Ершовский районный суд Саратовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ершовский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-96/2011г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 февраля 2011 г.
Ершовский районный суд Саратовской области
в составе:
председательствующего судьи Г.А.Андреевой
с участием помощника прокурора А.Н. Науменкова
при секретаре М.В. Белик
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Ершовского муниципального района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным
установил:
Заместитель прокурора обратился в Ершовский районный суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Ершовского муниципального района, о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и просит признать бездействие администрации Ершовского муниципального района по необращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии автодороги Дмитриевка – Коптевка протяженностью 3,4 км. на учет как бесхозяйного имущества незаконным, обязать администрацию Ершовского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии автодороги Дмитриевка – Коптевка протяженностью 3,4 км. на учет как бесхозяйное имущество.
В судебном заседании помощник прокурора Науменков А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик-представитель администрации Ершовского муниципального района ФИО3, выступающая в суде по доверенности, просила отказать в удовлетворении заявления, представила отзыв на заявление.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает возможным удовлетворить заявление в полном объеме по следующим основаниям. В суде установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что на территории Ершовского муниципального района расположена автодорога Дмитриевка – Коптевка протяженностью 3,4 км. В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П данная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, однако до настоящего времени в собственность автодорога не передана. Кроме того, установлено, что она является бесхозяйной, собственника или эксплуатирующей организации не имеет, что подтверждается информацией предоставленной главой администрации Ершовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.Собственник автодороги, который несет бремя по содержанию автодороги отсутствует. Ремонт и обслуживание автодороги не осуществляется, что в процессе износа дорожного полотна создает непосредственную угрозу безопасности дорожного движения. Орган местного самоуправления, в порядке п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ обязан подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Однако, в ходе проведенной проверки установлено, что автодорога Дмитриевка – Коптевка протяженностью 3,4 км. эксплуатируется в отсутствие собственника или эксплуатирующей организации, в связи с чем, существует угроза безопасности участников дорожного движения. Необращение администрации Ершовского муниципального района в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии автодороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.При указанных обстоятельствах бездействие администрации муниципального образования создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, что нарушает права неопределенного круга лиц – населения Ершовского муниципального образования на жизнь, здоровье.В соответствии со ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Обязание администрации Ершовского муниципального района исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области безопасности дорожного движения может быть обеспечено судебным решением.
В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по осуществлению дорожной деятельности с их финансовыми возможностями.
Доводы представителя ЕМР ФИО3не состоятельны, о том что автомобильная дорога Дмитриевка-Коптевка включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, следовательно является собственностью субъекта Российской федерации, но не муниципальной собственностью и денежные средства на изготовление технической документации автодорог, включенных в перечень автомобильных дорог регионального значения в бюджете Ершовского муниципального района не заложены. Автодорога Дмитриевка – Коптевка протяженностью 3,4 км. находится на территории Ершовского муниципального района и подготовить документы для признания бесхозяйной недвижимой вещи должна администрация Ершовского муниципального района, .
В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П данная автомобильная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
В соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" установлено, что для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации необходимо представить следующие документы:
а) предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о передаче имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества в федеральную собственность, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации или предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность;
б) выписка из реестра государственного (муниципального) имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
в) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия собственника имущества;
г) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному (муниципальному) унитарному предприятию, государственному (муниципальному) учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
д) документы, подтверждающие право собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования на предлагаемые к передаче земельные участки как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
е) справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;
ж) кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;
з) согласие (письмо) государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);
и) заверенная в установленном порядке копия устава государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
к) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;
л) бухгалтерский баланс государственного (муниципального) предприятия, государственного (муниципального) учреждения - в случае их передачи как имущественных комплексов;
м) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений;
н) документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;
о) предложение федерального органа исполнительной власти о передаче в федеральную собственность имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается осуществить закрепление имущества (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), либо предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче в собственность субъекта Российской Федерации имущества с обоснованием необходимости осуществления передачи такого имущества и с указанием организации, за которой предлагается закрепление имущества;
п) обращение федерального государственного предприятия, федерального государственного учреждения или государственного предприятия, государственного учреждения субъекта Российской Федерации о принятии имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации соответственно в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится такая организация, предлагается закрепление имущества за ней;
р) заверенная в установленном порядке копия устава организации, за которой предлагается закрепление имущества;
с) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, за которой предлагается закрепление имущества.
На основании вышеизложенного для передачи имущества в собственность необходимо представить, в том числе выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество.
Однако данная автодорога является бесхозяйной, собственника или эксплуатирующей организации не имеет, что подтверждается информацией предоставленной главой администрации Ершовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по . Собственник автодороги, который несет бремя по содержанию автодороги отсутствует. Ремонт и обслуживание автодороги не осуществляется, что в процессе износа дорожного полотна создает непосредственную угрозу безопасности дорожного движения.
Статьей 225 Гражданского кодекса установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Аналогичны требования и изложены в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв.постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № так в соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, необращение администрации Ершовского муниципального района в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии автодороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. По добытым в суде доказательствам заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254,194-198ГПК РФ суд
решил:
Признать бездействие администрации Ершовского муниципального района по необращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии автодороги Дмитриевка – Коптевка протяженностью 3,4 км. на учет как бесхозяйного имущества незаконным.
Обязать администрацию Ершовского муниципального района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии автодороги Дмитриевка – Коптевка протяженностью 3,4 км. на учет как бесхозяйное имущество.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Ершовский районный суд в течение 10 дней, после вынесения решения в окончательной форме, то есть после ДД.ММ.ГГГГ
Судья:/подпись/ Г.А. Андреева.