ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9605/2016 от 25.10.2016 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-9605/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательст.вующего судьи Рудых Г.М.,

при секретаре Уртаеве А.В.

с участием помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Петрулевича А.Л., представителя ответчика ГКУ Волгоградской области «Волгоградское лесничество» ФИО1, представителя третьего лица комитета лесного хозяйства Волгоградской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2016 года в г. Волгограде гражданское дело по иску Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Волгоградское лесничество» об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратилась в суд с исковым заявлением к ГКУ Волгоградской области «Волгоградское лесничество» об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Свои требования мотивировала тем, что ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязано разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов. Вопреки изложенным требованиям законодательства, ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение.

Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности учреждения, в связи с чем в адрес ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно поступившему ответу на представление, ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. В связи с чем, указанное является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Просила обязать ГКУ Волгоградской области «Волгоградское лесничество» представить в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления нормативов отходов и лимитов их размещения: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.12.2015 № 1246, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Петрулевич А.Л. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика ГКУ Волгоградской области «Волгоградское лесничество» ФИО1, действующий на основании Устава, исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.

Представитель третьего лица комитета лесного хозяйства Волгоградской области ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.

Представитель третьего лица Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; срабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов па смещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 18 вышеуказанного закона к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2.1.3 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 24 ноября 2014г. № 39-п, Комитет устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Приказом Комитета природных ресурсов и экологии по Волгоградской области № 1246 от 30.12.2015 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно п. 4, 5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами а основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на из размещение, утвержденными приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05 августа 2014г. № 349.

В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для: накопления (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизаций, обезвреживания, размещения, транспортирования; утилизации или обезвреживания.

Судом установлено, что проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с о кодами производства и потребления выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности государственного казенного учреждения Волгоградской области «Волгоградское лесничество».

ГКУ ВО «Волгоградское лесничество», при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует здание на земельном участке по адресу: 400120 <...>.

При эксплуатации здания и осуществлении деятельности, предусмотренных Уставом ГКУ ВО «Волгоградское лесничество»», у учреждения образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класса опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), смет с территории предприятия малоопасный - IV класса опасности (код по ФККО 7 33 390 01 71 4), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - I класса опасности (код по ФККО 4 71 101 01 52 1) и другие виды отходов.

Образующиеся в учреждении отходы помещаются в контейнеры специализированной организации и вывозятся в соответствии с договором с ООО «Эко-Транс» от 11.01.2015 г. № 157.

Вопреки изложенным требованиям законодательства, ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение.

Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности учреждения, в связи с чем в адрес ГКУ ВО «Волгоградское лесничество» направлено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № 5-267-2016 от 30.05.2016. Согласно поступившему ответу на представление от 28.06.2016 ГКУ ВО Волгоградское лесничество» выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Указанное является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) па благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и па благоприятную окружающую среду, факторы которой, не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства. Именно, через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предприятие обеспечит безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами 1 - V класса опасности, их накопление на территории предприятия и их последующую транспортировку, использование и размещение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, вменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениями окружающей среды.

Отсутствие у ответчика лимитов па размещение отходов при осуществлении умственной деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.

Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется (согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды») в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2 ст.34 названного закона).

Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан (особенно жителей Ворошиловского района г. Волгограда) и окружающей среде, что в силу ст. 1065 ГК РФ и ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.

Прокурором заявлены требования на обеспечении ответчиком выполнения требований федерального законодательства при образовании отходов производства и потребления.

Согласно ст.ст. 17,18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

В судебном заседании представителем ответчика представлены документы, подтверждающие, что в настоящее время ГКУ Волгоградской области «Волгоградское лесничество» заключен договор № 036/16 от 18.10.2016г. на создание (передачу) научно-технической продукции - на разработку проекта ПНООЛР, паспортов опасных отходов с ООО «ЭкоПроектСтрой», по которому ими оплачена госпошлина за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Однако учитывая, что данные меры не являются исполнением заявленных требований, суд считает, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом требований закона, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения указанных мероприятия в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Волгоградское лесничество» об обязании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Волгоградское лесничество» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, представить в комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления нормативов отходов и лимитов их размещение заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, и требованиями, установленными приказом Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 30.12.2015 № 1246.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья – ... Г.М. Рудых