ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-96 от 29.03.2010 Моздокского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

                                                                                    Моздокский районный суд Республики Северная Осетия – Алания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Моздокский районный суд Республики Северная Осетия – Алания — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-96/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Моздок РСО - Алания 29 марта 2010 г.

Моздокский районный суд РСО - Алания в составе председательствующего судьи Карабахциевой О.К., с участием помощника прокурора Моздокского района Соколовой Ю.Г., истцов ФИО4, ФИО5, представителя истцов ФИО6, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителей ответчиков: АМС Моздокского района ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, Управления ЗАГС - ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, при секретаре Дзиовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО4 и ФИО5 к АМС Моздокского района, отделу ЗАГС АМС Моздокского района и Управлению ЗАГС РСО - Алания о признании незаконным распоряжения об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с исками о признании незаконными распоряжения Главы АМС Моздокского района от ДД.ММ.ГГГГ №-К об их увольнении в порядке перевода в Управление ЗАГС РСО - Алания, восстановлении их на работе в Управлении ЗАГС РСО - Алания в прежних должностях - ФИО5 - в должности ведущего специалиста Моздокского отдела ЗАГС, а ФИО4 - должности главного специалиста отдела ЗАГС. Истицы просили обязать ответчиков выплатить им зарплату за время вынужденного прогула согласно штатному расписанию, а так же просили взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб. каждая.

В качестве дополнения исковых требований ФИО4 и ФИО5 заявлены требования о восстановлении их на работе в АМС Моздокского района.

В ходе судебного заседания ФИО5 исковые требования поддержала и просила удовлетворить, пояснив, что с 2006 г. является сотрудником отдела ЗАГС АМС Моздокского района. С 05.01.2007 г. находилась в декретном отпуске, из которого планировала выйти по достижению ребенком трехлетнего возраста - 05.01.2010 г., однако, по настоянию сотрудника отдела кадров АМС Моздокского района 18.12.2009 г. вышла на работу и 21.12. 2009 г. вместе с остальными сотрудниками отдела ЗАГС по указанию инструктора по кадрам АМС Моздокского района написала заявление на увольнение с последующим переводом в Управление ЗАГС РСО - А. Продолжала работать на своем рабочем месте до 12.01.2010 г. С 12.01.2010 г. до 30.01.2010 г. находилась в учебном отпуске. 12.01.2010 г. при выходе на работу узнала, что ее не взяли на работу в Управление ЗАГС. В Управлении ЗАГС ей отказали в приеме на работу, пояснив, что ее неправильно уволили из АМС. Просит восстановить ее на работе или в Управлении ЗАГС или в АМС Моздокского района. Незаконными действиями ответчиков ей причинен моральный вред, что выразилось в нравственных переживаниях по поводу потери работы.

ФИО4 иск подержала и пояснила, что с 2006 г. работала в отделе ЗАГС АМС Моздокского района. 16.12.2009 г. ушла на «больничный», однако 18.12.2009 г. ее вызвали в отдел кадров АМС, чтобы написать заявление об увольнении с последующим переводом в Управление ЗАГС, пояснив, что данные заявление написаны всеми сотрудниками отдела ЗАГС. После написания заявления о переводе переоформила в поликлинике листок временной нетрудоспособности на другого работодателя - Управление ЗАГС Больничный был закрыт 18.01.2010 г. В Управление ЗАГС РСО - А ее не приняли на работу. Считает, что потеряла работу из-за незаконных действий ответчиков, чем ей причинен моральный вред, так как она является матерью-одиночкой, одна воспитывает сына ДД.ММ.ГГГГ года рождения, увольнением лишена средств к существованию. Просит восстановить ее или в АМС района или в Управление ЗАГС на прежнюю должность.

Представитель истцов ФИО9 исковые требования ФИО5 и ФИО4 полностью поддержал и просил удовлетворить.

Представитель АМС Моздокского района РСО - Алания ФИО7 просил в удовлетворении иска в отношении АМС Моздокского района отказать, так как АМС является ненадлежащим ответчиком, считает, что фактически произошла реорганизация органов ЗАГС, поэтому АМС на основании распоряжения Правительства РСО - Алания передало Управлению ЗАГС материальные средства и всю документацию. Денежные средства, на которые осуществлялось финансирование отдела ЗАГС, были в установленный Правительством десятидневный срок перечислены в Минфин РСО - Алания. Штатные единицы так же были переданы Управлению ЗАГС, в связи с чем сокращение штатов АМС не производилось. Просит учесть, что сокращение штатов не могло быть произведено, так как для проведения сокращения требуется соблюдение установленной законом процедуры и сопряженных с этим материальных затрат, что не возможно в связи с прекращением финансирования отдела ЗАГС.

Представитель Управления ЗАГС РСО - Алания ФИО8 исковые требования не признала и просила в удовлетворении исковых требований, заявленных к Управлению ЗАГС РСО - А отказать, так как Управление является ненадлежащим ответчиком. Считает, что фактически АМС Моздокского района произвела сокращение численности штатов. В связи с различиями в государственной и муниципальной службе полагает необоснованным мнением АМС Моздокского района о том, что произошла реорганизация органов ЗАГС, позволяющая переводить сотрудников АМС в Управление ЗАГС РСО - А.

