ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-960/2021 от 04.10.2021 Белогорского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0007-01-2021-001235-36

Дело №2-960/2021

Категория: 2.093

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белогорск 04 октября 2021 года

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Солодовник Е.С.,

при секретаре Пфаф И.С.,

с участием истца Сайдаметова С.Р.,

представителя истца Чусова С.В.

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Сайдаметова Сейрана Рефатовича к Муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министертсву труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица: Сайдаметова Анифе Лютфи кызы, Сафаров Назим Марибович, Сайдаметов Рефат Талгатович, Османов Лютфи Садыкович о признании действий незаконными и обязании выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Сайдаметов С.Р. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконными решение Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым об отказе в предоставлении государственной услуги, решение №2 от 16.03.2021 года, которое вынесено по причине отсутствия у Сайдаметова С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Узбекской ССР, права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, в соответствии с ч.5 ст.33 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющих детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 года №116-ЗРК /2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». Признать право Сайдаметова С.Р. на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». Обязать Муниципальное казенное учреждение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление Сайдаметова С.Р. о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым.

Исковые требования мотивированы тем, что в феврале 2020 года истец

обратился в Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с приложением необходимых документов. 27.03.2020 года, после проведенной проверки, Муниципальным казенным учреждением Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым истцу был выдан сертификат №000450 на единовременную выплату на улучшение жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым. 27.07.2020 года между истцом, членами его семьи, с одной стороны и застройщиком - ИП Сафаровым Н.М., был заключен договор купли-продажи квартиры с использованием средств единовременной выплаты на улучшение жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым. Согласно пункту 1 вышеуказанного договора, в собственность истца и в собственность членов его семьи (по одной пятой доле каждому члену семьи – каждому покупателю по договору) переходит в целом на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт. Красногвардейское, <адрес>, площадью 36,6 кв.м., на пятом этаже, с кадастровым номером: 90:05:010131:336. Пунктом 3 договора определено, что стоимость квартиры оплачивается за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий. Договор купли-продажи квартиры был подан в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 27.07.2020 года с заявлением . 06.08.2020 года государственная регистрация перехода права собственности по договору купли-продажи была приостановлена, что связано с наличием обременения в виде залога перед Микрокредитной организацией. Последующая регистрация перехода права собственности в отношении объекта недвижимости, указанного в договоре купли-продажи, стала возможной только после снятия залогового обременения, погашения долговых обязательств продавца перед залогодержателем. Договор купли – продажи квартиры от 27.07.2020 года, переход права собственности на недвижимое имущество на имя истца и членов его семьи, был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 23.11.2020 года, по независящим от истца причинам. После получения документов, подтверждающих регистрацию договора купли-продажи, в адрес Департамента истцом было подано заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты. В декабре 2020 года, им было получено уведомление о включении его в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей, в Республике Крым. Согласно пункту 24 Порядка от 16.10.2020 года органы труда и социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного списка граждан, имеющих право обратится с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляют гражданам уведомление по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку о необходимости в срок до 1 октября соответствующего года обратится за распоряжением средствами единовременной выплаты. 15.01.2020 года истцом написано заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым. 01.04.2021 года (дата входящего почтового штампа на конверте) в адрес истца поступило уведомление к Решению об отказе в предоставлении государственной услуги №2 от 16.03.2021 года Департамента. Указанным документом истца уведомили об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты. В качестве причины отказа ответчиком указано: установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния. Вышеуказанное решение истец считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы, а также права и законные интересы его малолетних детей. При беседе с представителем Департамента истцу пояснили, что ему было отказано в распоряжении средствами единовременной выплаты по причине того, что 13.12.2019 года он и члены его семьи были зарегистрированы по новому месту жительства, а именно: <адрес>. Факт указанной перерегистрации, по мнению представителей ответчика, является подтверждением намеренного ухудшения жилищных условий его семьи. Истец указывает, что вышеуказанное домовладение является собственностью его семьи с 2017 года, что подтверждается договором - купли дома и земельного участка с использованием материнского капитала от 16.08.2017 года, который зарегистрирован в ЕГРН 28.08.2017 года за номером 92:02:010101:183-90/090-2017-2. Истец считает, что регистрация по адресу: <адрес> является реализацией законодательно закрепленного права на пользование принадлежащим недвижимым имуществом, и не может рассматриваться ответчиком как безусловное подтверждение намеренного ухудшения жилищных условий семьи истца. Обращает внимание, что по адресам регистрации, которые имели место до 13.12.2019 года, он с супругой не проживают с даты заключения брака, то есть с 2009 года. Фактическим местом их проживания является квартира по адресу: <адрес>. Указанная квартира с июня 2015 года принадлежит супруге истца на основании договора дарения квартиры от 21.05.2015 года, который регистрирован в Государственном реестре права 30.06.2015 года за номером 90-90/016-90/016/999/2015-1126/2. Общая площадь данной квартиры составляет 49,8 кв.м., домовладения по месту регистрации - 25,8 кв.м., таким образом, наличие указанных объектов недвижимости общей площадью 75,6 кв.м., не препятствует истцу претендовать на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, так как общая обеспеченность площадью на члена семьи у истца составляет 15,12 кв.м. Перечень намеренного ухудшения жилищный условий и имущественного положения является исчерпывающим и не содержит указание на регистрацию заявителя, супруги заявителя, детей заявителя, в принадлежащем им жилом недвижимом имуществе, как на действие, подпадающие под понятие намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения. Также обращает внимание, что заявления о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий подавалось истцом в феврале 2020 года, соответственно, на момент возникновения права на указанную единовременную выплату и на момент получения самого сертификата, Закон Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» не содержал в себе оснований для отказа в распоряжении единовременной выплатой в виде – ухудшения жилищных условий и имущественного положения. Вышеуказанное основание для отказа было внесено в текст закона 23.09.2020 года в соответствии с Законом Республики Крым №110-ЗРК/2020 «О внесении изменений в закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». Согласно ст. 2 Закона Республики Крым №110-ЗРК/2020 настоящий закон вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования. В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно п.31 Порядка от 16.10.2020 года решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов – в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления. Как усматривается из документов, заявление о распоряжении средствами было подано истцом 15.01.2021 года, решение по итогам рассмотрения данного заявления датировано 16.03.2021 года, что свидетельствует о нарушении ответчиком сроков предоставления государственной услуги.

