ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-961/2021 от 04.10.2021 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-961/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2021 года г.Спасск-Дальний

Приморского края

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Миначёвой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Токаревой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тринко Д.А. к ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» и ООО «ГОРСВЕТ» о понуждении в предоставлении информации, взыскании расходов и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Тринко Д.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением в обоснование которого указал, что он является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес>. Управлением указанного многоквартирного дома в период с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ занималось ООО «СТЭ-АТП» и договор управления домом был размещен на сайте Реформа ЖКХ (https://my-gkh.m/gethouse/). С ДД.ММ.ГГГГ управлением дома занимается ООО «ГОРСВЕТ», при этом, договор управления многоквартирным домом в сети Интернет и на сайте организации не размещен.

Управляющая компания, согласно договору управления обязана: предоставлять собственнику или уполномоченным им лицам по их запросам документацию, информацию и сведения, касающиеся управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества, информацию, используемую для расчета начислений и оплаты коммунальных услуг (п.ДД.ММ.ГГГГ); собственник вправе требовать от Управляющей организации возмещения убытков, причиненных вследствие невыполнения либо недобросовестного выполнения Управляющей организацией своих обязанностей по настоящему Договору (п. 3.4.2.Договора).

Согласно Приложению к договору управления от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан был выполнять работы (услуги): работы по управлению МКД; уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД; подготовку дома к сезонной эксплуатации; содержание мест общего пользования; проведение технических осмотров и мелкий ремонт.

На сайте https://my-gkh.ru ответчик разместил отчеты о выполненных работах и оказанных услугах МКД по <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ г.г., согласно которым в ДД.ММ.ГГГГ году были выполнены работы (услуги) на общую сумму СУММА 6.; в ДД.ММ.ГГГГ - СУММА 8.; в ДД.ММ.ГГГГ - СУММА 5.; ДД.ММ.ГГГГ - отчета нет; ДД.ММ.ГГГГ - СУММА 10., всего на сумму СУММА 1 При этом, отчеты не содержат расшифровки выполненных работ (услуг), предусмотренных Приложением к договору управления от ДД.ММ.ГГГГ. Так, в отчете за ДД.ММ.ГГГГ год указано, что выполнены работы: «сезонная эксплуатация» - СУММА 16.; «уборка и вывоз ТБО» - СУММА 19.; «общеэксплуатационные расходы» - СУММА 17.; «аварийная служба» - СУММА 15.; технические осмотры - СУММА 9., при этом какие именно работы выполнялись фактически из отчета определить невозможно.

Выполнение работ «общеэксплуатационные расходы» договором управления не предусмотрены, тогда как ответчик списывает на эту статью расходов в ДД.ММ.ГГГГ году - СУММА 17.; в ДД.ММ.ГГГГСУММА 17.; в ДД.ММ.ГГГГСУММА 17.; в ДД.ММ.ГГГГ - нет отчета; в ДД.ММ.ГГГГ - по данной статье расходы не производились, а всего на сумму СУММА 3.

Договором управления предусмотрены работы по уборке земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Из указанных работ выполнялись только уборка и вывоз ТБО, ежемесячно на сумму СУММА 19., объемы и стоимость работ за единицу, отчет не раскрывает, также из него не следует, кем осуществлялся вывоз ТБО и на каком основании.

В отчете за ДД.ММ.ГГГГ год списаны расходы в сумме СУММА 12. на «санитарное содержание мест общего пользования и придомовой территории», однако, указанный вид работ договором управления не предусмотрен, тогда как здесь же списываются расходы в сумме СУММА 18. на «содержание мест общего пользования», что, по его мнению, является двойным списанием за те же услуги (работы).

Отчет за ДД.ММ.ГГГГ год в сети Интернет не размещен.

Считает, что отчеты являются сомнительными, т.к. ими ответчик не подтвердил выполнение каждого вида работ (услуг) по договору управления МКД.

На его претензию от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении информации согласно перечню работ (услуг) к договору управления от ДД.ММ.ГГГГ и заверенных выписок о состоянии лицевого счета дома с ДД.ММ.ГГГГ, ответчик до настоящего времени не ответил, запрошенную информацию не предоставил, чем нарушил его право на получение информации о выполненных работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом.

