Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-961/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2012 годагород Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра,
в составе: председательствующего судьиГавриленко и.о.
при секретареЧерных В.Ю.
с участием истцаКолосова И.Ю.
представителя истцаКолосовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колосова И.Ю. к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Сургуту ХМАО-Югры о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц, возложении обязанности считать датой подачи заявления о возврате налога ДД.ММ.ГГГГ
установил: Колосов И.Ю. обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Сургуту ХМАО-Югры о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц в сумме , возложении обязанности считать датой подачи заявления о возврате налога ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что он совместно с супругой ФИО1 в 2006 году получили субсидию из бюджета автономного округа по программе «Доступное жильё молодым» (при реализации подпрограммы Ханты-Мансийского ОА-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года») на сына ФИО2 по свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме . В 2007 году истец заплатил (по уведомлениям) налог на доходы физических лиц (на полученную субсидию) в сумме ( - ДД.ММ.ГГГГ и - ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 35, 36 ст. 217 Налогового Кодекса РФ, денежные средства в виде субсидий, полученные налогоплательщиком за счёт средств бюджетной системы РФ освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Ранее истцу было известно, что не облагались налогом только субсидии, полученные с 2008 года. Достоверную информацию о том, что полученная субсидия не должна была облагаться налогом, получил только ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в Инспекцию федеральной налоговой службы по г.Сургуту с просьбой пересмотреть возврат излишне выплаченных средств. В ответ получил письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором требовалось предоставить документы, подтверждающие получение субсидии. В 2006 году при получении субсидии свидетельство о предоставлении субсидии на руки не получал. На основании запроса в Департаменте культуры, молодежной политики и спорта г.Сургута выданы документы для ИФНС. В письме № от ДД.ММ.ГГГГ. Инспекции федеральной налоговой службы по г.Сургуту указано решение об отказе в осуществлении возврата в связи с тем, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога
было подано по истечение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8. ст.78 Налогового кодекса РФ). По ст. 195, 196 ГК РФ сроком исковой давности признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в 3 года. Согласно ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется с того дня, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении его прав. Просит засчитать правомерным дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ.) в Инспекцию федеральной налоговой службы по г.Сургуту о факте излишнего взыскания налога для защиты нарушенных прав и возвратить излишне удержанный налог на доходы физических лиц в сумме
Истец и представитель истца в судебном заседании на требованиях иска настояли в полном объеме.
Представитель ответчика в суд не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению в части взыскания суммы излишне удержанного налога в сумме , в остальной части иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно решению заместителя начальника Инспекции ФНС России по г. Сургуту от ДД.ММ.ГГГГ №, в удовлетворении заявления Колосова И.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц в сумме отказано ввиду подачи заявления о возврате налога по истечении 3-х лет со дня уплаты налога, переплата образовалась в 2007 году.
На основании письма заместителя начальника Инспекции ФНС России по г. Сургуту от ДД.ММ.ГГГГ за №, в ответ за заявление Колосова И.Ю. о возврате излишне удержанного налога от ДД.ММ.ГГГГ, изложено, что по результату поступивших из Департамента культуры молодежной политики и спорта о полученном Колосовым доходе, Инспекцией ФНС России по г. Сургуту произведено начисление налога в размере , к заявлению о возврате необходимо приложить подтверждающие получение субсидии документы.
В соответствии с квитанцией № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ Колосовым И.Ю. уплачен налог на доходы физических лиц в сумме и , а всего .
Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ, корешку к данному свидетельству, копии платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, Колосов И.Ю. и ФИО1 в 2006 году получили субсидию из бюджета автономного округа по программе «Доступное жильё молодым» (при реализации подпрограммы Ханты-Мансийского ОА-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005-2015 года») на сына ФИО2, в сумме .
На основании п.п. 35, 36 ст. 217 Налогового кодекса РФ, к доходам, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), относятся в том числе: суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам); суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов гарантировано подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ, заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено начало течения срока для подачи заявления в налоговый орган на возврат налога со дня его уплаты, который исчисляется с даты каждого платежа.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
Наличие излишне удержанного налога на доходы физических лиц в сумме в 2007 году у Колосова подтверждено в порядке ст. 56 ГПК РФ квитанциями об оплате налога, решением от ДД.ММ.ГГГГ, факт излишнего удержания налога в названном размере и названном периоде налоговым органом не оспаривается.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. Данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-0, согласно которой норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (номер пункта изменен на «7» Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ), не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, срок исковой давности для подачи заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога в данном случае следует исчислять не со дня уплаты указанной суммы, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В своем исковом заявлении истец указывает, что узнал о переплате налога ДД.ММ.ГГГГ из общедоступных источников, когда столкнулся с данной информацией.
Согласно ответа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что налог Колосовым уплачен в 2007 году после его начисления налоговым органом, то есть данный вид налога уплачен истцом по требованию ИФНС по городу Сургуту.
Вместе с тем, в рамках ч. 3 ст. 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Однако, никаких уведомлений истцу Колосову о наличии у него излишне уплаченного налога налоговым органом не предоставлялось и не направлялось до названного истцом срока его осведомленности о нарушенном праве, ответчиком доводы истца не опровергнуты.
Следовательно, срок для защиты своего законного интереса в виде срока исковой давности в три года истцом не пропущен, ДД.ММ.ГГГГ он узнал о нарушении его права в части излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, трехлетний срок с названной даты не истек на день рассмотрения дела.
Кроме того, в судебном заседании также на в пределах ст. 152 ГПК РФ не заявлено возражений ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.
Поэтому, исковые требования Колосова к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Сургуту ХМАО-Югры о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц в сумме подлежат удовлетворению.
При этом, требования истца о возложении на ответчика обязанности считать датой подачи заявления о возврате налога ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, поскольку не предусмотрены как способ защиты законного интереса и не имеют правовых последствий для рассмотрения вопроса о подаче заявления в течение 3-х летнего срока, так как последняя часть налога уплачена ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ также находится за пределами 3-х летнего срока.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Колосова И.Ю. к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Сургуту ХМАО-Югры о взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц, возложении обязанности считать датой подачи заявления о возврате налога ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.
Взыскать с Инспекции Федеральной Налоговой Службы Росси по городу Сургуту ХМАО-Югры в пользу Колосова И.Ю. денежные средства в виде излишне удержанного налога на доходы физических лиц в сумме
В удовлетворении исковых требований Колосова И.Ю. к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Сургуту ХМАО-Югры о возложении обязанности считать датой подачи заявления о возврате налога ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд с момента вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В.Гавриленко