Представителем ответчика - Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым поданы возражения, в которых указано, что Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям. Сайдаметов С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ДТСЗН администрации Белогорского района с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, предоставив сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, выданный 27.03.2020 года. Данный сертификат был выдан в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» и Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 года №574 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». В связи с тем, что действие Закона Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» приостановлено Законом Республики Крым от 14.10.2020 №116-ЗРК/2020, при принятии решения по заявлению Сайдаметову С.Р. ДТСЗН администрации Белогорского района руководствовался действующим, после приостановки вышеуказанного Закона, Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 года №659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». Пунктом 6 статьи 2 вышеуказанного Порядка определено понятие «намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения», то есть совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчёте на гражданина и каждого совместного проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 кв.м., а именно, вселение в жилое помещение в качестве членов семьи. Согласно предоставленным документам, вся семья Сайдаметовых с 13.12.2019 года перепрописана по адресу: <адрес>, в связи с чем, по результатам рассмотрения заявления от 15.01.2021 года Департаментом вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги, согласно ч.5 п.33 ст.6 Порядка. До перепрописки семья проживала по двум адресам, заявитель по адресу: <адрес> – в доме отца, площадью 64,7 кв.м., супруга с детьми по адресу: <адрес> – в доме своего отца, площадью 240,1 кв.м. Таким образом, перепрописка всей семьи по одному адресу привела к ухудшению жилищных условий и имущественного положения, в связи с чем, на основании ч.5 п.33 ст.6 принято решение об отказе. Указанное решение было принято в соответствии с действующим законодательством.

Представителем ответчика – Министерства труда и социальной защиты Республики Крым также поданы возражения, аналогичные возражениям Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым. В удовлетворении исковых требований Сайдаметова С.Р. просит отказать в полном объеме.

Истец Сайдаметов С.Р. и его представитель Чусов С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить их по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика – Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Третье лицо – Сайдаметова А.Л. кызы в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела без ее участия, просила исковые требования удовлетворить.

Третье лицо - Сафаров Н.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. Его представитель - Закирьяева Ф.С. направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела без ее участия, просила исковые требования удовлетворить.

Третье лицо - Сайдаметов Р.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия, просил исковые требования удовлетворить.

Третье лицо - Османов Л.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия, просил исковые требования удовлетворить.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело №2-960/2021 при данной явке по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав пояснения истца и представителя истца, поддержавших доводы иска, исследовав материалы рассматриваемого гражданского дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства и материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Сайдаметов Сейран Рефатович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с Сайдаметовой Анифе Лютфи кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в браке родились их дети: Сайдаметов Саид Сейран оглу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайдаметова Мерджан Сейран кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайдаметов Юсуф Сейран оглу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1 л.д.15, 16, 17, 18, 22, 195, 199, 208).

Сайдаметова А.Л. кызы на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 49,8 кв.м., кадастровый (т.1 л.д.26-27, 29-30,174-176, 219-223).