По изложенному, просит обязать ООО «СТЭ-АТП» выдать заверенные копии:

- договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ;

- отчетов о выполненных работах (услугах) за период ДД.ММ.ГГГГ гг.;

- документов, подтверждающих выполнение с ДД.ММ.ГГГГ г.г. содержания и ремонта общего имущества МКД;

- о проведении текущего ремонта (если таковой проводился) и по устранению аварий; технической документации и дефектных ведомостей;

- документов, подтверждающих выполнение текущего ремонта и содержания внутридомовых инженерных сетей, кровли, подвала, подъездов и т.п., с указанием в них где, когда, в каком объеме проведен ремонт (оказана услуга), видов ремонтных работ (услуг) количество и стоимость израсходованных материалов;

- договоров подряда, смет расходов, нарядов, актов о выполненных работах (оказанных услугах) подрядчиками;

- документов на земельный участок, входящий в состав общего имущества и затраты на его содержание, с указанием нормы человека/часов/площади на каждого дворника, фактическое исполнение работ и начисленная заработная плата в деталях;

- по количеству выполненных слесарных (иных видов работ) и затраты человека/час и начисленная заработная плата за выполненный объем работ;

- расчета затрат на проведение сезонных осмотров дома (чел/час, стоимость), согласно приложению к договору управления от ДД.ММ.ГГГГ;

- документов, подтверждающих затраты на «общеэксплуатационные расходы» и «санитарное содержание мест общего пользования и придомовой территории»;

- выписок о состоянии лицевого счета дома с ДД.ММ.ГГГГ и на дату выдачи выписок (остаток на начало/конец периода, поступления и выбытие средств за каждый год).

Взыскать с ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» в его пользу компенсацию морального вреда в размере СУММА 13. и понесенные им судебные расходы в сумме СУММА 21., состоящие из оказанной юридической помощи в размере – СУММА 20. и копировальных услуг – СУММА 2.

Представитель истца по доверенности Жирко Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме и пояснила, что в соответствии с действующим законодательством все документы, касающиеся предоставления услуг, должны быть предоставлены гражданину. В нарушение требований закона, её доверителю не были предоставлены акты выполненных работ. Так как договор управления многоквартирным домом предусматривает проведение ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома, то управляющая компания должна представить документы, перечисленные в исковом заявлении.

С сайта «Реформа ЖКХ» ими были получены отчеты и договор, управляющая компания ООО «ГОРСВЕТ» предоставила информацию о том, какая техническая документация была передана, однако, в соответствии со ст.165 ЖК РФ размещение на сайте является одним из способов информирования, и по запросу граждан управляющая компания должна предоставить все запрашиваемые документы.

Акты выполненных работ ООО «СТЭ-АТП» в интернет ресурсах не разместило, тогда как при рассмотрении Спасским районным судом <адрес> гражданского дела от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Тринко Д.А. к ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, ответчиком были предоставлены акты приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которые суд признал недопустимыми доказательствами (абз.2 л.6 решения по делу ).

Перечисленные акты не соответствуют форме акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденной Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 761/пр., а именно отсутствуют обязательные сведения о выполненных работах (услугах): наименование вида работ (услуг), периодичность/количественный показатель выполненной работы (оказанной услуги), единица измерения работы (услуги), стоимость/сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, цена выполненной работы (оказанной услуги) за единицу выполненной работы (оказанной услуги).

Акты не подписаны приемщиком (Заказчиком) - лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений МКД принимать выполненные работы (услуги) по ремонту (услугам) общедомового имущества многоквартирного дома, соответственно работы не приняты, их выполнение не доказано, (п.4 ч.8 ст.161.1 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. ГОСТ Р 56038-2014 (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 546-ст) списание с лицевого счета многоквартирного дома денежных средств производится на основании подписанных актов (пункт 5.12).

