версия для печатиДЕЛО № 2-961/2019 (Решение)
№ 2-961/2019 УИД: 26RS0023-01-2019-001762-73 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 августа 2019 года город Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Колесникова Д.В., при секретаре Зароченцевой А.А., с участием истца И.А., представителя ответчика ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» Л.И., представителей третьего лица ООО «ЖЭК ..............» Н.А. и А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в Минераловодском городском суде.............. гражданское дело по иску И.А. к ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» о признании незаконными действий ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по установке, допуске коллективных (общедомового) приборов учета электрической энергии в эксплуатацию и обязании провести демонтаж приборов учета в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. у с т а н о в и л: в Минераловодский городской суд с исковым заявлением о защите прав потребителя обратилась И.А. к ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» о признании незаконными действий ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по установке, допуске коллективных (общедомового) приборов учета электрической энергии в эксплуатацию и обязании провести демонтаж приборов учета в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Из содержания исковых требований впоследствии уточненных и дополненных следует, что истец И.А. просит суд признать действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по установке, допуске коллективных (общедомового) приборов учета электрической энергии в эксплуатацию, в жилом доме по адресу: .............. СЕ303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 1, СЕ301 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 2, СЕ303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 3, незаконными и обязать провести демонтаж указанных приборов учета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В обосновании своих исковых требований истец И.А. ссылается на то, что она является собственником квартиры по адресу: ............... Исполнителем коммунальной услуги – гарантирующим поставщиком по предоставлению электрической энергии является ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро». .............. ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в жилом доме по адресу: .............., осуществило допуск коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, оформив допуск актами .............., 055027, 055437 от ............... В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ .............. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказа Министерства регионального развития РФ от ............................, установка приборов учета потребляемой энергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены. Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме. Указанный акт составляется исполнителем коммунальной услуги в присутствии лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и собственника помещения. Лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в жилом доме является ООО «ЖЭК ..............». .............. ООО «ЖЭК ..............» совместно с представителями собственников помещений в жилом доме провело обследование инженерной сети электроснабжения в жилом доме и составило акт, в соответствии с которым отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета электрической энергии без реконструкции и капитального ремонта существующей внутридомовой инженерной системы электроснабжения. Представители ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» для обследования и составления акта не явились. .............., до проведения мероприятий по установке приборов учета электроэнергии в жилом доме по адресу: .............., она обратилась в ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» с требованием, котором указала, что в соответствии с пп. к(5)) п. 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» требую от ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», с привлечением ООО «ЖЭК ..............», и при необходимости иных лиц, включая председателя совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Обследование предложила провести .............. в 10 час. 00 мин. Однако ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» уклонилось от проведения обследования и составления акта. Общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии в указанном доме установлен ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», при этом акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового (коллективного) прибора учета не составлялся, обследование не проводилось. Согласно актов обследования внутридомовой инженерной системы электроснабжения жилого дома по адресу: .............., составленных ООО «ЖЭК ..............» от .............., .............., инженерная система электроснабжения находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требуется полная замена. Жилой дом по адресу: .............. введен в эксплуатацию в 1983 году. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р), которые устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) в жилых зданиях инженерного оборудования – электрооборудования: вводно-распределительных устройств и внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками составляет 20 лет, сеть дежурного освещения мест общего пользования составляет 10 лет. Таким образом, в указанном жилом доме внутридомовая инженерная система электроснабжения находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт. В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от ............................ – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до .............., а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа). Капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения запланирован на 2031 год. .............. ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» совместно с ООО «ЖЭК ..............» провело обследование внутридомовой инженерной системы электроснабжения, по результатам которого был составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ............... В результате обследования установлено отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях жилого дома без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или)без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования). Таким образом, на момент установки и допуска общедомовых приборов учета электрической энергии ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» был нарушен установленный действующим законодательством порядок, а именно прибор учета был установлен без проведения обследования технической возможности его установки. Представитель ответчика ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» Л.И. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований. Согласно письменных возражений ответчик ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Энергосбыт» .............. выражает свое несогласие с требованиями Истца по следующим основаниям. Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных ПП РФ от ............................ и (или) Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ............................ не предусмотрено обязательное проведение обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета в многоквартирном доме при осуществлении расчетов исходя из показаний приборов учета. В соответствии с Федеральным законом от .............. № 261-ФЗ «Об энергосбережении.. .» и с Приказом Минэнерго РФ от ............................ «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» .............. и Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный комбинат ..............» .............. был заключен договор ..............-ТО от .............. на установку общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и возмещения затрат на установку общедомовых приборов учета. В результате исполнения договора в многоквартирном доме по .............. был установлен и введен в эксплуатацию ОДПУ, о чем стороны подписали соответствующий акт приема - передачи. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию осуществляется однократно и является следствием его установки (монтажа, замены) и подразумевает проведение ряда мероприятий, включающих: проверку места установки и схемы подключения прибора учета, проверку направления тока в электрической цепи, состояние прибора учета, наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета, пломб поверителя, измерительных трансформаторов, соответствие метрологических характеристик и завершается документальным оформлением результатов допуска в виде акта допуска прибора учета в эксплуатацию. ОДПУ является общим имуществом многоквартирного дома и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. В соответствии с Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ............................, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией обеспечивается прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ............................, а также при необходимости их актуализация и восстановление. Согласно пп. а(1)) п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки. Абзацем 3 пункта 2 Правил .............. до .............. определялся термин «исполнитель» абсолютно идентично Правилам 354, но с .............. вступило в силу ПП РФ от .............. N 603, которым указанное определение было изменено. В действующей в настоящее время редакции Правила .............. устанавливают, «исполнитель”— юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг». То есть, из норм Правил .............. следует, что исполнителем является лицо, которое либо содержит общее имущество МКД, либо предоставляет коммунальную услугу, либо делает и то, и другое. В мае 2015 г. представителями ООО «Жилищно - эксплуатационный комбинат ..............» .............. совместно с представителями ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» .............. была проведена совместная проверка расчётных общедомовых приборов учета по многоквартирному дому, расположенному по адресу: .............., о чем были составлены соответствующие акты .............. от ............................ от ............... На требование И.А. о проведении .............. обследования по возможности установки общедомового прибора учета по многоквартирному дому, расположенному по вышеуказанному дому, был направлен представитель ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» ............... Соответственно вывод истца о том, что представители ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» .............., уклонились от проведения совместного осмотра, не соответствует действительности. Акт совместного осмотра по независящим от представителя ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Электросеть» .............. причинам ООО «Жилищно-эксплуатационный комбинат ..............» .............. предоставлен не был. Согласно акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от .............. составленного в присутствии представителя ООО «ЖЭК ..............» установлено, что по данному МКД техническая возможность по установке индивидуальных приборов учета отсутствует. Вопрос о технической возможности установки общедомовых приборов учета при проведении обследования не ставился. Ежемесячно в течение 2016 г. по многоквартирному дому, расположенному по адресу: .............. в почтовые ящики жителей дома доставлялись платежные документы для внесения платы по электроснабжению. В данных платежных документах имеется строка «Начисление за общедомовые нужды». По выставляемым платёжным документам И.А. производилась оплата как за электроэнергию, потребленную на индивидуальны нужды так и за электроэнергию, выставляемую на общедомовые нужды. За весь период И.А. в адрес ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» «Энергосбыт» .............. не поступало каких-либо заявлений и жалоб по поводу начислений за электроэнергию на общедомовые нужды и законности установки общедомовых приборов учета по вышеуказанному многоквартирному дому. На основании изложенного, многоквартирный дом, расположенный по адресу: .............., является оборудованным общедомовым прибором учета электрической энергии. Представители третьего лица ООО «ЖЭК ..............» Н.А. и А.И., просили суд полностью удовлетворить исковые требования И.А., подтвердили все обстоятельства, изложенные ею в исковом заявлении. В письменном отзыве представители указали, что безоснователен довод ответчика о том, что «Правилами предоставления коммунальных услуг» и Приказом Минрегиона .............. не предусмотрено обязательное проведение обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета. Так в соответствии с пп. к(5)) п. 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель вправе требовать от исполнителя коммунальных услуг, с привлечением лица ответственного за содержание общего имущества в МКД, и при необходимости иных лиц, включая председателя совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации. С указанным требованием Истец обратился к Ответчику, которое не было им исполнено. Приказ Минрегиона России от .............. N 627 принят во исполнение требования пп. «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от .............. N 354. Момент вступления в силу Приказа Минрегиона России N 627 совпадает с моментом вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг. Эти два обстоятельства указывают на совместное применение данных нормативных актов. В п. 1 Приложения 1 к Приказу Минрегиона России N 627, критерии наличия (отсутствия) технической установки прибора учета устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу. В свою очередь, в силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, представляет собой ввод прибора учета в эксплуатацию. Данную функцию выполняет исполнитель коммунальных услуг по заявке потребителя. В этом же пункте есть ссылка на критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, устанавливаемые Минрегионом. Таким образом, наличие техвозможности является необходимым условием для ввода счетчика в эксплуатацию (наличие или отсутствие техвозможности должно быть установлено не позднее ввода прибора учета в эксплуатацию, на практике - в момент выдачи технических условий на установку счетчика и (или) непосредственно перед вводом его в эксплуатацию, если такие технические условия не выдавались, а если выдавались - для проверки их выполнения). Нужно учитывать, что Приказ Минрегиона России N 627 применяется и в отношении ОПУ. Отсутствие в иных нормативных актах прямого указания на то, что определять техническую возможность установки ОПУ следует именно в соответствии с рассматриваемым документом Минрегиона, не означает, что проверять наличие техвозможности для установки ОПУ не нужно. Показания не только ИПУ, но и ОПУ используются при расчете платы за коммунальные услуги исключительно при наличии техвозможности. Итак, первый основной критерий наличия техвозможности заключается в требованиях Закона N 261-ФЗ в отношении МКД, которые на дату ввода в эксплуатацию должны быть оснащены определенными видами приборов учета энергетических ресурсов. Если обратиться к п. 7 ст. 13 Закона N 261- ФЗ, становится ясно, что имеются в виду МКД, введенные в эксплуатацию после .............. (дата вступления в силу Закона N 261-ФЗ). Такие дома должны быть изначально оборудованы ОПУ воды, тепловой и электрической энергии, ИПУ воды, электроэнергии и природного газа. Если же дом был введен в эксплуатацию позднее, после .............., в нем должны быть дополнительно установлены ИПУ тепловой энергии. Если МКД введен в эксплуатацию до указанных дат, то наличие техвозможности установки приборов учета должно выявляться отдельно. Именно для этих домов предусмотрены все остальные критерии наличия (отсутствия) техвозможности. Первый из них выявляется согласно проектным характеристикам МКД. Жилой дом по адресу: .............. состоит из трех корпусов бывшего общежития, которые введены в эксплуатацию с 1983 по 1985 гг. Постановлением администрации .............. от 2001 года бывшему общежитию присвоен статус жилого дома, на сегодняшний день многоквартирным не является. Жилой дом по адресу: .............., по своим проектным характеристикам является жилым домом с коммунальным квартирами, в котором по мимо комнат, которые были приватизированы, осталось общее имущество собственников помещений в виде общих кухонь на этажах с электроплитами, душевых, коридоров, кладовых и иных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений, и не являющего местами общего пользования. Следовательно, с учетом особенностей указанного дома необходимо было провести обследование на предмет установления наличия либо отсутствия технической возможности установки ОПУ. Ответчик вводит суд в заблуждение относительно того, что ОПУ был установлен и введен в эксплуатацию в рамках заключенного между ответчиком и ООО «ЖЭК ..............» договора ..............-ТО от ............... .............. между собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: .............. ООО «ЖЭК ..............» заключен договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В связи с изменением способа управления многоквартирным домом с непосредственного способа управления многоквартирным домом собственниками помещений, на способ управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, между собственниками помещений в многоквартирном доме и ООО «ЖЭК ..............» .............. был заключен договор управления многоквартирным домом, который продолжает действовать и по настоящее время. Ответчик совместно с представителем ООО «Холдинг предприятие ЖКХ», при отсутствии лица ответственного за содержание общего имущества в многоквартирном доме и уполномоченного представителя собственников помещений в многоквартирном доме, составили акты допуска общедомовых приборов учета в эксплуатацию .............., .............. и ............... Между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ООО «ЖЭК ..............» был заключен договор ..............-ТО на установку общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов и возмещение затрат на установку общедомовых приборов учета. между ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ООО «ЖЭК № 1» было подписано три акта приема-передачи прибора учета, в соответствии с которыми в трех корпусах были установлены щиты учета с трансформаторами тока. При этом в указанных актах отсутствует информация о том, что были установлены общедомовые приборы учета электрической энергии. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в 2013 году общедомовые приборы учета в жилом доме не устанавливались и не вводились в эксплуатацию. Ответчик в своих возражения указывает, что в мае 2015 совместно с представителями ООО «ЖЭК ..............» проводилась совместная проверка расчетных общедомовых приборов учета, и представляет акты .............. (корпус 2) от .............. и .............. (корпус 1) от ............... При ознакомлении с актом .............. (корпус 1) от .............. установлено, что проверка общедомового прибора учета производилась без участия представителя ООО «ЖЭК ..............» и/или представителя собственников помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ 261 от .............. производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ............... Во исполнение пп. г п. 4 Постановления Правительства РФ .............. от .............. Министерством регионального развития РФ принят приказ .............. от .............. об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения. Общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии в указанном доме установлен ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», при этом акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового (коллективного) прибора учета не составлялся, обследование не проводилось. Согласно актов обследования внутридомовой инженерной системы электроснабжения жилого дома по адресу: .............., составленных ООО «ЖЭК ..............» от .............., .............., инженерная система электроснабжения находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требуется полная замена. Жилой дом по адресу: .............. введен в эксплуатацию в 1983 году. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р), которые устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) в жилых зданиях инженерного оборудования электрооборудования: вводно-распределительных устройств и внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками составляет 20 лет, сеть дежурного освещения мест общего пользования составляет 10 лет. Таким образом, в указанном жилом доме внутридомовая инженерная система электроснабжения находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт с 2005 года. .............. ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» совместно с ООО «ЖЭК ..............» провело обследование внутридомовой инженерной системы электроснабжения, по результатам которого был составлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от ............... В результате обследования установлено отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях жилого дома без капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования). Данный вывод был сделан в связи с тем, что жилой дом по проектностроительным характеристикам является зданием бывшего общежития, в котором общее имущество собственников, в том числе душевые, кухни, коридоры, кладовые находятся на каждом этаже здания. Указанными помещениями пользуются все собственники помещений, существующая инженерная система электроснабжения не предусматривает возможности учета индивидуального потребления электрической энергии в указанных помещениях. Поэтажная разводка электрической сети выполнена горизонтальной однофазно разводкой от поэтажных распределительных щитов, а кухни с электрическими плитами запитаны от общего распределительного щита на первом этаже вертикальной трехфазной разводкой. Поэтому обеспечить общеквартирный и индивидуальный приборный учет электрической энергии без реконструкции системы электроснабжения невозможно, соответственно не могут быть достигнуты цели ФЗ 261 об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Следовательно, для того, чтобы обеспечить требования закона об установке общедомовых приборов учета необходимо произвести реконструкцию существующей системы электроснабжения в жилом доме по адресу: ............... Таким образом, на момент установки и допуска общедомовых приборов учета электрической энергии ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» был нарушен установленный действующим законодательством порядок, а именно прибор учета был установлен без проведения обследования технической возможности его установки. Кроме того, Ответчиком нарушены требования п.п. 150-154 Постановления Правительства РФ .............. при оформлении актов допуска общедомовых приборов учета в эксплуатацию, в части не уведомления собственников помещений многоквартирного дома об оснащении общедомовыми приборами учета и не привлечения к участию в оформлении актов. Суд, изучив исковые требования, возражения, выслушав доводы истца, представителя ответчика и представителей третьего лица, а также исследовав доказательства, предоставленные сторонами, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела. Согласно технического паспорта, жилой .............. введен в эксплуатацию в 1983-1985 годах. Постановлением главы .............. и .............. от ............................, предоставлен статус жилого дома общежитию, расположенному в городе Минеральные Воды по ............... В соответствии с протоколами .............. от .............. и от .............. общих собраний собственников помещений в форме очного голосования в многоквартирном .............., выбран способ управления указанным домом в форме управления управляющей организацией ООО «ЖЭК ..............». Из содержания актов допусков прибора учета № .............., 019219 и 019205, ..............2 года в .............. были установлены общедомовые приборы учета электроэнергии. Исходя из содержания акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего(квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от .............., ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» с участием представителей ООО «ЖЭК ..............» и потребителя И.А. следует, что установка индивидуальных приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Актом обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего(квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от .............., установлено, что техническая возможность установки приборов учета отсутствует, поскольку необходима реконструкция и капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы. Согласно акта комиссионного обследования от .............. износ внутридомовой инженерной системы электроснабжения .............. равен 69% Согласно сведений сайта Государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, .............. включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения запланирован в 2031 году. Согласно актов № .............., 055026 и 055437 от .............., поставщик электроэнергии ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», в .............. установил коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии СЕ 303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 1, СЕ 301 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 2, СЕ303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 3. Из содержания расчетных документов следует, что потребителю коммунальной услуги по электроснабжению И.А. определялся исходя из показаний ранее установленных общедомовых приборов учета электроэнергии, исходя из разницы показаний общедомового прибора учета на начало и конец месяца. Исследование судом обстоятельств гражданского дела позволяет суду прийти к следующему. В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком. Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от .............. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" определено, что на отношения по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договору социального найма (далее - наниматели), а также собственникам жилых помещений в многоквартирных домах (далее - собственники), использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации от .............. N 2300-1 "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами (часть 4 статьи 157 ЖК РФ). Согласно ч. 1 ст. 13 Федеральный закон от .............. N 261-ФЗ (ред. от ..............) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет. Согласно пункта 5 указанной статьи Федерального Закона до .............., собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Пунктом 9 статьи установлено, что с .............. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Приказом Минрегиона России от .............. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" установлены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, а также форма акта обследования. Из пункта 2 и пункта 4 указанного Приказа следует, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании; в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа. К одному из критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета относится следующее, если установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (п.п. "а" п. 2 Приложения N 1). Таким образом, необходимость проведения соответствующего обследования для установления возможности установки приборов учета определена на законодательном уровне, результаты такого обследования должны отражаться в акте, составленном по форме, утвержденной названным Приказом Минрегионразвития РФ N 627 от ............... Исходя из предмета и оснований заявленного иска, основным доказательством в подтверждении юридически значимых обстоятельств по делу является акт обследования, составленный по установленной законом форме, а так же включение многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Как установлено в судебном заседании, исходя из содержания акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего(квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от .............., установка индивидуальных приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. Актом обследования на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета от .............., так же установлено, что техническая возможность установки приборов учета отсутствует, поскольку необходима реконструкция и капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы. Согласно акта комиссионного обследования от .............. износ внутридомовой инженерной системы электроснабжения .............. равен 69%. На основании сведений сайта Государственной корпорации-Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, .............. включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения запланирован в 2031 году. Оценивая в совокупности предоставленные доказательства, суд приходит к выводу, что действия ответчика ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по установке, допуске коллективных (общедомового) приборов учета электрической энергии в эксплуатацию, в жилом доме, расположенном по адресу:.............., СЕ 303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 1, СЕ 301 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 2, СЕ303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 3 нельзя признать законными. На момент установки и допуска указанных коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, многоквартирный .............. включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения запланирован в 2031 году. Кроме того, в соответствии с исследованными актами обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего(квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета установлено, что установка индивидуальных и общедомовых приборов учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. На .............. износ внутридомовой инженерной системы электроснабжения .............. равен 69%. Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закон от .............. N 261-ФЗ (ред. от ..............) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту. Техническая возможность в установки общедомовых приборов учета электроэнергии в .............. отсутствует поскольку установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования). Суд создал все условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении гражданского дела. Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Вмешательство суда в указанный основополагающий принцип гражданского судопроизводства ограничено положением ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, согласно которому суд оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В ходе рассмотрения настоящего дела представителем ответчика не представлено достаточных, относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих возражения. Предоставленные суду расчеты и начисления коммунальной слуги, а также документы, на ранее установленные общедомовые приборы учета электроэнергии, не являются доказательствами правомерности действий ответчика по установке общедомовых приборов учета электрической энергии, установка которых была произведена ............... Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истец И.А. при подаче искового заявления освобождена от уплаты государственной пошлины. В соответствие со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет Минераловодского городского округа.............. пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку исковые требований И.А. удовлетоврены полностью, то с ответчика ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования И.А. к ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» о признании незаконными действий ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по установке, допуске коллективных (общедомового) приборов учета электрической энергии в эксплуатацию и обязании провести демонтаж приборов учета в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить полностью. Признать действия ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» по установке, допуске коллективных (общедомового) приборов учета электрической энергии в эксплуатацию, в жилом доме, расположенном по адресу:.............. СЕ 303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 1, СЕ 301 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 2, СЕ303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 3 незаконными. Обязать ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» провести демонтаж приборов учета электрической энергии, незаконно установленных в жилом доме, расположенном по адресу:.............. СЕ 303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 1, СЕ 301 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 2, СЕ303 .............. место установки ВРУ 0,4 кВт корпус 3, в течении десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в доход Минераловодского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере по 300 (триста) рублей. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме (мотивированное) принято 11 августа 2019 года. Судья Д. В. Колесников |