В собственности семьи истца находится жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, на основании договора купли - продажи дома и земельного участка с использованием материнского капитала от ДД.ММ.ГГГГ года (т.1 л.д.31-33, 34-38, 171 -173, 177-180, 209-218).

Сайдаметов С.Р., Сайдаметова А.Л. кызы и их дети, зарегистрированы по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, супруга истца с ДД.ММ.ГГГГ - по адресу: <адрес>. (т.1 л.д. 170, 183, 187-188).

Закон Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.

В региональный Закон Республики Крым № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» неоднократно вносились изменения.

Законом Республики Крым от 23.09.2020 № 110-ЗРК/2020 в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» были внесены изменения, в частности статья 2 дополнена пунктом 5 следующего содержания: для целей настоящего Закона используются следующие понятия - члены семьи заявителя – это проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем.

Законом Республики Крым от 23.09.2020 № 110-ЗРК/2020 также внесены изменения в статью 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». После внесение изменений, статья 3 названного закона предусматривала, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно. Изменения, внесенные Законом Республики Крым от 23.09.2020 № 110-ЗРК/2020, вступили в силу через 10 дней после официального опубликования, то сеть с 10.10.2020. В Законе не указано, что он имеет обратную силу.

До внесения указанных изменений (в редакции, действующей на дату обращения Сайдаметова С.Р. с заявлением в Департамент на получение меры социальной поддержки), ст. 3, Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 действовала в следующей редакции: право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой. Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина. Согласно части 2 указанного Закона Республики Крым в этой же редакции, решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).

Таким образом, ЗРК от 14.08.2019 года №631 – ЗРК/2019, для возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, не было предусмотрено условие совместной регистрации всех членов семьи, а было условие - совместного проживание. Законом РК от 23.09.2020 года изменена редакция ст. 2.3 ЗРК №631, и членами семьи (для целей применения данного Закона) стали признаваться лица проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем.

Законом Республики Крым от 14.10.2020 № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». Согласно 2 названного закона, порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с п. 1 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 № 659, порядок разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до дня вступления в силу Закона Республики Крым «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020.

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020.

Согласно пункту 16 указанного Порядка граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 10 ноября 2020 года.

В соответствии с пунктами 18, 19 Порядка принятие решений о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в пунктах 27 - 32, подпунктах 1 - 6 пункта 33, пунктах 34 - 42 настоящего Порядка.

В случае не обращения до 10 ноября 2020 года с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в орган труда и социальной защиты населения дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, с учетом требований, предусмотренных пунктами 20 - 38 настоящего Порядка.

По заявлениям о распоряжении средствами единовременной выплаты, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020, принятие решений о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в пунктах 27 - 32, подпунктах 1 - 6 пункта 33, пунктах 34 - 42 настоящего Порядка.

Согласно пунктам 31, 32 Порядка решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.

О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.

Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ Сайдаметову С.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Муниципальным казенным учреждением Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым был выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, данный сертификат выдан на основании решения Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым (т.1 л.д.104).

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли - продажи с использованием средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, между ИП Сафаров Н.М. и семьей истца, по условиям данного договора, ИП Сафаров Н.М. продал, а Сайдаметов С.Р. и Сайдаметова А.Л.К., выступающие от своего имени и как законные представители от имени и в интересах своих несовершеннолетних детей: Сайдаметова С.С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайдаметовой М.С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сайдаметова Ю.С.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, купили в общую долевую собственность (по 1/5 доле каждый), принадлежащую продавцу в целом на праве собственности, квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, пгт. Красногвардейск, <адрес>, площадью 36,6 кв.м., пятый этаж, кадастровый (т.1 л.д.46-48, 50-55).

Согласно Уведомлению Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым Сайдаметов С.Р. включен в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, имеет право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ в ДТЗСН администрации <адрес> Республики Крым (т.1 л.д.58).

Сайдаметов С.Р. обратился в ДТЗСН администрации Белогорского района Республики Крым с указанным заявлением, предоставив сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, выданный 27.03.2020 года.

Согласно уведомлению к решению об отказе в предоставлении государственной услуги №2 от 16.03.2021 года, по результатам рассмотрения заявления истца о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым от 15.01.2021 года ДТЗСН администрации Белогорского района Республики Крым принято решение отказать Сайдаметову С.Р. в предоставлении государственной услуги. Причина отказа: отсутствие права на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с ч.5 п.33 ст.6 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 16.10.2020 года №659 – установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния. О принятом решении Муниципальное казённое учреждение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым направило Сайдаметову С.Р. письменное уведомление (л.д.59, 97).