При таких обстоятельствах, размещенные в сети Интернет отчеты ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» о выполненных работах и оказанных услугах за период ДД.ММ.ГГГГ г.г. (за 2019 год не размещен), нельзя считать достоверными, а их размещение в сети интернет достаточным, в виду отсутствия в них сведений, подлежащих размещению в соответствии с установленными законом формами отчетов и информации по конкретным видам работ (услуг).

Информацию в отчетах необходимо подтвердить первичными документами, а именно актами выполненных работ.

Информация по выполнению конкретных видов работ (оказанных услуг) их стоимости, периодичности выполнения работ, выполненных объемов на подрядные работы (возмездные услуги), в том числе дворников, уборщиков, сантехников и прочего рабочего персонала, на сайтах в сети Интернет и на ресурсе ГИС ЖКХ отсутствуют. Определить на какие цели были использованы средства, полученные ООО «СТЭ-АТП» с собственников помещений дома, а также обоснованность расходов направленных на оплату подрядным организациям на основании актов выполненных работ, необходимо удостовериться в наличии договоров на оказание работ (услуг), актов обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иных документов, содержащих сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), сметных расчетов обоснования стоимости работ (услуг).

Договор управления между собственниками помещений многоквартирного <адрес> с вновь избранной управляющей компанией ООО «ГОРСВЕТ» заключен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с учетом уточненных требований, никаких требований к ООО «ГОРСВЕТ» не предъявляют, т.к. в оспариваемый период указанная управляющая компания не осуществляла деятельность по управлению указанным многоквартирным домом. По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГОРСВЕТ» получило от ООО «СТЭ-АТП» следующие документы по МКД по <адрес>: карточки регистрации - 60 шт., поквартирные карточки - 95 шт., технический паспорт МКД – 1 шт. То есть документы предоставлены не в полном объеме, их состав не соответствует перечню технической документации указанному в п.24 Порядка 491. В случае отсутствия документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением домом документов, ООО «СТЭ-АТП» обязано было принять меры к их восстановлению и передать в ООО «ГОРСВЕТ» в порядке, предусмотренном п.21 Правил .

Соответственно, ответ ООО «СТЭ-АТП» от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предоставить информацию, запрошенную Тринко Д.А. в претензии, является несостоятельным.

Средства, получаемые управляющей компанией от собственников помещений в многоквартирном доме в качестве обязательных платежей на содержание, текущий и капитальные ремонты, носят целевой характер и не поступают в собственность общества, ответчик распоряжается данными средствами от своего имени, но в интересах собственников в соответствии с целевым назначением.

Отсутствие документов (актов) о приемке результатов работ, смет, описей работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, актов осмотра, указывает на неправомерное списание денежных средств с лицевого счета многоквартирного дома, т.е. в отсутствие фактического выполнения работ (оказываемых услуг).

ООО «СТЭ-АТП» являясь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией МКД по <адрес>, получало от населения денежные средства на содержание и текущий ремонт, в связи с чем именно ООО «СТЭ-АТП» должно иметь первичные документы, подтверждающие размер полученных от собственников денежных средств и потраченных на содержание и текущий ремонт.

Принимая во внимание, что её доверитель вправе знать, куда расходуются денежные средства и как обеспечивается содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором тот проживает, на удовлетворении требований настаивает в полном объеме, и дополнительно к заявленным требованиям просит обязать ответчика в лице ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» предоставить первичные документы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенные с подрядчиками (исполнителями); расчеты-обоснования стоимости работ (услуг), смет на выполнение отдельных видов работ; акты приемки выполненных работ (оказанных услуг); акты обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях); заключения экспертных организаций.

Представитель ответчика ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» по доверенности Ахременко А.С. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился и пояснил, что в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством её размещения в системе.

Разделом 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" установлен состав, сроки и периодичность информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрены правовые основы создания и эксплуатации ГИС ЖКХ. Пунктом 1 ст.2 названного Федерального закона определено, что ГИС ЖКХ - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о: жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах но содержанию и ремонту общего имущества в доме,, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Согласно ст.2 ФЗ № 209 поставщиками информации, т.е. субъектами, размещающими информацию в системе определены в том числе, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица (т.е. управляющие и ресурсоснабжающие организации, ТСЖ, ЖСК), которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Цель создания ГИС ЖКХ - создать единый общероссийский портал о всей информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации, что сделает данную сферу открытой и доступной для - общественного контроля.

