Дело № 2-961/2022
УИД 24RS0040-01-2022-000395-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Норильск 19 апреля 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Гинатулловой Ю.П.,
при секретаре судебного заседания Гаризан Л.М.,
с участием представителя процессуального истца и.о. Норильского транспортного прокурора Западно – Сибирской транспортной прокуратуры Богданова Д.С.,
представителя ответчика ООО «Аэропорт «Норильск» Гимрановой И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» о признании незаконным бездействие, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский транспортный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» (далее – ООО «Аэропорт «Норильск») о признании незаконным бездействие, о возложении обязанности мотивируя свои требования следующим. Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Аэропорт Норильск» требований воздушного законодательства при орнитологическом обеспечении полетов на аэродроме Светлогорск, в ходе которой выявлены нарушения закона. Установлено, что в соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации ООО «Аэропорт Норильск» осуществляет эксплуатацию аэродрома Светлогорск. В ходе проведенной в декабре 2020 года прокурорской проверки установлено, что в нарушение указанных норм закона эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории аэродрома Светлогорск ООО «Аэропорт Норильск» не проведено. 30.12.2020 в целях устранения вышеуказанных нарушений закона Красноярским транспортным прокурором генеральному директору ООО «Аэропорт Норильск» внесено представление №, по результатам рассмотрения которого общество меры к устранению вышеуказанных нарушений закона не приняло. Согласно ответу на представление от 29.01.2021 ООО «Аэропорт Норильск» планирует выделить финансирование на проведение эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории аэродрома Светлогорск. Однако до настоящего времени денежные средства на указанные цели не выделены, эколого-орнитологическое обследование района аэродрома Светлогорск не проведено. Просит суд признать бездействие ООО «Аэропорт Норильск», выразившееся в непринятии мер для проведения эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории аэродрома Светлогорск незаконным; обязать ООО «Аэропорт Норильск» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории аэродрома Светлогорск с привлечением сотрудников специализированной научной организации.
В судебном заседании представитель процессуального истца и.о. Норильского транспортного прокурора Западно – Сибирской транспортной прокуратуры Богданов Д.С. на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.
Представитель ответчика ООО «Аэропорт «Норильск» Гимранова И.Б. в судебном заседании исковые требования признала, поддержала доводы, изложенные в ранее представленном отзыве представителя ответчика (л.д. 34-36), просила продлить срок для проведения эколого – орнитологического обследования приаэродромной территории аэродрома Светлогорск с привлечением сотрудников специализированной научной организации до 06 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК Российской Федерации) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Обеспечение соответствия аэродрома государственной авиации, вертодрома государственной авиации, аэродрома экспериментальной авиации, вертодрома экспериментальной авиации в период эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию таких аэродромов, вертодромов (пункт 4 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации, полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В целях реализации приведенной выше нормы права приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», которые устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128) настоящие Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.
К обязательным условиям по обеспечению полетов названные Правила относят и орнитологическое обеспечение полетов, которое включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, как то: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов (п. 8.24 Правил).
Согласно п. 1.3 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов», утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от ДД.ММ.ГГГГ N 121, аэропортовая деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации включает в себя, в том числе, орнитологическое обеспечение.
Согласно директивным письмам Росавиации от 04.08.2020 № «Информация по безопасности полетов № 9» и от 28.05.2019 № «Информация по безопасности полетов № 8» для повышения качества орнитологического обеспечения полетов, исходя из индивидуальных особенностей аэродрома и прилегающих к нему территорий необходимо регулярно проводить орнитологические обследования района аэродрома, в том числе с привлечением сотрудников специализированных научных организаций.
Как следует из материалов дела, аэродром Светлогорск зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. Свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № 01.09.2001, 01.03.2016, лицом, эксплуатирующим аэродром, является ООО «Аэропорт «Норильск».
В ходе проведенной Красноярской транспортной прокуратурой в декабре 2020 года прокурорской проверки установлено, что в нарушение указанных норм закона эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории аэродрома Светлогорск ООО «Аэропорт Норильск» не проведено.
