Дело № 2-960/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2014 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Лопушиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «МРСК-Сибири» - «Бурятэнерго» о признании о признании незаконным установку прибора учета «Матрица», признании расчетным прибора учета электроэнергии СЕ-101, обязании опломбировать прибор учета
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратились в суд с данным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что является собственником <адрес>, Республики Бурятия на основании свидетельства о регистрации права собственности. В доме стоял прибор учета электроэнергии, по которому она производила оплату потребленной электроэнергии. После очередной проверки работники ОАО «МРСК» ей посоветовали заменить старый прибор на новый, что и было сделано. В <дата> г. она установила прибор учета СЕ-101 (1 класс точности, <дата> выпуска) и обратилась к работникам ресусоснабжающей организации об опломбировании прибора учета. Заявление было зарегистрировано в журнале <дата>. До сегодняшнего дня прибор учета не опломбирован, но она так и продолжает оплачивать электроэнергию по прибору учета СЕ-101 и никаких претензий со стороны ресурсоснабжающей организации не поступали. Однако в финансово-лицевом счете за <дата> г. вдруг возникла задолженность в размере <руб.коп.>. Оказалось, что задолженность возникла по показаниям прибора учета типа «Матрица». В <дата> работниками ответчика был установлен прибор учета типа «Матрица» заявление на установку прибора учета она не писала, письменный договор на установку не заключала, в то время как это является обязательным. До сегодняшнего дня работники ОАО «МРСК Сибири» не выдали ей дисплей, по которому можно было бы снимать показания электросчетчика «Матрица». Действия ответчика по установке электросчетчика типа «Матрица» являются недействительными, незаконными. На основании Закона РФ «Об энергоснабжении» № 261-ФЗ от <дата> г., Приказа Минэнерго № от <дата> г., ст.ст. 153,154,157 ЖК РФ, ст. 544 ГК РФ, закона РФ «О защите прав потребителей» просила суд признать незаконной установку ответчиком прибора учета электроэнергии типа «Матрица», признать расчетным прибором учета электоэнергии- прибор учета электроэнергии СЕ-101 №, установленный на фасаде дома по адресу <адрес>, понудить ответчика опломбировать счетчик СЕ-101.
В судебное заседание представитель третьего лица ОАО «Читаэнергосбыт» не явился, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала частично, суду пояснила, что сотрудниками ОАО «МРСК Сибири» была произведена проверка по адресу <адрес> ей посоветовали произвести замену прибора учета. В <дата> своими силами была произведена установка счетчика на фасаде дома. После этого <дата> она обратилась в Нижнеангарский участок ОАО «МРСК-Сибири» с заявлением на опломбирование прибора учета, однако никто прибор учета не опломбировал. Точный текст заявления она не знает, к заявлению каких либо документов не прилагалось. Заявление было передано сотруднику ОАО «МРСК» Ф. В дальнейшем она не узнавали почему прибор учета не опломбирован, поскольку фактически в этом доме её семья не проживала. В <дата> по адресу <адрес> сотрудниками ОАО «МРСК-Сибири» был установлен прибор учета типа «Матрица» об этом она узнала также в <дата>., когда получила уведомление, после этого она в ОАО «МРСК» не обращалась. Исковые требования в части опломбирования прибора учета не поддерживает, поскольку до судебного заседания прибор учета был опломбирован.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требований поддержал частично, а именно не настаивал на удовлетворении требований в части обязания ответчика опломбировать прибор учета электроэнергии, поскольку это было произведено после подачи иска. Исковые требования о признании незаконной установку прибора учета типа «Матрица», признании расчетным прибора учета типа СЕ-101 поддержал в полном объеме, суду пояснил, что установка прибора учета типа «Матрица» была произведена сотрудниками ОАО «МРСК-Сибири» в нарушении законодательства, поскольку ФИО1 заявку на установку прибора учета не подавала, договор на установку прибора учета с ней заключен не был. В <дата> ФИО1 была произведена установка прибора учета по адресу <адрес>, после чего она обратилась в Нижнеангарский участок ОАО «МРСК-Сибири» с заявлением об опломбировании прибора учета электроэнергии, однако ответчиком это произведено не было в связи с чем, прибор учета типа СЕ-101 не был принят как расчетный прибор учета по вине ответчика.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что доводы стороны истца на нарушение Приказа Минэнерго России № от <дата> г., Правила предоставления коммунальных услуг, Правил, утвержденных Постановлением правительства № от <дата> являются не обоснованными. Так согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона № –ФЗ «Об энергосбережении» до <дата> собственники жилых домов обязаны были обеспечить оснащение жилых домов приборами учета. Установка прибора учета типа «Матрица» по адресу <адрес> была произведена <дата> в соответствии с п.9 ст. 13 ФЗ № «Об энергосбережении…»в связи с тем, что какие либо данные об установленных приборах учета электроэнергии по данному адресу отсутствовали. В дальнейшем в адрес ФИО1 был направлен акт, составленный при установке прибора учета, который был получен ею, каких либо возражений в течение 5 дней от ФИО4 получено не было. Доводы истца о том, что по вине ОАО «МРСК-Сибири» прибор учета СЕ-101, установленный по адресу <адрес> не был принят к коммерческому учету, считала не обоснованными. Действительно в <адрес> осуществляет работу участок ОАО «МРСК-Сибири» -«Бурятэнерго», работниками которого являются контролеры и электромонтеры. Ф. работает в данном участке в должности оператора, в её обязанности входит работа с программным обеспечением по снятию показаний с приборов учета. Заявления от ФИО1 в ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго» на допуск прибора учета в эксплуатацию не поступало. Журнал, копия которого представлена истцом является фактически рабочей тетрадью, содержит записи о поступающих заявках на выполнение работ. Сотрудники участка <адрес> не имеют права принимать заявления от граждан, регистрацию поступающих заявлений ими не ведется. В настоящее время прибор учета СЕ-101 опломбирован, однако не допущен к учету электроэнергии, поскольку при проверке было установлено, что до подключения к прибору учета кабель имеет неизолированное ссоединение, которые позволяют присоединяться к электрической сети помимо прибора учета. Расчетным прибором учета по адресу <адрес> является прибор учета типа «Матрица» установленный на электроопоре, в месте на границе балансовой принадлежности.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 (Далее по тексту Правила) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» ( далее по тексту Основное положение)
В силу п.146. Основных положений собственники энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), на которых возложена обязанность по их оснащению приборами учетами, вправе при условии выполнения указанных в настоящем разделе требований к порядку установки, замены и эксплуатации прибора учета привлекать на основании соответствующих гражданско-правовых договоров для осуществления действий по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лиц, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Согласно п. 152 Основных положений под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с п. 80 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу <адрес>
В <дата> ФИО1 самостоятельно была произведена установка прибора учета типа СЕ-101 на фасаде дома по адресу <адрес> связи с необходимостью замены прибора учета электрической энергии.