Привлеченное к участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства РСО - А о слушании дела уведомлено в установленном законом порядке, представитель правительства РСО - А в судебное заседание не явился, в адрес суда поступило ходатайство председателя Правительства РСО - А ФИО1 о рассмотрении дела в отсутствии представителя Правительства РСО - А и отзыв, согласно которому правительство полагает, что передача государственных полномочий не предполагает передачу штатных единиц из АМС Моздокского района в Управление ЗАГС, считают, что АМС Моздокского района должна была произвести сокращение численности или штата работников.

Выслушав стороны, показания свидетелей ФИО2, работающей главным бухгалтером АМС и ФИО3, работающей инспектором по кадрам АМС, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим частичному удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования ФИО5 и ФИО4 подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 4 Федерального закона № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния не относятся к вопросам местного значения, являясь федеральными полномочиями, но в соответствии с положениями главы 4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. могут быть делегированы органам местного самоуправления с предоставлением финансирования за счет субвенций из соответствующих бюджетов на основании законов Субъектов РФ.

Законом РСО - Алания № 44-РЗ от 01.12.2003 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в РСО - Алания полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния были временно переданы органам местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом РСО - А № 5-РЗ от 06.03.2008 г. Закон РСО - А № 44-РЗ от 01.12.2003 г. признан утратившим силу.

Постановлением РСО - А № 338 от 11.12.2009 г. «Вопросы Управления записи актов гражданского состояния РСО - Алания» утверждено Положение об Управлении ЗАГС РСО - А; органам местного самоуправления рекомендовано передать в ведение Управления ЗАГС РСО - А имущество, закрепленное за отделами ЗАГС МО, а так же имеющиеся на счетах остатки денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности отделов ЗАГС МО в течение 10 дней передать Управлению ЗАГС.

Во исполнение приведенного постановления Правительства РСО - А Главой АМС Моздокского района было издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче отдела ЗАГС в ведение Управления ЗАГС РСО - А», которым в штатное расписание, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения: постановлено «исключить из раздела 1 (Штатного расписания) Отдел ЗАГС в составе 9 единиц, главному специалисту по кадрам обеспечить увольнение и перевод работников отдела ЗАГС в соответствии с трудовым законодательством».

ДД.ММ.ГГГГ в приведенное распоряжение внесены изменения: указано на исключение из штатного расписания отдела ЗАГС с ДД.ММ.ГГГГ

АМС Моздокского района Управлению ЗАГС РСО - А было передано имущество отдела ЗАГС, денежные средства в сумме 610853, 34 руб. были возвращены в Минфин РСО - А ДД.ММ.ГГГГ, Управление ЗАГС РСО - Алания сообщило о том, что указанные денежные средства в Управление не поступали.

Истицы состояли в трудовых отношениях с АМС Моздокского района на основании заключенных трудовых договоров: ФИО4 - с ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО5 - с ДД.ММ.ГГГГ Истицы являлись муниципальными служащими и работали в отделе ЗАГС АМС Моздокского района. На момент увольнения ФИО4 работала на должности главного специалиста отдела ЗАГС, а ФИО5 - ведущего специалиста.

Согласно Положению об отделе ЗАГС АМС Моздокского района отдел являлся структурным подразделением АМС района, штаты отдела утверждались Главой АМС, финансирование отдела осуществлялось из бюджетных средств через бухгалтерию Администрации.

Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых правоотношений являются работник и работодатель, причем работодателем может быть физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работником.

Учитывая, что отдел ЗАГС АМС Моздокского района не является юридическим лицом, исковые требования ФИО4 и ФИО5 к отделу ЗАГС удовлетворению не подлежат.

Увольнение истиц произведено распоряжением Главы АМС района № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) «в порядке перевода, в соответствии со ст. 75 ТК РФ», при увольнении у истиц, наряду с остальными сотрудниками отдела ЗАГС АМС Моздокского района, по инициативе работодателя были отобраны заявления, содержание которых совпадает с формулировкой распоряжения (указанный факт не оспаривается представителем АМС).

Управлением ЗАГС истицы не были приняты на работу, остальные сотрудники отдела ЗАГС АМС Моздокского района (4 человека) Управлением приняты на общих основаниях.

Сравнение штатных расписаний АМС Моздокского района на 2009 - 2010 г. позволяют сделать вывод о том, что фактически произошло сокращение 9 штатных единиц, ранее составлявших отдел ЗАГС АМС района.

Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что передача полномочий по осуществлению записи актов гражданского состояния, произведенная в 2003 г. законом РСО - А и последующее в 2009 г. возвращение полномочий не предполагало возможность перевода работников органов местного самоуправления, исполнявших обязанности по регистрации ЗАГС, в связи с чем исковые требования о восстановлении истиц в Управлении ЗАГС РСО - Алания удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, суд считает, что АМС Моздокского района нарушила требования трудового законодательства произведя «увольнение в порядке перевода» сотрудников отдела ЗАГС АМС Моздокского район, поскольку такого основания прекращения трудовых отношения не предусмотрено ни ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе», ни ТК РФ.

Суд считает несостоятельными доводы представителя АМС Моздокского района, касающиеся невозможности проведении установленной законом процедуры сокращении штатов в связи с прекращением финансирования работы отдела ЗАГС Администрации, предусмотренной ст. ст. 81,82 ТК РФ, при этом суд исходит из того, что в силу части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Применительно к трудовым отношениям указанные нормы Конституции Российской Федерации не могут пониматься иначе, как устанавливающие приоритет соблюдения установленных федеральным трудовым законодательством прав работников пред правами работодателя в сфере административных и гражданских правоотношений.

Таким образом, изменение финансирования АМС Моздокского района не может быть основанием для ущемления трудовых прав истиц.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, а так же положения п.4 ст. 261 ТК РФ, запрещающие увольнение женщин, имеющих детей до трех лет (ФИО5 имеет ребенка ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (ФИО4 одна воспитывает сына ДД.ММ.ГГГГ г.р., отец ребенка умер в ДД.ММ.ГГГГ г.), кроме случаев ликвидации предприятия и наложения дисциплинарных взысканий, оспариваемое увольнение незаконно, тем более, что на момент издания приказа об увольнении ФИО4 отсутствовала на работе в связи с временной нетрудоспособностью (листки временной нетрудоспособности подтверждает факт нетрудоспособности ФИО4 до ДД.ММ.ГГГГ), что нарушает гарантии прав работника, установленные п.6 ст. 81 ТК РФ, а так же учитывая тот факт, что ФИО5 после издания приказа об увольнении продолжала осуществление своих трудовых обязанностей.

Несоблюдения процедуры сокращения штатов, нарушение установленных федеральным законодательством гарантий прав работников, непривлечение профсоюзного комитета к разрешению вопроса об увольнении истиц является основанием для признания незаконным распоряжения главы АМС Моздокского района об увольнении истиц и основаниием для восстановления их на работе в прежних должностях (п.60 Постановления пленума ВС РФ №2 от 17.03.2004 г. «О применении судами РФ ТК РФ»).

Учитывая, что истицы подлежат восстановлению на работе, суд на основании ст. 139 ТК РФ взыскивает с АМС Моздокского района средний заработок за время вынужденного прогула, при этом суд учитывает, что ФИО4 находилась на больничном и оплаты больничного не требует.

Таким образом, с АМС Моздокского района в пользу ФИО5 подлежит взысканию зарплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из среднего дневного заработка 387,28 руб., что составляет  руб. (62 дня х 387,28 руб.)

В пользу ФИО4 подлежит взысканию заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме  руб. (49 дней х 411,85 руб.)

В соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лиц, уволенных без законных оснований, о компенсации морального вреда.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора - судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.

Суд взыскивает в пользу истиц компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с АМС Моздокского района РСО - Алания госпошлину в сумме 2325,76 руб., при этом суд исходит их суммы оплат за время вынужденного прогула (44192,01 руб.), а так же требований нематериального характера, касающихся компенсации морального вреда истиц и признания незаконным распоряжения об увольнении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 и ФИО5 к отделу ЗАГС АМС Моздокского района и Управлению ЗАГС РСО - Алания отказать.

Исковые требования ФИО4 и ФИО5 к АМС Моздокского района РСО - Алания удовлетворить частично:

Признать незаконным распоряжение Главы АМС Моздокского района РСО - Алания № от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) в части увольнении в порядке перевода ФИО4 и ФИО5.

Восстановить ФИО4 и ФИО5 на работе в АМС Моздокского района РСО - Алания в прежних должностях главного специалиста и ведущего специалиста отдела ЗАГС АМС Моздокского района РСО - Алания.

Взыскать с АМС Моздокского района РСО - Алания в пользу ФИО4  руб. заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с АМС Моздокского района РСО - Алания в пользу ФИО5  руб. заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с АМС Моздокского района РСО - Алания в пользу ФИО4 и ФИО5 по 3000 (три тысячи) руб. компенсации морального вреда, в остальной сумме компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с АМС Моздокского района РСО - Алания госпошлину в бюджет Моздокского муниципального района РСО - Алания в сумме 2325,76(две тысячи триста двадцать пять ) руб. и перечислить по следующим реквизитам: ГРКЦ НБ РСО - Алания Банка России г. Владикавказ БИК №; Счет-№; получатель УФК по РСО - Алания (ИФНС России по Моздокскому району) ИНН/КПП получателя №, код бюджетной классификации № («госпошлина по судам общей юрисдикции, зачисляемая в бюджеты муниципальных районов»); ОКАТО №

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РСО - Алания в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.К.Карабахциева