В письменных возражениях ответчики указали, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии ч.5 п.33 ст.6 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>, явилось установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния. До перепрописки семья проживала по двум адресам, заявитель по адресу: <адрес> – в доме отца, площадью 64,7 кв.м., супруга с детьми по адресу: <адрес> – в доме своего отца, площадью 240,1 кв.м. Таким образом, перепрописка всей семьи по одному адресу привела к ухудшению жилищных условий и имущественного положения (л.д.73-75).

В судебном заседании представитель истца пояснил, что действительно до 2019 года истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> – в доме отца, площадью 64,7 кв.м., а его супруга с детьми по адресу: <адрес> – в доме своего отца, площадью 240,1 кв.м., однако после заключения брака истец, его супруга и дети проживали в <адрес>, где проживают и по настоящее время. В этой связи, перерегистрация всей семьи по одному адресу не могла привести к ухудшению жилищных условий и имущественного положения, поскольку <адрес>, и <адрес> принадлежали семье истца до обращения с заявлением предоставлении государственной услуги в Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым. <адрес> помещения соответствует минимуму, который необходим для получения указанной помощи. Регистрация не может влиять на реализацию права для получения соответствующей выплаты, тем более что объем площади, которой они фактически пользовались, не изменился.

Стороной истца к материалам гражданского дела приобщена справка –характеристика, выданная отделом полиции №3 «Центральный» УМВД России по г. Симферополю от 08.07.2021 года, в которой указано, что на территории обслуживания ОП №3 «Центральный» УМВД России по г. Симферополю по адресу: <адрес> проживает Сайдаметов С.Р., 1984 года рождения, совместно с супругой Сайдаметовой А.Л., со слов соседей Сайдаметов С.Р. проживает по данному адресу с 2009 года (т.1 л.д.133).

При этом при подаче иска в суд, истцом к исковому заявлению приложена справка, выданная администрацией города Бахчисарай Республики Крым №1213 от 06.05.2019 года, согласно которой Сайдаметова Анифе Лютфи кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с ней по данному адресу зарегистрированы: Сайдаметов С.С. оглу ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сын, Сайдаметова М.С. кызы ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь, Сайдаметов Ю.С. оглу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын, Османова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – мать, Османов Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – отец, Османов Э.Л.олгы ДД.ММ.ГГГГ года рождения – брат, Османова С.А. кызы., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сестра (л.д.25).

Из документов, предоставленных суду ответчиком усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Сайдаметов С.Р. обратился в Муниципальное казённое учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, в котором указал, что проживает по адресу: Республика Крым, г. Белогорск, ул. Чапаева, д.27, совместно с ним проживают зарегистрированные члены его семьи: жена - Сайдаметова Анифе Лютфи кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Сайдаметов Саид Сейран оглу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Сайдаметова Мерджан Сейран кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Сайдаметов Юсуф Сейран оглу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1 л.д.158-161).

В судебном заседании, при подготовке дела к судебному разбирательству представитель ответчика пояснила, что истцу отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку при проведении проверки было установлено, что в результате перерегистрации семьи истца по другому адресу, в период – со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты, ухудшились их жилищные условия и имущественное положение. Указала, что семья истца намеренно ухудшила жилищные условия и только потом обратилась к ответчику за реализацией права. В результате действий семьи истца обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений в расчете на каждого гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи стала менее 18 кв. м.

В силу подпункта 5 пункта 33 Порядка решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

Подпунктом 6 пункта 2 указанного Порядка, предусмотрено понятие намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения, к которому относится совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров: обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи; перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи; отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее; вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).

Поскольку со дня рождения ребенка (после 04.03.2019 года) до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты (до 15.01.2021) истцом совершены действия, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах действия истца по намеренному ухудшению жилищных условий дают право ответчику для отказа Сайдаметову С.Р. в распоряжении средствами единовременной выплаты.

Ссылки стороны истца о том, что поскольку Сайдаметов С.Р. обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в феврале 2020 года, к нему не могут применяться Правила, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 659, суд полагает ошибочными, поскольку Закон, приостанавливающий действие ЗРК № 631, отнес к полномочиям Совета министров Республики Крым установление порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019. В частности данным Порядком регламентирована подача заявления на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.

Нарушения Муниципальным казенным учреждением Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым сроков принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты и сроков направления в адрес истца письменного уведомления о принятии соответствующего решения, на которые ссылается в исковых требованиях истец, не влекут признание данного решения незаконным.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56 - 60, 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Сайдаметова Сейрана Рефатовича к Муниципальному казенному учреждению Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министертсву труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица: Сайдаметова Анифе Лютфи кызы, Сафаров Назим Марибович, Сайдаметов Рефат Талгатович, Османов Лютфи Садыкович о признании действий незаконными и обязании выполнить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 08.10.2021 года.

Судья Белогорского районного суда

Республики Крым Е.С. Солодовник