К делу № 2-960/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Каневская 2 ноября 2017 года
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Сеиной Т.П.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Каневском районе Краснодарского края ФИО4,
при секретаре Крюковой У.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 16.12.2014 № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 16.12.2014 № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование требований указал, что решением ГУ - УПФР в Каневском районе от 16.12.2014 протокол № ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Свой отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости пенсионный фонд мотивировал тем, что он не имеет требуемого специального стажа 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Не зачтены в специальный стаж следующие периоды: 1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 10м. 05дн.) служба в рядах Советской Армии по призыву - без объяснения причины; 2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 01 мес. 03 дня) - в должности тренера по плаванию ДЮСШ <данные изъяты>, так как Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, учреждение «<данные изъяты> и должность «тренер» не предусмотрены. 3. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13г. 11м. 30д.) - период работы в должности преподавателя организатора <данные изъяты>, так как в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, могут быть включены периоды работы только при условии, что с 01.09.2000 выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы не меньше 36 часов в неделю. Пенсионный фонд считает, что этот факт документально не подтвержден. 4.Не рассмотрен вопрос о праве на досрочную страховую пенсию в связи с предоставлением им справки от 08.06.2015 № 210, 211, выданной Каневской ДЮСШ (МОУ Каневской ДФПК), где он работал в должности тренера-преподавателя по плаванию на условиях внешнего совместительства с 01.10.1993 по 16.07.1994, с 01.09.1994 по 17.09.1995, с 01.09.1995 по 15.07.1996, так как не усмотрели в справке должность, а в трудовой книжке отсутствует запись о работе по совместительству. В предоставленной справке о зарплате МАОУ ДОД ДЮСШ имеется запись, что на все суммы, указанные в справке, производились начисления и перечисления в Пенсионный фонд России. Справку с указанием должности тренера-преподавателя от 18.11.2015 № 252, предоставленную им в ноябре, не учли, отказное письмо направили ему 09.12.2015 №.
Такая позиция Пенсионного фонда противоречит содержащемуся в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П положению о том, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина РФ как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Без учета указанных спорных периодов продолжительность его специального педагогического стажа согласно Протоколу ПФ № от ДД.ММ.ГГГГ, составила 04 года 00 месяцев 11 дней - с 20.08.1996 по 31.08.2000 в должности преподаватель-организатор ОБЖ <данные изъяты>. С 01.09.2000 по 01.09.2014 работа в той же организации и в той же должности не засчитана.
С решением ГУ - УПФР в Каневском районе он не согласен полностью по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение педагогических работников на дату подачи им заявления в ПФ регулировалось пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста.
Такая деятельность им осуществлялась, так как с ДД.ММ.ГГГГ он работал в должностях, деятельность которых была полностью связана с физическим воспитанием детей, - тренером по плаванию ДЮСШ Дворца Спорта к<данные изъяты>, тренером- преподавателем по плаванию <данные изъяты> (по совместительству), преподаватель- организатор ОБЖ <данные изъяты>, всего 27 лет (без учета службы в рядах СА - 02 года 10 мес. 04 дня).
Он вел отделение плавания с ДД.ММ.ГГГГ. Дворец спорта выполнял функции детского учреждения дополнительного образования ДЮСШ, а главным назначением, независимо от его названия, является всестороннее развитие детей, их правильное физическое, нравственное воспитание и умственное развитие.
В период работы тренером по плаванию в ДЮСШ Дворца Спорта <данные изъяты> с 17.07.1987 по 30.09.1993 действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которыми утверждены Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства», а с 01.10.1993 по 19.08.1996 Постановление Правительства РФ от 06.09.1991 № 463.
Согласно этим Постановлениям все периоды его работы и иной деятельности, засчитываемые в стаж по специальности, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ должны быть засчитаны в стаж работы по специальности для права на досрочную страховую пенсию по старости (Дворец спорта к-<данные изъяты>, служба в СА). В протоколе № 896 от 16.12.2014 лист 2 абзац 2 есть ссылка на применение правил и норм, действовавших до введения нового правового регулирования. Это же предусмотрено пунктом 3 и 4 ст. 30 Федерального закона № 400- ФЗ, вступившего в действие с 01.01.14, и п. 12 ст. 30 Федерального Закона № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001. Однако при оценке периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение последовательно с учетом норм пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной деятельности, этот период рассматривали согласно Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 и Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 (лист 4 абзац второй Протокола).
