационной комиссии войсковой части от 15 сентября 2015 г. № 15, от 15 сентября 2016 г. № 16, от 8 сентября 2017 г. № 20, от 13 сентября 2017 г. № 21, от 14 сентября 2018 г. № 16.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Из абз. 5 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» следует, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Согласно абзацам 2 и 4 ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности» к воинским частям относятся органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу, а под имуществом воинской части понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.

В соответствии с п. 3 ст. 4 названного Федерального закона командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, утраты, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Исходя из приведенных норм законодательства, материальная ответственность военнослужащих является самостоятельным видом юридической ответственности и возникает лишь при причинении реального ущерба воинской части.

В этой связи само себе издание командиром воинской части приказов о присвоении работникам квалификационных категорий и установление им в связи с этим повышенных окладов при отсутствии вышеназванного необходимого условия материальной ответственности исключает возможность привлечения к ней военнослужащего.

При этом истцом в суд не представлены материалы, содержащие сведения о том, что вышеперечисленные работники гражданского персонала не обладали достаточным практическим опытом (навыками) либо некачественно и не в полном объеме выполняли возложенные на них должностные обязанности.

Отсутствуют эти сведения и в заключении по материалам административного расследования, а также в акте выездной проверки.

Напротив, факт надлежащего исполнения работниками, в частности Семенец Н.Н., <данные изъяты> О.А., <данные изъяты> В.Л. и <данные изъяты> Н.Е. своих должностных обязанностей, а следовательно и правомерность выплат им окладов с учетом присвоенных квалификационных разрядов, подтверждается вступившими в законную силу решениями Полярного районного суда Мурманской области от 30 ноября 2020 г., а также тремя решениями этого же суда от 17 марта 2021 г., принятым по гражданским делам по искам названных работников к войсковой части , в соответствии с которыми приказы командования об уменьшении размера их должностных окладов признаны судом незаконными.

С учетом изложенного, ввиду отсутствия реального ущерба в связи с изданием Овчаровым по результатам аттестации правомерных приказов о присвоении вышеприведенным работникам квалификационных разрядов, в том понимании, как это предусмотрено Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих», то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности, а поэтому отказывает в удовлетворении искового заявления командира войсковой части к Овчарову.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194 - 199 ГПК РФ военный суд,

решил:

В удовлетворении искового заявления командира войсковой части к бывшему военнослужащему названной воинской части <данные изъяты><данные изъяты> запаса Овчарову Валерию Анатольевичу о привлечении к материальной ответственности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Новороссийский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.Я. Яременко

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2023 г.