ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-960/2022 от 02.09.2022 Верхнеуфалейского городского суда (Челябинская область)

74RS0014-01-2022-001474-68

Дело № 2-960/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Верхний Уфалей 02 сентября 2022 года

Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Шубаковой Е.С.,

при секретаре Бычковой О.Ф.,

с участием помощника прокурора города Верхнего Уфалея Челябинской области Ахметовой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Верхнего Уфалея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности установить приборы учета на участке недр (скважины), расположенные на территории Верхнеуфалейского городского округа: участок Черемшанский карьер (скважины № 11 и № 30) – 2 штуки, участок Черемшанский (скважины № 7 и № 14) – 1 штуку, участок Тюленевский (скважины № 4а и № 5) – 1 штуку.

В обоснование иска указал, что в рамках проверочных мероприятий по соблюдению федерального законодательства в сфере охраны природы, выявлены нарушения, которые выразились в отсутствии на участках недр (скважинах), на выпусках сточных вод приборов учета. Отсутствие нормативов состава сточных вод, приборов учета на участках недр (скважинах) забора воды и водоотведения, создает отсутствие контроля забора воды и сброса сточных вод.

В судебном заседании помощник прокурора г. Верхнего Уфалея Ахметова А.А. исковые требования поддержала полностью.

Представитель ответчика – Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области Ровникова М.А., действующая по доверенности от 24.02.2022, в судебном заседании пояснила, что согласны с тем, что должны быть установлены приборы учета, однако, просила учесть, что денежные средства в бюджете отсутствуют.

Представитель третьего лица МУП «Водоканал Верхнеуфалейского городского округа» при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал. Возражений не представили.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В соответствии с п.п. 4.3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.

Главой XIII Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», определен порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ.

В нарушение указанных требований, нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы состава сточных вод на территории Верхнеуфалейского городского округа, отсутствует.

В соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

В соответствии с указанным Порядком, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4, указанным в приложении к Порядку.

Измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.

Вместе с тем, как установлено судом, на участках недр (скважинах), на выпусках сточных вод отсутствуют приборы учета.

Прокуратурой города по фактам отсутствия приборов учета на участках недр (скважинах), на выпусках сточных вод главе Верхнеуфалейского городского округа вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры к устранению нарушений законодательства не принимаются.

При указанных обстоятельствах, исковое заявление прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности по установке приборов учета на участки недр (скважины) является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Верхнеуфалейского городского округа установить приборы учета на участке недр (скважины), расположенные на территории Верхнеуфалейского городского округа: участок Черемшанский карьер (скважины № 11 и № 30) – 2 штуки, участок Черемшанский (скважины № 7 и № 14) – 1 штуку, участок Тюленевский (скважины № 4а и № 5) – 1 штуку.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Верхнеуфалейский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.С. Шубакова

Решение принято в окончательной форме 07 сентября 2022 года

Судья: Е.С. Шубакова