Постановлением № 1397, пунктом 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий работникам просвещения и здравоохранения» предусмотрено, что работникам просвещения в стаж по специальности засчитывается: г) служба в составе Вооруженных Сил СССР. Пунктом 4 предусмотрено, что время работы, указанной в пункте 1 вышеназванного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Учитывая, что на момент обращения в учреждение Пенсионного фонда им выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, - 26 лет 10 мес. 09 дней (преподавательская работа в ДЮСШ и в средней школе №), период службы в армии подлежит включению в специальный стаж.
Пунктом 2, абзац 2 вышеназванного Положения предусмотрено: в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности во.. . внешкольных детских учреждениях и детских комнатах.
Инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъясняет применение Постановления № 1397 от 17.12.1959: пункт 3 «Работа и иная деятельность, засчитываемая в стаж по специальности», п.п. 3.2 разъясняет выше указанное: «к работе по специальности относятся:.... работа во внешкольных детских учреждениях - работа в качестве руководителя или заместителя руководителя, руководителя кружка, тренера-преподавателя и других (перечень не закрытый).
К внешкольным детским учреждениям относятся: «...Дворцы и Дома пионеров, детско-юношеские спортивные школы, детские стадионы, детские парки, детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и другие» (то есть перечень не закрытый).
Закон РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» дает определения должностей и учреждений, применяемых в годы его работы в спорные периоды:
Внешкольное воспитание входило в систему народного образования РСФСР, была создана сеть широкодоступных внешкольных учреждений по месту жительства, на государственных предприятиях, учреждениях, организациях, колхозах и других организациях, где создавались дома пионеров и школьников, дворцы спорта и т.д. - статья 81 Закона РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» с изменениями и дополнениями на 12 октября 2006 года.
Содержание внешкольных учреждений и штатов было на колхозах, а работали педагоги дополнительного образования в тесном контакте с органами народного образования, согласовывались планы, мероприятия, сдавались отчеты, осуществлялось организационно-методическое обеспечение содержания внешкольной спортивно-массовой работы, методические пособия и учебные программы по видам спорта использовались рекомендованные Спорткомитетом и Министерством образования РФ —Письмо Министерства образования РСФСР от 04.11.1991 № 33-М «Об организации физкультурно-спортивной работы с учащимися общеобразовательных, внешкольных учебно-воспитательных учреждений».
Педагоги внешкольного воспитания пользовались такими же льготами, как и педагоги по работе с детьми системы народного образования, имели право на пенсию по выслуге лет.
Статья 5: Система народного образования в РСФСР включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально- техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование и внешкольное воспитание.
Статья 13: учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов. Отдельные виды учебно-воспитательных учреждений могут находиться в ведении колхозов, иных кооперативных и других общественных организаций.
Статья 81: Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, колхозы, иные кооперативные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации создают в установленном порядке дворцы и дома пионеров и школьников, детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, дворцы спорта и дома техники учащихся профессионально - технических учебных заведений, станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов, детские железные дороги, спортивные школы, пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха и другие внешкольные учреждения.
В целях широкого охвата детей и молодежи воспитательной работой по месту жительства развивается сеть детских и подростковых клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных секций и применяются другие формы внешкольного воспитания.
Статья 82. Организация работы по внешкольному воспитанию: Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов осуществляют руководство внешкольным воспитанием, координируют работу внешкольных учреждений, независимо от их подчиненности, совершенствуют деятельность школы как центра воспитательной работы с учащимися в микрорайоне; принимают меры к развитию материально - технической базы внешкольного воспитания, к созданию в каждом районе, городе комплекса внешкольных учреждений с различными направлениями деятельности, к организации по месту жительства игровых и спортивных площадок; выделяют в жилых массивах помещения для работы с детьми и молодежью и обеспечивают их оборудованием. Такие помещения предусматриваются при проектировании и застройке жилых кварталов.
Клубы, дворцы, дома культуры, стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы и спортивные площадки, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, представляются в установленном порядке учащимся общеобразовательных школ, профессионально - технических и средних специальных учебных заведений в бесплатное пользование (конец цитаты) (Закон РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании»).