<дата> ФИО5 обратился в Нижнеангарский участок ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго» с заявкой на опломбирование указанного приора учета, заявка была зарегистрирована сотрудниками ОАО «МРСК-Сибири».
Вместе с тем, как следует из пояснений истца к поданной <дата> заявке каких либо документов, предусмотренных п. 80 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 не представлялось, кроме того как следует из записи в журнале целью подачи заявки являлось опломбирование установленного прибора учета, а не допуск его в эксплуатацию.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истец ФИО5 в адрес сетевой организации с заявлением о допуске прибора учета в эксплуатацию в установленном порядке не обращалась, поскольку представленные сведения об обращении <дата> ФИО5 с заявлением об опломбировании прибора учета не свидетельствуют о том, что ФИО1 как собственник жилого помещения обращалась в ОАО «МРСК» с соответствующим заявлением о допуске прибора учета с приложением всех соответствующих документов.
Пунктом 5 ст. 13 Федерального закона от <дата> N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников жилых домов была возложена обязанность в срок до <дата> обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения данной нормы с <дата> обязанность по установке общедомовых приборов учета энергии возлагается на электроснабжающие организации.. Лицо не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета.
Согласно требованиям ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом в соответствии с данными нормами права именно на собственнике жилого помещения лежит обязанность по оборудованию индивидуальными приборами учета электрической энергии.
В соответствии с п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Как установлено из материалов дела <дата> сотрудниками ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго» была произведена установка прибора учета типа Матрица», №, по адресу <адрес>, о чем электромонтером К. составлен акт проверки работы приборов учета и схемы измерений электрической энергии Ф № от <дата> Учитывая, что установка прибора учета произведена в связи с неисполнением ФИО1 обязанности как собственника жилого помещения по оборудованию его прибором учета электроэнергии, суд не может принять во внимание доводы истца о применении порядка заключения договора на установку прибора учета, установленного Приказом Минэнерго РФ от <дата> № 149, поскольку данный порядок распространяется на правоотношения возникающие при установке прибора учета по инициативе собственника жилого помещения.
Вместе с тем установлено, что в нарушение п. 150 Основных положений ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго» в адрес собственника жилого помещения ФИО1 какого либо уведомления о необходимости обеспечения допуска к местам установки приборов учета, предлагаемой дате и времени совершения действий по установке приборов учета, месте установки приборов учета не направлялось и соответственно собственником жилья ФИО1 получено не было, в связи с чем суд приходит к выводу, что действия ответчика по установке прибора учета типа «Матрица» <дата> являются неправомерными, поскольку произведены с нарушением норм действующего законодательства.
Ссылка представителя ответчика на то, что в адрес ФИО1 был направлен акт проверки работы приборов учета от <дата> и получение указанного акта ФИО4 <дата> суд считает не обоснованными, поскольку данные обстоятельства не подтверждают факт направления уведомления в адрес истца до совершений действий по установке прибора учета типа «Матрица».
В связи с изложенным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования о признании незаконной установки прибора учета типа «Матрица». Вместе с тем требования о признании расчетным прибором учета электроэнергии – прибор учета СЕ-101, установленный на фасаде дома, удовлетворению не подлежат, поскольку оснований для этого судом не установлено, при этом суд учитывает данные отраженные в акте проверки работы приборов учета от <дата> о том, что вводный кабель до прибора учета СЕ-101 имеет неизолированное соединение, в связи с чем, прибор учета не был принят в эксплуатацию в качестве расчетного.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований в части обязания ответчика опломбировать прибор учета СЕ-101, поскольку истец на удовлетворении данного требования не настаивал, кроме того установлено, что данное требование было выполнено ответчиком до принятия судом решения.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в доход муниципального бюджета в сумме <руб.коп.>.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконной установку прибора учета типа «Матрица» на дом по адресу <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме <руб.коп.>.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 09 июля 2015 года.
Судья В.В.Атрашкевич