ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-960/18 от 10.05.2018 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2018 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания: Нургалиевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-960/2018 по иску ФИО4, ФИО5 к администрации муниципального образования г. Салехард, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании семьей ведущей совместное хозяйство в 2008 году, возложении на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанности восстановить молодую семью ФИО6 в списке молодых семей - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", с даты подачи первоначального заявления, то есть 11.06.2015 года, обязать департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить молодую семью ФИО6 в списке молодых семей - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", на получение социальной выплаты в 2018 году, с даты первоначального включения в данный список

У С Т А Н О В И Л :

ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к администрации МО г. Салехард, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании семьей ведущей совместное хозяйство в 2008 году, возложении на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанности восстановить молодую семью ФИО6 в списке молодых семей - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", с даты подачи первоначального заявления, то есть 11.06.2015 года, обязать департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить молодую семью ФИО6 в списке молодых семей - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", на получение социальной выплаты в 2018 году, с даты первоначального включения в данный список. В обоснование заявленных требований истцы указали, что они с 2008 года проживали в гражданском браке, от которого имеют несовершеннолетнего ребенка ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В целях улучшения своих жилищных условий, с помощью кредитных средств ПАО "Сбербанк России", в ноябре 2012 года они приобрели квартиру по адресу: <адрес> А, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ брак между ними был зарегистрирован в отделе ЗАГС г. Салехарда. При рождении второго ребенка ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, средства материнского капитала по сертификату серии МК , выданному ФИО5, были направлены на погашение долговых обязательств перед ПАО "Сбербанк России" по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО г. Салехард ими было подано заявление о включении их молодой семьи в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат (погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам). ДД.ММ.ГГГГ согласно ответа администрации МО г. Салехард -У, их семья была признана участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" в 2016 году. Согласно уведомления администрации МО г. Салехард от 09.03.2016 года исх.-У, их семья была включена в окружной резервный список молодых семей. Согласно уведомления администрации МО г. Салехард от 30.12.2016 года исх.-У, их семья была признана участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" в 2017 году. Согласно уведомления администрации МО г. Салехард от 13.12.2017 года исх.-У, их семья была признана участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" в 2018 году. Письмом от 06.03.2018 года исх.-У администрация МО г. Салехард уведомила их о том, что их семья включена в список молодых семей - претендентов окружной подпрограммы на получение социальной выплаты в 2018 году. ДД.ММ.ГГГГ исх.-У, администрация МО г. Салехард уведомила их о том, что им отказано в предоставлении социальной выплаты и исключении их из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году. Основанием для отказа послужило то, что ипотечный жилищный кредит был получен одним из членов молодой семьи до ее создания. С данным основанием они не согласны, так как их семья фактически была создана в 2008 году о чем свидетельствует рождение совместного ребенка в 2010 году. Оплату обучения ФИО7 в Тюменском государственном университете в 2011 году производил ФИО4 ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ дано нотариальное обязательство . Указанные обстоятельства могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. В п.п.6,7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 не содержат никаких исключений, ограничений в сроках создания семьи и оформлении ипотечного кредита. Письмо министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.02.2018 года №4665-СБ/05 не является нормативно правовым актом, не подлежит обязательному его исполнению, поскольку не является нормативно-правовым актом в соответствии с его понятием, определенным действующим законодательством. В связи с изложенным считали заявленные выше требования иска подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании истцы на удовлетворении заявленных требований настаивали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО г. Салехард, ФИО8, действующий на основании доверенности, требования иска не признал по следующим основаниям. В соответствии со ст.10 СК РФ, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Согласно определения Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 года №26-О, правовое регулирование брачных отношений в РФ осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает не зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак, такой брак не порождает правовых последствий. Совместное ведение хозяйства, рождение общих детей, свидетельские показания не являются подтверждением возникновения семьи в соответствии с семейным законодательством. Согласно п. "е" п.19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства наряду с иными документами, также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта. То есть на момент заключения кредитного договора, молодая семья должна существовать и подтверждением этому является регистрация брака супругов членов молодой семьи. На момент заключения кредитного договора и приобретения жилья с использование средств данного договора в ноябре 2012 года, молодой семьи не существовало, так как брак между истцами был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ и возникла как семья только после регистрации брака. Проверка на соответствие условий предоставления социальных выплат в отношении молодой семьи осуществляется на каждом этапе. На включения молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты были установлены данные условия, в связи с чем было принято решение об исключении молодой семьи истцом из указанной подпрограммы. Дача обязательства в связи с использование средств материнского капитала на погашение части задолженности кредитного договора не имеет правового значения, поскольку использование материнского капитала регулируется другими нормативными актами.