Во исполнении этого Закона для укрепления здоровья детей, нормального физического развития, содержательного отдыха в колхозе <данные изъяты> для работников и их детей был построен Дворец Спорта с бассейном. Отдел кадров колхоза укомплектовывал Дворец спорта штатами педагогов внешкольного образования, в том числе и тренеров для обучения плаванию и оздоровления детей членов колхоза.
Все секции при Дворце Спорта выполняли функции детского учреждения дополнительного образования, а главным назначением, независимо от его названия, являлось всестороннее развитие детей, их правильное физическое, нравственное воспитание и умственное развитие.
На него, как на тренера по плаванию, возлагались обязанности по обеспечению безопасного проведения обучения школьников, а также проведения спортивно-массовых мероприятий, проведение инструктажа о правилах безопасного поведения на воде. Обучение воспитанников проводилось как обязательное мероприятие. В течение месяца все обучающиеся должны научиться плавать (проплывать без учета времени 25 метров) - такая была в те годы установка. Он, как единственный руководитель и тренер по плаванию, нес персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения любых спортивно-массовых мероприятий.
Обязанность по физическому воспитанию также лежала на нем. Занятия физическими упражнениями строились на основе требований комплекса ГТО.
В письме Министерства образования РСФСР от 4 ноября 1991 года № 33-М «Об организации физкультурно-спортивной работы с учащимися общеобразовательных, внешкольных учебно-воспитательных учреждений, дается нормативный материал по работе в ДЮСШ, СДЮСШ, ДЮКФП: Устав, примерные нормативы режима учебно-преподавательской работы, нормативы оплаты труда, образцы документации и т.д. В образцах документации фигурирует должность как «Тренер-преподаватель, так и «Тренер». Считает, что ключевым фактом является работа с детьми в ДЮСШ, за которую и назначается досрочная трудовая пенсия по старости педагогическим работникам.
Действие законодательства в области образования, в том числе и право на получение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста, распространяется на все образовательные учреждения, независимо от их организационно правовых форм и подчиненности.
Досрочная трудовая пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которой они состояли в трудовых отношениях.
Факт работы в должности тренера по плаванию с детьми подтверждается справкой от 03.04.2017 № 51. Других документов в колхозе не сохранилось. С 01 октября 1993 года по 15.07.1996 его работа должна быть оценена согласно Постановлению № 463 от 06.09.1991 года. Он представил справки о периодах работы в МАОУ ДОД <данные изъяты> Однако ему отказали в зачете этого периода в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в связи с тем, что нет записи в трудовой книжке. Это была его работа по внешнему совместительству. Трудовой Кодекс не требует вносить запись о работе по совместительству в трудовую книжку. В справках указана его должность и заработная плата. Согласно трудовой книжке он в это время продолжал работать в ДЮСШ колхоза им. Кирова, но при оценке этого периода согласно Постановлению № 463 его должность не соответствует Перечню должностей, а Постановление расширенному толкованию не подлежит, Перечень должностей закрыт. Управление Пенсионного фонда должно учесть предоставленные справки о работе и включить эти периоды в его специальный стаж.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал преподавателем - организатором ОБЖ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время продолжает работать в этой же школе учителем. В специальный стаж ему включили период работы лишь до ДД.ММ.ГГГГ (4 года 12 дней), а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 лет 00 дня) не засчитали, так как не увидели документального подтверждения его занятости на полную ставку заработной платы не менее 36 часов в неделю. Справка от 11.07.2017, выданная ООШ №, копии лицевых счетов, тарификационные списки за все годы подтверждают тот факт, что как преподаватель-организатор он имел нагрузку в объеме 1 ставки + часы ОБЖ, кружковая работа, мастер производственного обучения. Должность преподаватель-организатор ОБЖ согласно Списку должностей и учреждений Постановления № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, дает ему право засчитать оспариваемые периоды в стаж работы по специальности для назначения досрочной пенсии.