ГИС ЖКХ размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://dom.gosuslugi.ru.

Пунктом 34 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлено, что Управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме: в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 настоящих Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации.

Таким образом, анализируя положения вышеназванных нормативно правовых актов, ответчик в полной мере исполнил свою обязанность по размещению всей информации, согласно перечню утвержденному Приказом от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр, в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации.

Кроме того, это подтверждается самим истцом, который при предъявлении иска использовал информацию находящуюся в общем доступе, в том числе и в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, где размещена исчерпывающая информация подлежащая раскрытию в соответствии с вышеназванными нормативно правовыми актами.

Кроме того, решением Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится под управлением ООО «ГОРСВЕТ». ДД.ММ.ГГГГ техническая документация, связанная с управлением указанного дома, была передана от ООО «СТЭ-АТП» к ООО «ГОРСВЕТ».

Учитывая, что Тринко Д.А. обратился с заявлением о предоставлении информации и документов к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после перехода МКД под управление ООО «ГОРСВЕТ» и передачи всей технической документации, у ответчика не имелось возможности предоставить запрашиваемые документы истцу, в связи с чем ему было отказано в предоставлении информации и в соответствии с п.54 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Тринко Д.А. проинформирован о месте размещения запрашиваемой информации (ГИС ЖКХ).

По изложенному, просит отказать Тринко Д.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Представитель ООО «ГОРСВЕТ» по доверенности Сингур С.Н., в судебное заседание не явилась, представив письменные пояснения, в том числе дополнительные, из которых следует, что ООО «ГОРСВЕТ» не согласно с заявленными требованиями Тринко Д.А., поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес> передан в управление ООО «ГОРСВЕТ», согласно решению Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ техническая документация, связанная с управлением дома, была передана по акту вновь избранной управляющей организации, в связи с чем управляющая организация ООО «Спассктеплоэнерго-АТП», в своем ответе на претензию истца от ДД.ММ.ГГГГ отказала в предоставлении документов.

Кроме того, исковое заявление составлено с учетом сведений, представленных в договоре управления и в отчетах о выполненных работах, что подтверждает наличие у истца данных документов, но, несмотря на это, истец просит представить их надлежаще заверенные копии.

Согласно п.31 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрыть информацию путем размещения на постоянной основе, в том числе на сайте ГИС ЖКХ. Обязанности раскрывать и предоставлять запрошенную истцом информацию, кроме той, которая была раскрыта в установленном порядке, действующее законодательство не предусматривает. Кроме того, Тринко Д.А. просит предоставить сведения, которые законом не предусмотрены к обязательному раскрытию информации (например, сведения о размерах заработных плат сотрудников управляющей организации, т.к. согласно ст.19 № 152-ФЗ, управляющая организация имеет право защищать персональные данные). Раскрытие информации осуществляется в соответствии с регламентом и по формам, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ действует норма ч.10.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая раскрытие информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ, система) по адресу в сети Интернет dom.gosuslugi.ru., согласно которой управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Состав, сроки и периодичность размещения информации в ГИС ЖКХ утверждены совместным приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно разделу 10 названного документа, к перечню информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, относится: наименование исполнителя, его место нахождения, сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, порядок и форма оплаты коммунальных услуг, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о Правилах, сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре), наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг.

При этом, копии документов управляющая компания направлять не обязана (апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 № 33-7126/2014). Управляющая организация может сделать копии и отправить их собственнику, но за деньги - установить фиксированную плату для снятия копий с оригиналов документов. Так, «обеспечить свободный доступ к информации» или «имеют право ознакомиться со следующими документами» - не равны обязанности по предоставлению заверенных копий (или иных любых копий документов). В требовании предоставить данные о цене материалов и себестоимости работ, управляющая организация вправе отказать, потому что потребитель не может проверять стоимость выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на стройматериалы, указанные в акте. Управляющая организация имеет право в рамках выполнения своих обязательств по договору управления привлекать другие организации, но запрашивать информацию у таких организаций собственники не имеют права, поскольку сторонами договорных отношений являются управляющая организация и её контрагенты. Потребитель может следить за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдение сроков, качеством материалов (ст.748 ГК РФ, ПП РФ ). Но даже на этом этапе не имеет права требовать информации о стоимости материалов. В акте приёмки выполненных работ указывается фактическая стоимость работ.