30.12.2020 в целях устранения вышеуказанных нарушений закона Красноярским транспортным прокурором генеральному директору ООО «Аэропорт Норильск» внесено представление № (л.д. 15-17), по результатам рассмотрения которого общество меры к устранению вышеуказанных нарушений закона не приняло.
Согласно ответу на представление от 29.01.2021 ООО «Аэропорт Норильск» планирует выделить финансирование на проведение эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории аэродрома Светлогорск. Однако до настоящего времени денежные средства на указанные цели не выделены, эколого-орнитологическое обследование района аэродрома Светлогорск не проведено (л.д. 18-19).
08.02.2022 ООО «Аэропорт Норильск» проведена закупка услуг, выбран победитель ФГБОУ ВО ВЯТСКИЙ ГАТУ (л.д. 38-40).
16.03.2022 между ООО «Аэропорт Норильск» (заказчик) и ФГБОУ ВО ВЯТСКИЙ ГАТУ (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг, согласно которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги эколого-орнитологического обследования аэродрома Светлогорск и приаэродромной территории.
Этапы проведения эколого-орнитологического обследования аэродрома Светлогорск согласованы сторонами: с марта по ноябрь 2022 года, согласно Приложения № 2 к договору.
Из пояснительной записки ФГБОУ ВО ВЯТСКИЙ ГАТУ следует, что целью проведения эколого-орнитологического обследования является выявление неблагоприятных факторов вызванных жизнедеятельностью птиц, влияющих на безопасность осуществления полетов гражданской авиации на территории аэродрома, аэропорта и приаэродромной территории. Наиболее неблагоприятные факторы, вызванные жизнедеятельностью птиц, возникают в период весенней и осенней миграции, а также в гнездовой период. Для корректного определения даты начала весенней и осенней миграционной активности птиц, а также гнездового периода для территории проведения эколого-орнитологического обследования аэропорта поселка Светлогорск Туруханского района Красноярского края, ФГБОУ ВО ВЯТСКИЙ ГАТУ составлен календарный план проведения полевых работ. В рамках заключенного договора проведение орнитологического обследования будет проводиться в несколько этапов: с марта по ноябрь.
На момент рассмотрения дела судом, ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств устранения выявленных нарушений, свидетельствующих о соблюдении требований.
Представителем ответчика иск признан в полном объеме, указано, что договор по проведению эколого-орнитологического обследования аэродрома Светлогорск и приаэродромной территории с ФГБОУ ВО ВЯТСКИЙ ГАТУ заключен, просят продлить срок для проведения эколого – орнитологического обследования до 06 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу, поскольку это обусловлено спецификой проведения указанных работ. Эколого-орнитологические исследования для аэропорта Светлогорск будут выполнятся в три этапа для того, чтобы выявить особенности орнитологической обстановки в период весенних миграций, в период гнездования, в период осенних миграций птиц.
Проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение установленных требований эколого-орнитологическое обследование на аэродроме Светлогорск не проводилось.
Бездействие ответчика и непринятие им мер к обеспечению безопасности полетов, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами влечет нарушение гарантированных прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.
Ответчиком указанные нарушения не оспариваются, договор по проведению эколого-орнитологического обследования аэродрома Светлогорск и приаэродромной территории с ФГБОУ ВО ВЯТСКИЙ ГАТУ заключен, будет исполнен в полном объеме в ноябре 2022 года.
Выявленные в деятельности ответчика нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с приведенными правовыми нормами суд приходит к выводу о том, что требования Красноярского транспортного прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Названный истцом срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает подлежащим продлению до 6 (шести) месяцев, поскольку специализированной научной организации необходимо производить обследование в периоды весенней, летней и осенней миграции птиц.
Удовлетворение иска в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания с ответчика в доход бюджета госпошлины в размере 300 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» о признании незаконным бездействие, о возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск», выразившееся в непринятии мер для проведения эколого– орнитологического обследования приаэродромной территории аэродрома Светлогорск незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» провести эколого – орнитологическое обследование приаэродромной территории аэродрома Светлогорск с привлечение сотрудников специализированной научной организации, установить Обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» срок для исполнения решения суда 06 (шести) месяцев со дня вступления его в законную силу.
В остальной части исковые требования Красноярского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц оставить без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт «Норильск» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.П. Гинатуллова
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2022 года.