С учетом уточнения требований просил решение ГУ - УПФР в Каневском районе от 16.12.2014 протокол № признать незаконным; обязать ГУ - УПФР в <адрес> включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 10 мес. 04дн.) - служба в СА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 01 мес. 3 дней)- в должности тренера по плаванию во Дворце ДЮСШ <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 мес. 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 15 дней) в должности тренера- преподавателя по плаванию <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 11 мес. 30 дней) в должности преподавателя-организатора ОБЖ <данные изъяты>; назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения в пенсионный фонд- с 25.09.2014.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал и просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика уточненные исковые требования не признала, пояснила, что исковые требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 30.12.2008 № 3191) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Список от 29.10.2002 № 781) и Правила исчисления периодов работы, даюшей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее -Правила от 29.10.2002 № 781). вступившие в силу с 14.11.2002.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29.01.2004 №2-П установил, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
При установлении пенсии до 01.01.2002 применялись нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, предусматривались в статьях 80 и 83 названного Закона.
В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа: до 01.11.1999 - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслуге лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 (далее- Список от 06.09.1991 № 463),
с 01.11.1999 по 12.11.2002 - список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее- Список от 22.09.1999 № 1067), и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее- Правила от 22.09.1999 № 1067), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79,
с 13.11.2002 Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, даюшей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, даюшей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости липам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не могут быть засчитаны следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9л. 1м. 03д.) - тренер ДЮСШ <данные изъяты> так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 учреждение «<данные изъяты>» и должность «тренер» не предусмотрены;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14л. 0м. 23д.) - преподаватель- организатор ОБЖ, так как в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости липам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж в должности преподавателя-организатора ОБЖ могут быть включены периоды работы только при условии, что с 01.09.2000 выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы не менее 36 часов в неделю. Документально данный факт не подтвержден.
При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не засчитываются следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9л. 1м. 03д.) - тренер ДЮСШ <данные изъяты>, так как Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 № 463 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79, должность «тренер» не предусмотрена;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 2м. 12д.)- преподаватель- организатор ОБЖ, так как Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее -Список от 22.09.1999 № 1067) и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее- Правила от 22.09.1999г. № 1067), в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж в должности преподавателя-организатора ОБЖ могут быть включены периоды работы только при условии, что с 01.09.2000 выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы не менее 36 часов в неделю. Документально данный факт не подтвержден;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12г. 2м.10д.) - преподаватель- организатор ОБЖ, так как в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости липам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж в должности преподавателя-организатора ОБЖ могут быть включены периоды работы только при условии, что с 01.09.2000 выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы не менее 36 часов в неделю. Документально данный факт не подтвержден.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 10м. 5д) - служба в рядах Советской Армии.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Часть 8 статьи 13 и части 3.4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что в целях определения права на страховую пенсию по выбору застрахованного липа в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату твуюшего законодательства.
Это означает, что к работе педагогических работников, выполнявшейся до 1 октября 1993 года, могут применяться нормы Постановления Совета Министров от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее - Постановление от 17.12.1959 № 1397).
ФИО3 подал заявление на новое назначение досрочной страховой пенсии по старости 24.09.2014- до вступления в силу Федерального закона № 400- ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», следовательно, право определялось в соответствии с подп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, где не предусмотрено включение в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии.
Общий трудовой стаж ФИО3 составил 30 лет 0 месяцев 14 дней. Специальный стаж в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в РФ» от 17.12.2001 № 173 - 4 года 0 месяцев 11 дней, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П - 4 года 0 месяцев 11 дней.
Просила в удовлетворении заявленных требований ФИО3 отказать, решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных граждан УПФР в Каневском районе Краснодарского края от 16.12.2014 года № оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 25.09.2014 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полагая, что имеет право на досрочную трудовую пенсию, поскольку стаж его педагогической деятельности составляет более 25 лет, обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе от 16.12.2014 (протокол №) ФИО3 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет,
Как следует из оспариваемого решения, признан подтвержденным специальный стаж продолжительностью 4 года 0 месяца 11 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- преподаватель организатор ОБЖ в <данные изъяты>.
В специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, не засчитаны период работы истца
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9л. 1м. 03д.) - тренер ДЮСШ <данные изъяты>, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, учреждение «ДЮСШ колхоза имени С.М.Кирова» и должность «тренер» не предусмотрены; а также Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.1991 № 463, и Постановлением Правительств РФ от 22.09.1999 № 1067, в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 № 79, учреждение «ДЮСШ <данные изъяты>» и должность «тренер» не предусмотрены;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14л. 0м. 23д.) - преподаватель- организатор ОБЖ, так как в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж в должности преподавателя-организатора ОБЖ могут быть включены периоды работы только при условии, что с 01.09.2000 выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы не менее 36 часов в неделю, документально данный факт не подтвержден.
Истец претендовал на включение указанных периодов в подсчет его специального стажа, также просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты его обращения в пенсионный орган – с 25.09.2014.
В силу ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), действовавшего при разрешении ответчиком вопроса о назначении пенсии истцу, предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего при разрешении ответчиком вопроса о назначении пенсии истцу, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из трудовой книжки колхозника (серия РОС №) видно, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значился в качестве тренера ДЮСШ <данные изъяты> (с 01.01.1992-АСХО «<данные изъяты>
Из трудовой книжки (серия AT-VII №) следует, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значился преподавателем-организатором ОБЖ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <данные изъяты> (далее - МБОУ <данные изъяты>).
Согласно ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовом стаже и трудовой деятельности работника.
В силу п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Согласно вышеназванному Списку должностей и учреждений, а также действующему до 01.11.1999 года Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463: наименование должности «тренер» не включено, наименование учреждения «детско-юношеская спортивная школа Дворца спорта колхоза» отсутствует.
Как следует из заключения эксперта № 46/ДА-суд отдела государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 в рассматриваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в детско-юношеской спортивной школе Дворца спорта колхоза им. С.М. Кирова <адрес> в должности «тренер-преподаватель» по плаванию. На основании документов, представленных на экспертизу, не представляется возможным определить в рассматриваемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отношение детско-юношеской спортивной школы Дворца спорта колхоза им. С.М. Кирова <адрес> к внешкольным учреждениям (с 10 июля 1992 года учреждения дополнительного образования детей), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании документов, представленных на экспертизу, не представляется возможным определить право на включение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детско-юношеской спортивной школе Дворца спорта <данные изъяты> в должности «тренер-преподаватель» по плаванию в стаж ФИО3 для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании документов, представленных на экспертизу, условия труда ФИО3 в рассматриваемые периоды: 1) за пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) в должности «тренер-преподаватель» <данные изъяты> с 01.10.1993 по 16.07.1994; с 01.09.1994 по 17.09.1995; с 01.09.1995 по 15.07.1996; 2) в МБОУ СОШ <данные изъяты> с 01.09.2000 по 31.08.2014 в должностях «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» и «мастер производственного обучения», соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и назначение пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Периоды работы ФИО3: 1) за пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) в должности «тренер-преподаватель» МОУ «Каневской ДКЖФП»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) в МБОУ СОШ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» и «мастер производственного обучения», подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ч. 3 ст. 67 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Оценив заключение эксперта со всеми имеющимися в деле доказательствами в соответствии со ст. 67, ч.3 ст. 86 ГПК РФ, суд находит обоснованным заключение эксперта в части невозможности определить отношение детско-юношеской спортивной школы Дворца спорта <данные изъяты> к внешкольным учреждениям (с 10 июля 1992 года учреждения дополнительного образования детей), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, в оспариваемый период с 17.07.1987 по 19.08.1996.
Суд считает, что работа истца по должности тренера в учреждении «ДЮСШ <данные изъяты> пенсионным органом правомерно не включена в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Суд не может согласиться с заключением эксперта в части выводов того, что условия труда ФИО3 в МБОУ СОШ № <данные изъяты> с 01.09.2000 по 31.08.2014 в должностях «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» и «мастер производственного обучения» соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и назначение пенсии, и периоды работы в рассматриваемый период подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Вместе с тем вопросы, связанные с разъяснением применения норм пенсионного законодательства, а также назначения досрочных пенсий, входят в компетенцию органов Пенсионного фонда РФ, а не государственной экспертизы условий труда.
Пунктом 12 указанных выше Правил (№ 781 от 29.10.2002) предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Доказательств соблюдения приведенных выше условий на момент принятия ответчиком оспариваемого решения в материалах дела не имеется.