Представитель ответчика департамента строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы представителя администрации МО г. Салехард и считал требования иска не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ между АО "Сбербанк России" и ФИО4 был заключен кредитный договор по условиям которого ФИО4 был предоставлен кредит для приобретения жилья, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, корп. "А", <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи между ФИО1 и ФИО4, последним была приобретена указанная выше квартира с использование кредитных средств приведенного выше кредитного договора. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, выданного Управлением Росреестра по ЯНАО, право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО отделе загс г. Салехард службы загс ЯНАО был зарегистрирован брак после регистрации которого ФИО была присвоена фамилия ФИО6. Согласно свидетельства о рождении ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее родителями являются ФИО3 и ФИО

11.06.2015 года ФИО4 и ФИО5 в администрацию МО г. Салехард подано заявление о включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" их молодую семью в составе 3 человека: ФИО4, ФИО5, ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

03.07.2015 года администрацией МО г. Салехард принято решение о признании молодой семьи ФИО6 участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. О принято решении в адрес истцом 06.07.2015 года направлено уведомление -У.

22.03.2016 года ФИО5 в адрес администрацией МО г. Салехард подано заявление в связи с рождением ребенка о включении в состав их семьи, претендующей на получение социальной выплаты по подпрограмме "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родителями которой, согласно свидетельства о рождении являются ФИО4 и ФИО5

Согласно уведомления администрации МО г. Салехард от 09.03.2016 года исх.-У, их семья была включена в окружной резервный список молодых семей. Согласно уведомления администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ исх.-У, их семья была признана участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" в 2017 году. Согласно уведомления администрации МО г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ исх.-У, их семья была признана участницей подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" в 2018 году. Письмом от 06.03.2018 года исх.-У администрация МО г. Салехард уведомила их о том, что их семья включена в список молодых семей - претендентов окружной подпрограммы на получение социальной выплаты в 2018 году. 26.03.2018 года исх.-У, администрация МО г. Салехард уведомила их о том, что им отказано в предоставлении социальной выплаты и исключении их из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году на основании заседании комиссии по реализации на территории МО г. Салехард основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО", государственной программы ЯНАО " Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" и подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей на территории МО г. Салехард" муниципальной программы МО г. Салехард "Обеспечение качественным жильем на 2017-2020 годы". Постановлением Администрации МО г. Салехард от 02.04.2018 года п.1.2. семья ФИО6 исключена из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, и отказано в предоставлении социальной выплаты за счет бюджетных средств, выделенных на реализацию подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО", государственной программы ЯНАО " Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" и подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей на территории МО г. Салехард" муниципальной программы МО г. Салехард "Обеспечение качественным жильем на 2017-2020 годы". Основанием указано разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2.02.2018 года -СБ/05 и письмо департамента департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО от 27.02.2018 года , в соответствии с которыми предоставление социальной выплаты невозможно в случае если ипотечный жилищный кредит был получен одним из членов молодой семьи до ее создания.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения.

Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Так, согласно пп. "е" п.19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства наряду с иными документами, также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.

Согласно положений ст.10 СК РФ брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.05.1995 N 26-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО10" Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины. Оно не порождает правовых последствий и поэтому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение. Исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 года, поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака - зарегистрированный в органах ЗАГСа и фактический брак. В действующем законодательстве нет института "фактического брака" и Конституция Российской Федерации не содержит понятия брака и его правовой охраны.

Из приведенных выше положений следует, что на момент приобретения жилого помещения и получения ипотечного кредита молодая семья уже должна существовать, то есть брак между родителями должен быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния, и какие либо иные доводы (ведение совместного хозяйства, рождение совместных детей и пр), в данном случае не имеют значения, поскольку иное противоречит действующему законодательству.

Из приведенных выше материалов дела следует, что жилое помещение приобретено 08.11.2012 года ФИО4 с использование средств ипотечного кредита, полученного им лично также ДД.ММ.ГГГГ, брак же между ФИО4 и ФИО11 зарегистрирован 12.10.2013 года, поэтому администрацией МО г. Салехарда было принято правомерно обжалуемое решение, основанное на разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2.02.2018 года №4665-СБ/05, которые соответствуют приведенным выше нормам действующего законодательства.

Доводы истцом о дача обязательства в связи с использование средств материнского капитала на погашение части задолженности кредитного договора не имеет правового значения, поскольку использование материнского капитала регулируется другими нормативными актами.

При установленных судом обстоятельствах требований иска не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5 к администрации муниципального образования г. Салехард, департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании семьей ведущей совместное хозяйство в 2008 году, возложении на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанности восстановить молодую семью ФИО6 в списке молодых семей - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", с даты подачи первоначального заявления, то есть 11.06.2015 года, обязать департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа восстановить молодую семью ФИО6 в списке молодых семей - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", на получение социальной выплаты в 2018 году, с даты первоначального включения в данный список, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

копия верна судья К.В. Лисиенков