ДД.ММ.ГГГГ году Тринко Д.А. обратился в ООО «ГОРСВЕТ» с заявлением (вх.) о выдаче ему заверенных копий договора управления домом, технической документации МКД в полном объёме, иных, связанных с управлением МКД документов, в т.ч. на технические средства и оборудование, переданные из ООО «Спассктеплоэнерго-АТП». ООО «ГОСВЕТ», в отсутствие такой обязанности, пошло навстречу представителю истца – Жирко Е.В., и передало той надлежаще заверенные копии договора управления МКД, заключенного между собственниками помещений и ООО «ГОРСВЕТ», акта приема-передачи документов, связанных с управлением МКД, которая ранее представлены в материалы дела.

Согласно акту, ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» передало ООО «ГОРСВЕТ» документы, связанные с управлением домом по <адрес> в <адрес>, такие как: карточки регистрации, поквартирные карточки и технический паспорт дома, которые не входят в перечень документов, подлежащих обязательному раскрытию, в связи с чем было разъяснено, что карточки регистрации и поквартирные карточки содержат персональные данные граждан, изготовление и выдача их копий третьим лицам – запрещена.

Во исполнение требований п.33 постановления , заявителю было предложено ознакомиться с техническим паспортом дома и, в случае необходимости, самостоятельно сделать копии документа, в т.ч. путем фотографирования.

В перечень документов, которые управляющая организация не обязана показывать или предоставлять собственнику по запросу, входят: штатное расписание УК, должностные инструкции сотрудников УК, договор аренды офиса, внутренние бухгалтерские документы, из которых видна зарплата сотрудников, сведения о движении денежных средств по счетам, договоры, акты и сметы между УК и подрядчиками, сертификаты соответствия на материалы, копии бюллетеней голосования других собственников (бюллетень голосования самого собственника - предоставляется).

Исходя из того, что у истца имеются копия договора управления многоквартирного дома, т.к. реквизиты и положения договора приведены в исковом заявлении; копии отчетов о выполненных работах в период с 2016 по 2020 г.г., на основании которых истцом сформирована сводная справка; учитывая, что срок предоставления отчета о выполненных работах в 2021 году - 1 квартал 2022 года (п.11 ст.162 ЖК РФ), предоставление иной информации, не входит в перечень информации, обязательной для размещения в системе ГИС ЖКХ.

ООО «ГОРСВЕТ» исполнило заявление истца в объёме, предусмотренном действующим законодательством, дополнительные сведения и документы, в т.ч. которые составляют исковые требования в ООО «ГОРСВЕТ» - отсутствуют.

Кроме того, ООО «ГОРСВЕТ» несогласно с изменением статуса в рассматриваемом деле, т.к. не может являться надлежащим ответчиком, поскольку перечень документов, составляющий исковые требования, не входит в перечень документов, подлежащих передаче, при смене способа управления многоквартирным домом. С учетом отсутствия данной обязанности у ООО «Спассктеплоэнерго-АТП», в ООО «ГОРСВЕТ» данные документы - отсутствуют.

По изложенному, полагает, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, т.к. в силу закона, ООО «ГОРСВЕТ» не сможет предоставить отсутствующие у Общества сведения и документы, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме и рассмотреть дело без её участия.

Суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу положений ст.11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.

Согласно ч.10.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Согласно ч.10 ст.161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (действовавший в оспариваемый период), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.

На основании пунктов 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать, в том числе следующую информацию: основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива); о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления за год.

Судом установлено, что собственником <адрес> в <адрес>, является истец Тринко Д.А..

Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спассктеплоэнерго-АТП», Общество взяло на себя обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечению сохранности, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и придомовой территории.

Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ГОРСВЕТ» взяло на себя обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, решению вопросов пользования общим имуществом МКД и предоставлению коммунальных услуг собственникам, пользователям и иным потребителям, пользующимся помещениями по адресу: <адрес>.

В силу п.9.1 указанного договора, он вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором Государственная жилищная инспекция <адрес> приняла решение о включении МКД по <адрес> в реестр лицензий домов, находящихся в управлении ООО «ГОРСВЕТ».

Решение Государственной жилищной инспекции <адрес> принято ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому изменения перечня и сведений о многоквартирных домах содержащихся в реестре, вносятся с первого числа календарного месяца следующего за днем принятия соответствующего решения.

Таким образом, судом установлено, что в оспариваемый период, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в <адрес> находился в управлении ответчика в лице ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, что представителем ответчика ООО «СТЭ-АТП» не оспаривалось.

В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ договора управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик обязан "предоставлять Собственнику или уполномоченным им лицам по их запросам документацию, информацию и сведения, касающиеся управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества, информацию, используемую для расчета начислений и оплаты коммунальных услуг".

Согласно п.3.4.1 указанного договора управления МКД, "Собственник имеет право: Осуществлять контроль над выполнением Управляющей организацией ее обязательств по настоящему Договору, в ходе которого участвовать в осмотрах (измерениях, испытаниях, проверках) общего имущества в многоквартирном доме, присутствовать при выполнении работ и оказании услуг Управляющей организацией, связанных с выполнением ею обязанностей по настоящему Договору".

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч.2.3 ст.161 ЖК РФ).

Как следует из положений ч.2 ст.165 ЖК РФ, управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.

В соответствии с п.1, п.2 ст.8, п.1 ст.10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах, указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей, а исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.

Частью 4 ст.5 ЖК РФ предусмотрено, что Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

Как следует из положений ч.3 ст.39 ЖК РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п.40 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

Согласно п.42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Минстрой РФ, который в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме..." уполномочен давать разъяснения о применении "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", в письме разъяснил, что непредставление лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, информации о деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе, о стоимости, перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ является нарушением лицензионных требований.

ДД.ММ.ГГГГ истец Тринко Д.А. обратился к ООО «СТЭ-АТП» (вх.) с претензией о предоставлении информации (в том числе заверенные отчеты) за период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время о проведении текущего ремонта (если таковой проводился) и содержании общего имущества дома, работ (услуг) по устранению аварий, в том числе технической документации, дефектных ведомостей, подтверждения выполненного текущего ремонта и содержания внутридомовых инженерных сетей, кровли, подвала, подъездов и т.п., с указанием в них где, когда, в каком объёме проведен ремонт (оказана услуга), виды ремонтных работ (услуг) количество и стоимость израсходованных материалов, копии договоров подряда, смет расходов, нарядов, актов о выполненных работах (оказанных услугах) подрядчиками, копии документов на земельный участок, входящий в состав общего имущества и затраты на его содержание, в том числе норма человека/часов/площади на каждого дворника, фактическое исполнение работ и начисленная заработная плата в деталях; количество выполненных слесарных (иных видов работ), затраты человека/час и начисленная заработная плата за конкретно выполненный объем работ; расчет затрат на проведение сезонных осмотров дома (чел/час, стоимость) и т.д., согласно перечню работ (услуг) к договору управления от ДД.ММ.ГГГГ, заверенные выписки о состоянии лицевого счета дома с ДД.ММ.ГГГГ и на дату выдачи выписок (остаток на начало(конец) периода, поступления и выбытие средств за каждый год), а также копию кадастрового паспорта и документы основания возникновения права на земельный участок, входящего в состав общедомового имущества, виды, объемы, стоимость произведенных работ (услуг) относительно данного участка.

Основанием для обращения в суд послужил ответ и.о.директора ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца Тринко Д.А., согласно которому многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес>, исключен из реестра лицензий ООО «Спассктеплоэнерго-АТП». Тринко Д.А. разъяснено, что всю интересующую информацию он может найти на официальных сайтах (ГИС ЖКХ).

Принимая во внимание, что ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» не исполнил требования истца Тринко Д.А. о предоставлении информации и документов относительно управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в которых зафиксирована информация о выполнении работ и затрат при управлении указанным МКД, учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в <адрес> находился в управлении ООО «Спассктеплоэнерго-АТП», которым не представлено доказательств, что запрошенная информация была предоставлена истцу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и возложении на ответчика в лице ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» обязанности по предоставлению информации и документов относительно управления указанным многоквартирным домом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде отчётов о выполненных работах/услугах за каждый год; документов, подтверждающих выполнение содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме (акты приемки выполненных работ); а также обязанности по предоставлению надлежащим образом заверенной копии договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, суд не находит оснований для возложения обязанности на ответчика в лице ООО «СТЭ-АТП» о предоставлении информации и документов относительно управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу п.ДД.ММ.ГГГГ. договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, управляющая организация обязана предоставить собственнику отчет о выполнении договора за истекший календарный год в течение первого квартала, следующего за истекшим годом действия договора.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в остальной части исковых требований, относящихся к возложению обязанности по предоставлению информации, поскольку согласно п.3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 731, перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, является исчерпывающим и не подлежит широкому толкованию.

Требования истца Тринко Д.А. к ответчику в лице ООО «ГОРСВЕТ» суд признает необоснованными, поскольку судом установлено, что многоквартирный <адрес> в <адрес> перешёл в управление указанной управляющей организации ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчика в лице ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» компенсации морального вреда, при этом руководствуется нижеследующим.

Так, в силу ст.15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно п.45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку факт нарушения действиями ответчика прав истца, нашел свое подтверждение, руководствуясь положениями ст.15 Закона «О защите прав потребителей», с учетом требований разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда СУММА 14.

Разрешая исковые требования о взыскании с ответчика расходов в размере СУММА 21., понесенных истцом за оказанную юридическую помощь и услуги по копированию, суд приходит к выводу об их частичном удовлетворении, при этом руководствуется нижеследующим:

В силу ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Установление размера и порядка оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором.

Разумность размера взыскания, как категория оценочная, определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела.

Таким образом, размер оплаты услуг представителя определяется соглашением сторон, однако для последующего их возмещения за счет другой стороны они должны соответствовать критерию разумности.

Согласно разъяснениям в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В обоснование понесенных расходов на оплату услуг представителя истцом представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ об оплате истцом юридических услуг (составление претензии, иска, сводного отчета) в размере СУММА 20.

С учетом конкретных обстоятельств дела, сложности спора и длительности рассмотрения дела судом, значимости для истца нарушенного права и длительности его нарушения, объема и качества составленных представителем процессуальных документов, участия представителя в судебных заседаниях, а также учитывая принципы разумности и справедливости, суд полагает заявленную истцом к взысканию сумму судебных расходов на оплату услуг представителя завышенной, в связи с чем приходит к выводу об уменьшении суммы до СУММА 4.

Истцом, в подтверждение понесенных расходов, связанных с копировальными работами представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на сумму СУММА 2., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в размере заявленных требований.

В силу положения ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход местного бюджета, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из требований неимущественного характера в размере СУММА 7.

На основании изложенного, руководствуясь ст.83 ЖК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тринко Д.А. – удовлетворить частично.

Обязать ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» предоставить Тринко Д.А. заверенные копии: договора управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; отчётов о выполненных работах/услугах за каждый год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; документов, подтверждающих выполнение содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме (акты приемки выполненных работ) за указанный период, согласно отчётам.

Взыскать с ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» в пользу Тринко Д.А. расходы, понесенные за оказанные юридические услуги в размере СУММА 4, за копировальные работы в размере СУММА 2 и компенсацию морального вреда в размере СУММА 14, а всего взыскать СУММА 11.

Взыскать с ООО «Спассктеплоэнерго-АТП» государственную пошлину в размере СУММА 7 в доход местного бюджета.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в т.ч. к ООО «ГОРСВЕТ» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца с подачей жалобы через Спасский районный суд.

Судья Т.В.Миначёва