Таким образом, поскольку по смыслу приведенных норм права работа истца по должности тренера в учреждении «ДЮСШ <данные изъяты>» правомерно не включена в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то периоды данной работы не подлежат суммированию в порядке п. 4 Правил с работой по должности преподавателя-организатора ОБЖ за период с 20.08.1996 по 31.08.2000.
Пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г № 781, устанавливает, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, учитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных названными Правилами.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Приведенная норма предусматривает для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготные условия приобретения права на трудовую пенсию по старости. Данное правовое регулирование направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, и поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Продолжительность такой ежедневной работы также оказывает непосредственное влияние на трудоспособность гражданина, что влечет необходимость учета различий в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе - выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени. Указанные различия, характеризующие трудовую деятельность данной категории лиц, являются объективно значимым обстоятельством, определяющим особые правила исчисления специального стажа.
Именно поэтому пункт 4 Правил закрепляет положение, согласно которому, начиная с 1 сентября 2000 года, в специальный стаж учитываются те периоды работы, в которые выполнялась (суммарно по основному и другим местам работы) норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы (должностной оклад).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», действовавшего в спорный период работы истца, продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 603 «О признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 утратило силу.
Аналогичные нормы рабочего времени для преподавателей ОБЖ были установлены приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действовавшего в спорный период работы истца. Как видно из Приложения к названному приказу, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки
Согласно Приложению № 1 к Приказу Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
Согласно акту по проверке достоверности представленных для назначения пенсии документов о специальном стаже от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ведущим специалистом отдела назначения и перерасчета пенсий ФИО1 в присутствии гланого бухгалтера МБОУ основной общеобразовательной школы №ФИО2, утвержденного начальником Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в Каневском районе Краснодарского края, для проверки были представлены следующие документы: карточки-справки с 1996 по 2014 г.г., тарификационные списки педагогических и других школьных работников с 1996 по 2014 г.г., исходя из которых усматривается факт работы ФИО3 в период с 20.08.1996 по настоящее время в должности преподавателя –организатора ОБЖ, мастера производственного обучения. Ведение преподавательских часов в количестве 36 часов не усматривается.
Указанный акт подписан представителем работодателя без каких-либо замечаний.
Поскольку за периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом не предоставлены документы, подтверждающие выполнение в качестве преподавателя-организатора ОБЖ нормы рабочего времени 36 часов в неделю, ответчиком обоснованно не включен в специальный стаж период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя-организатора ОБЖ.
Из справки МБОУ СОШ №№ от 11.07.2017 не усматривается выработка истцом нормы рабочего времени – 36 часов в неделю преподавателем-организатором ОБЖ.
Истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии к ответчику она не предоставлялась и при принятии оспариваемого решения ответчиком не оценивалась.
Таким образом, материалы дела не подтверждают факт выполнения истцом в указанные периоды работы нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, 36 часов в неделю.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца с 01.09.2000 по 31.08.2014 в должности преподавателя-организатора ОБЖ <данные изъяты> у пенсионного органа не имелось.
С учетом вышеизложенного, суд считает обоснованным отказ пенсионного органа во включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 01 мес. 3 дней) в должности тренера по плаванию во Дворце ДЮСШ <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 11 мес. 30 дней) в должности преподавателя-организатора ОБЖ <данные изъяты>, в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью.
Истцом также заявлены требования о включении периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в рядах Советской Армии по призыву.
Статьей 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего в период обращения истца с заявлением о назначении пенсии, определен порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий.
Пунктом 1 указанной нормы предусмотрено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
При этом п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона установлено, что перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Минтруда РФ № 17, Пенсионного фонда РФ № 19ПБ от 27 февраля 2002 года утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 11 которого при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом пунктом 12 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Как усматривается из материалов дела, при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ФИО3 наряду с другими документами был представлен и военный билет, подтверждающий период прохождения им службы в Советской Армии, что подтверждается распиской –уведомлением о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии от 24.09.2014.
Вместе с тем, как следует из оспариваемого решения, выводов по вопросу включения периода службы в Советской Армии в специальный стаж, дающий право истцу на досрочное пенсионное обеспечение, решение не содержит.
Таким образом, суд считает, что ответчик фактически отказал истцу во включении периода службы в Советской Армии в специальный стаж.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Как следует из военного билета НД №, выданного <адрес> военным комиссариатом <адрес>, ФИО3 проходил военную службу по призыву в рядах СА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно подпункту «г» пункта 1 которого работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии с пунктом 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года указанный стаж составляет 16 лет 8 месяцев. В указанный срок период службы в армии не входит.
Таким образом, вышеназванные нормативные акты предусмотрели возможность включения периодов службы в армии и периода работы с 01 января 2001 года с наличием у лица, обратившегося за назначением пенсии, специального стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, а также Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Как следует из материалов дела, периоды работы до 01 января 2001 года, включенные в специальный стаж ФИО3 пенсионным органом, составляют 4 года 0 месяцев 11 дней, что менее 16 лет и 8 месяцев.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган, им было выработано менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, также не имелось оснований для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы истца в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиком правильно не включен период прохождения истцом службы в Советской армии в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 19 п.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Таким образом, на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, стаж работы ФИО3, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности составил 4 года 0 месяцев 11 дней,
С учетом вышеизложенного, ответчиком обоснованно отказано в назначении ФИО3 досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно справке МАУ ДО «Каневская ДЮСШ» от 18.11.2015 №252 ФИО3 работал в Каневском ДЮКФП в должности тренера-преподавателя по плаванию в периоды: с 01.09.1993 (приказ о приеме на работу № от 30.08.1993) по 16.07.1994 (приказ об увольнении № от 11.07.1994) - недельная нагрузка составляла 6 часов; с 01.09.1994 (приказ о приеме на работу № от 30.08.1994) по 17.07.1995 (приказ об увольнении № от 07.07.1995) - недельная нагрузка составляла 6 часов; с 01.09.1995 (приказ о приеме на работу № от 01.09.1995) по 15.07.1996 (приказ об увольнении № от 27.06.1996) - недельная нагрузка составляла 6 часов.
Довод истца о незаконности оспариваемого решения в связи с не включением в специальный стаж периодов его работы по совместительству не состоятелен, поскольку документы, подтверждающие работу по совместительству, истцом в пенсионный орган при обращении с заявлением о назначении пенсии не предоставлялись, а ссылка на справку от 18.11.2015 №, является не основательной, так как ответчику при принятии оспариваемого решения она не предоставлялась и не учитывалась при оценке пенсионных прав истца.
В связи с вышеизложенным суд не принимает во внимание также вывод эксперта о том, что периоды работы ФИО3 1) за пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) в должности «тренер-преподаватель» МОУ «Каневской ДЮКФП»: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) в МБОУ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» и «мастер производственного обучения», подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, как указано выше, вопросы, связанные с разъяснением применения норм пенсионного законодательства, а также назначения досрочных пенсий, входят в компетенцию органов Пенсионного фонда РФ, а не государственной экспертизы условий труда.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подп. «м» п. 1, п. 3 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Суд отмечает, что отсутствие на период обращения (25.09.2014) в пенсионный орган необходимой продолжительности специального стажа не лишает истца права при выработке такого стажа на повторную оценку пенсионных прав истца пенсионным органом, а в случае несогласия с его решением - судом.
На основании изложенного, суд считает, что следует отказать в удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании незаконным решения ГУ - УПФР в Каневском районе от 16.12.2014 протокол №; обязании ГУ - УПФР в Каневском районе включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 10 мес. 04дн.) - служба в СА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 01 мес. 3 дней) в должности тренера по плаванию во Дворце ДЮСШ колхоза <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 мес. 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 15 дней) в должности тренера- преподавателя по плаванию МАОУ ДОД Каневской ДЮСШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 11 мес. 30 дней) в должности преподавателя-организатора ОБЖ <данные изъяты> и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный фонд с 25.09.2014.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании незаконным решения ГУ - УПФР в Каневском районе от 16.12.2014 протокол №; обязании ГУ - УПФР в Каневском районе включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2г. 10 мес. 04дн.) - служба в СА; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 01 мес. 3 дней) в должности тренера по плаванию во Дворце ДЮСШ колхоза <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 мес. 16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 17 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 15 дней) в должности тренера- преподавателя по плаванию МАОУ ДОД <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 лет 11 мес. 30 дней) в должности преподавателя-организатора ОБЖ Новоминской средней школы № и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья