Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 апреля 2014 года город Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе
председательствующего судьи Смолиной Т. С.,
при секретаре судебного заседания Кучик Е. Ю.,
с участием:
представителя заявителя ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 15.11.2013 сроком на один год со всеми процессуальными правами,
представителя администрации муниципального образования города Братска – ФИО3, действующего на основании доверенности от 31.12.2013 сроком по 31.12.2014 со всеми процессуальными правами,
в отсутствие:
заявителя ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-962/2014 по заявлению ФИО1 о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании принять решение по заявлению,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Братска, выраженное в непринятии решения по заявлению ФИО1 от 05.02.2014 № МУ-827/40/14 о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, город Братск, ж.<адрес>, с целью размещения продовольственного магазина; обязать администрацию муниципального образования города Братска принять решение по заявлению ФИО1 от 05.02.2014 № МУ-827/40/14 о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, город Братск, ж.<адрес>, с целью размещения продовольственного магазина.
В обоснование требований заявитель ФИО1 указала на то, что заявителю на праве собственности принадлежит жилой дом, 1-этажный, общей площадью 81,4 кв.м., находящийся по адресу: г. Братск, <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения индивидуального жилого дома, общей площадью 992 кв.м., адрес: г. Братск, <адрес>. 05.02.2014 заявитель обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Центр предоставления муниципальных услуг» муниципального образования города Братска с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Братск, <адрес> целью размещения продовольственного магазина. К указанному заявлению о переводе жилого помещения в нежилое заявитель приложила документы: копию паспорта ФИО1, копию договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, свидетельство о государственной регистрации права серии 38АД № 953348, свидетельство о государственной регистрации права серии 38АГ № 827938, технический паспорт жилого помещения, копию письма Комитета по градостроительству администрации города Братска, копию доверенности на представителя, копию градостроительного плана земельного участка, план переводимого помещения. В соответствии с п. 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, расположенных на территории муниципального образования города Братска», утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 27.07.2012 № 1539, срок рассмотрения заявления составляет 48 дней со дня представления в отдел «Одно окно» документов, то есть решение по указанному заявлению должно быть принято не позднее 25.03.2014. Однако до настоящего времени администрация МО города Братска бездействует, что выражается в непринятии решения по заявлению от 05.02.2014 о переводе жилого помещения в нежилое помещение. В Жилищном кодексе Российской Федерации в ст. 23 закреплен порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение, согласно которому перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Таким образом, администрация МО г. Братска обязана рассмотреть заявление в установленный законом срок и принять решение либо о переводе жилого помещения в нежилое либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Бездействуя в принятии решения по указанному заявлению до настоящего момента, администрация МО г. Братска нарушает норму федерального закона, а именно ч. 4 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Наименование органа, который совершил оспариваемое бездействие - администрация муниципального образования города Братска. В соответствии со ст. 39 Устава муниципального образования город Братска администрация города Братска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Братска, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения города Братска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска федеральными законами и законами Иркутской области. Непринятием решения по заявлению о переводе жилого помещения в нежилое нарушаются права заявителя как собственника объекта недвижимого имущества.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель заявителя ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявление поддержала, суду пояснила, что
заявителю на праве собственности принадлежит жилой дом, 1-этажный, общей площадью 81,4 кв.м., находящийся по адресу: г. Братск, <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения индивидуального жилого дома, общей площадью 992 кв.м., адрес: г. Братск, <адрес>. 05.02.2014 заявитель обратилась в Муниципальное казенное учреждение «Центр предоставления муниципальных услуг» муниципального образования города Братска с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Братск, <адрес> целью размещения продовольственного магазина. К указанному заявлению о переводе жилого помещения в нежилое заявитель приложила документы: копию паспорта ФИО1, копию договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес>, свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес>, технический паспорт жилого помещения, копию письма Комитета по градостроительству администрации города Братска, копию доверенности на представителя, копию градостроительного плана земельного участка, план переводимого помещения. В соответствии с п. 2.5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, расположенных на территории муниципального образования города Братска», утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 27.07.2012 № 1539, срок рассмотрения заявления составляет 45 дней со дня представления в отдел «Одно окно» документов, то есть решение по указанному заявлению должно быть принято не позднее 25.03.2014. Однако до настоящего времени администрация муниципального образования города Братска бездействует, что выражается в непринятии решения по заявлению от 05.02.2014 о переводе жилого помещения в нежилое помещение. В Жилищном кодексе Российской Федерации в ст. 23 закреплен порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение, согласно которому перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которое в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Таким образом, администрация муниципального образования города Братска обязана рассмотреть заявление в установленный законом срок и принять решение либо о переводе жилого помещения в нежилое либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Бездействуя в принятии решения по указанному заявлению до настоящего момента администрация муниципального образования города Братска, нарушает норму федерального закона, а именно ч. 4 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Непринятием решения по заявлению о переводе жилого помещения в нежилое, нарушаются права заявителя как собственника объекта недвижимого имущества.
Представитель администрации муниципального образования города Братска – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласился, суду пояснил, что ФИО1 в администрацию города Братска 05.02.2014 было подано заявление о переводе жилого помещения - жилого дома по адресу: г. Братск, <адрес> нежилое здание. Заявление подано в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень требуемых документов представлен. Администрацией города Братска решение по данному заявлению не принято до настоящего времени, поскольку решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 18.12.2013 признано незаконным постановление администрации муниципального образования города Братска № 2635 от 07.10.2013 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, которое администрацией муниципального образования города Братска оспорено не было. Кроме того, ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, а к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое помещение была приложена копия технического паспорта, согласно которому в жилом доме были произведены технические изменения, поэтому администрацией города Братска был направлен запрос в Братский городской центр технической инвентаризации с целью изготовления технического паспорта по состоянию на 2013 год. Технический паспорт изготовлен, а заявление ФИО1 о переводе жилого помещения в нежилое находится в стадии рассмотрения.
Выслушав представителя заявителя, представителя администрации муниципального образования города Братска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. В пункте 25 данного постановления Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочие на принятие решения или совершение действия.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В силу ч. 4 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно ч. 1,2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу ч. 2.1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 4 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
Согласно ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Судом установлено, что собственником земельного участка, категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения индивидуального жилого дома, общей площадью 992 кв.м., расположенного по адресу: г. Братск, <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, дата регистрации 08.09.2008 № 38-38-03/025/2008-615, является ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии 38 АГ № 827938 от 08.09.2008, а также копией договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, зарегистрированного 08.09.2008, копией акта приема-передачи от 15.08.2008.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права серии 38 АД № 953348 от 31.01.2013 (повторное), судом установлено, что собственником 1-этажного жилого дома, общей площадью 81,4 кв.м., инв. № 8398, лит. А, адрес объекта: г. Братск, <адрес> является ФИО1, на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, дата регистрации 08.09.2008 № 38-38-03/025/2008-615.
Согласно копии технического паспорта, составленного Братским городским центром технической инвентаризации по состоянию на 26.11.2012 жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, <адрес>, 1961 года постройки, одноэтажный, имеет общую площадь 81,4 кв.м., в том числе жилую – 66,9 кв.м.
Из копии кадастрового паспорта, составленного филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Иркутской области от 24.12.2012 следует, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск, <адрес>, общей площадью 81,4 кв.м., инвентарный номер 8398, имеет кадастровый номер 38:34:031503:77, расположен на земельном участке с кадастровым номером 38:34:031503:25.
Как следует из копии градостроительного плана земельного участка земельный участок с кадастровым номером 38:34:031503:25, площадью 0,0992 га, расположен по адресу: г. Братск, <адрес>. Копией чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования подтверждается описание местоположения земельного участка.
Копией плана жилого дома по адресу: г. Братск, <адрес> подтверждаются его характеристики.
Как следует из заявления ФИО1 о переводе жилого помещения в нежилое помещение от 06.08.2013, поданного в администрацию муниципального образования г. Братска через МКУ «Центр предоставления муниципальных услуг» муниципального образования г. Братска вх. № МУ-3685/40/13 от 06.08.2013, ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования г. Братска с заявлением о переводе жилого дома в нежилое здание, расположенное по адресу: г. Братск, <адрес>, с целью размещения продовольственного магазина. Вместе с заявлением ФИО1 предоставила копию паспорта ФИО1, копию свидетельства о государственной регистрации на жилой дом, копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, копию договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, копию технического паспорта на жилой дом, копию письма Комитета по градостроительству администрации города Братска, копию доверенности на представителя, копию градостроительного плана земельного участка, план переводимого помещения.
Из копии выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей вх. № МУ-3685/40/13 от 06.08.2013, судом установлено, что от ФИО1 приняты документы по принятию решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, расположенные на территории МО г. Братска, срок выполнения установлен 23.09.2013.
Из сообщения комитета по градостроительству администрации муниципального образования г. Братска исх. № МУ-5076/12/13 от 30.09.2013, адресованного ФИО1, следует, что на заявление ФИО1 о переводе жилого дома в нежилое помещение (вх. № МУ-3685/40/13 от 06.09.2013) был дан ответ, согласно которому, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регламентируется Жилищным кодексом РФ. Для принятия решения о переводе нежилого помещения в жилое помещение собственник помещения должен представить документы в соответствии со статьей 23 Жилищного кодекса РФ, в том числе правоустанавливающие документы на нежилое помещение. В представленном комплекте документов отсутствуют правоустанавливающие документы на нежилое помещение, приложены документы на жилой дом. Жилищным законодательством РФ не предусмотрен перевод жилых зданий. Планируемые действия регламентируются Градостроительным кодексом РФ и относятся к изменениям одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства на другой вид такого использования, которые осуществляются в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объекта капитального строительства (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов относится к реконструкции объекта капитального строительства. В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объекта капитального строительства должна осуществляться на основании разрешения на строительство. В связи с вышесказанным, для осуществления планируемых действий по изменению одного вида разрешенного использования объектов капитального строительства «нежилое здание» на другой вид такого использования «многоквартирный дом», необходимо представить заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению необходимо приложить документы в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в т.ч. проект реконструкции жилого здания в продовольственный магазин. В случае, если планируемые действия предполагают изменение вида разрешенного использования на индивидуальный жилой дом, необходимо получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для данной территориальной зоны в порядке, установленном статьей 40 Градостроительного кодекса РФ.
Из заявления ФИО1 о переводе жилого помещения в нежилое помещение от 05.02.2014, поданного в администрацию муниципального образования города Братска через МКУ «Центр предоставления муниципальных услуг» муниципального образования г. Братска вх. № МУ-827/40/14 от 05.02.2014 следует, что ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования г. Братска с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение, по адресу: г. Братск, <адрес>, с целью размещения продовольственного магазина. Вместе с заявлением ФИО1 предоставила копию паспорта ФИО1, копию договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, свидетельство о государственной регистрации серии 38 АД № 953348, свидетельство о государственной регистрации права серии 38 АГ № 827938, технический паспорт жилого помещения, копию доверенности на представителя, копию градостроительного плана земельного участка, план переводимого помещения.
В соответствии п. 1 ст. 1 Положения об администрации муниципального образования города Братска, утвержденного решением Думы города Братска от 28.08.2006 № 193/г-Д администрация города Братска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования города Братска, наделенным Уставом города Братска полномочиями по решению вопросов местного значения города Братска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска федеральными законами и законами Иркутской области.
В силу п. 5 ст. 9 указанного Положения администрация города Братска в сфере жилищно-коммунального хозяйства принимает в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения.
Копией свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, серии 38 № 000178633 подтверждается, что администрация города Братска зарегистрирована 14.07.1994, дата внесения записи в ЕГРЮЛ ИМНС России по Центральному округу г. Братска 22.11.2002.
Постановлением администрации муниципального образования города Братска № 1539 от 27.07.2012 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения, расположенных на территории муниципального образования города Братска».
Согласно п. 2.1 указанного административного регламента заявителем данной муниципальной услуги может быть собственник жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования города Братска, либо его уполномоченный представитель.
В силу п. 2.2 указанного административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является выдача решения о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение либо решения об отказе в переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.
Пунктом 2.5 указанного административного регламента, с учетом изменений, внесенных постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 14.01.2013 N 45, установлено, что решение о переводе либо решение об отказе в переводе должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня представления документов, указанных в пункте 2.7 настоящего административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Уведомление, подтверждающее принятие одного из указанных решений, должно быть направлено заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения.
Пунктом 2.7 указанного административного регламента предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: 1) заявление о переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Документы, указанные в подпунктах 1, 5 настоящего пункта, а также указанные в подпункте 2 настоящего пункта, в случае если права на данное жилое (нежилое) помещение не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляются заявителем в 1 экземпляре и не возвращаются ему после предоставления муниципальной услуги. В случае, если представлены подлинники правоустанавливающих документов на переводимое помещение, такие документы возвращаются заявителю вместе с результатом предоставления муниципальной услуги. Не допускается требовать у заявителя в целях предоставления муниципальной услуги иные документы, за исключением документов, указанных в настоящем абзаце. В случае непредставления заявителем правоустанавливающих документов на переводимое помещение, указанных в подпунктах 2, 3, 4 настоящего пункта, администрация города Братска в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашивает по соответствующему объекту недвижимости выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в федеральном органе государственной власти, ответственном за ведение данного реестра. В случае поступления ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, заявителю направляется уведомление о получении такого ответа с предложением представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
В силу п.п. 2.11 - 2.13 указанного административного регламента оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не предусмотрено. В переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение заявителю должно быть отказано по одному из следующих оснований: 1) отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в пункте 2.7 настоящего административного регламента, обязанность представления которых возложена на заявителя; 2) несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения; 3) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Иных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не предусмотрено. Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что собственником земельного участка, общей площадью 992 кв.м., с кадастровым номером 38:34:031503:25, расположенного по адресу: <адрес> одноэтажного жилого дома, общей площадью 81,4 кв.м., в том числе жилой – 66,9 кв.м., с кадастровым номером 38:34:031503:77, расположенного по адресу: г. Братск, <адрес>, является ФИО1 на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, дата регистрации 08.09.2008 № 38-38-03/025/2008-615, свидетельства о государственной регистрации права серии 38 АГ № 827938 от 08.09.2008, свидетельства о государственной регистрации права серии 38 АД № 953348 от 31.01.2013.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.
ФИО1 05.02.2014 обратилась в администрацию муниципального образования города Братска через МКУ «Центр предоставления муниципальных услуг» муниципального образования г. Братска с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Братск, <адрес>, с целью размещения продовольственного магазина. Вместе с заявлением ФИО1 предоставила копию паспорта ФИО1, копию договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 15.08.2008, свидетельство о государственной регистрации серии 38 АД № 953348, свидетельство о государственной регистрации права серии 38 АГ № 827938, технический паспорт жилого помещения, копию доверенности на представителя, копию градостроительного плана земельного участка, план переводимого помещения.
Указанное заявление ФИО1 о переводе жилого помещения в нежилое помещение от 05.02.2014 принято администрацией муниципального образования города Братска, что подтверждается оттиском штампа на заявлении вх. № МУ-827/40/14 от 05.02.2014. Однако решение о переводе либо решение об отказе в переводе до настоящего момента не принято, что представителем администрации муниципального образования города Братска в судебном заседании не оспаривалось, тогда как решение о переводе либо решение об отказе в переводе в соответствии с ч. 4 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2.5 постановления администрации муниципального образования города Братска от 27.07.2012 N 1539 (ред. от 14.01.2013) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, расположенных на территории муниципального образования города Братска» должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня представления документов в данный орган.
Как видно из материалов дела, вопрос о возложении на орган местного самоуправления обязанности по переводу спорного жилого помещения в нежилое помещение уже являлся предметом судебного разбирательства по заявлению ФИО1 Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 18.12.2013 признано незаконным постановление администрации муниципального образования города Братска № 2635 от 07.10.2013 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, как несоответствующее Жилищному кодексу РФ. Решение в законную силу не вступило, однако, администрацией муниципального образования города Братска оспорено не было.
В рамках настоящего гражданского дела ФИО1 оспаривает бездействие администрации муниципального образования города Братска, выразившееся в нерассмотрении ее заявления от 05.02.2014, просит возложить обязанность принять решение по ее заявлению.
Несмотря на наличие не вступившего в законную силу решения Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 18.12.2013, которым отказ ФИО1 в переводе жилого помещения в нежилое признан судом незаконным, администрацией муниципального образования города Братска в установленный срок не принято решение по заявлению ФИО1 от 05.02.2014 о переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Процедура перевода нежилых помещений в жилые помещения, урегулированная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, включает в себя как оценку соответствия помещений установленным требованиям и признание его пригодным для проживания, так и принятие решения соответствующим органом.
Учитывая, что под бездействием следует понимать неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа, в том числе, к бездействию относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, при этом, администрация муниципального образования города Братска после получения заявления ФИО1 о переводе принадлежащего ей жилого помещения в нежилое с приложением предусмотренных статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документов в установленный законом срок обязана была принять решение по существу заявленного вопроса.
Поскольку данная обязанность администрацией города Братска не исполнена, что воспрепятствовало заявителю в реализации права на изменение в установленном порядке назначения принадлежащего ей помещения либо на судебное обжалование отказа в переводе жилого помещения в нежилое, то у суда имеются основания к признанию допущенного бездействия незаконным.
Так как администрация города Братска не рассматривала по существу заявление ФИО1 от 05.02.2014, то суд не вправе самостоятельно делать вывод о возможности перевода жилого помещения в нежилое, подменяя собой уполномоченный орган.
Учитывая, что действующим Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для заявителя не указана необходимость формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым бездействием, суд считает возможным возложить на администрацию города Братска рассмотреть по существу заявление ФИО1 - принять решение о переводе жилого помещения в нежилое либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое с выдачей заявителю соответствующего уведомления.
Довод администрации города Братска об отсутствии с ее стороны установленного судом бездействия, несостоятелен, поскольку решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документов не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в администрацию.
Тот факт, что в установленный законом 45-дневный срок соответствующее решение по заявлению принято не было, нашел свое подтверждение. В связи с чем, суд установил нарушение органом местного самоуправления требований закона и прав заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации муниципального образования города Братска, выраженное в непринятии решения по заявлению ФИО1 от 05 февраля 2014 года № МУ-827/40/14 о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с целью размещения продовольственного магазина.
Обязать администрацию муниципального образования города Братска устранить допущенные в отношении ФИО1 нарушения прав и законных интересов путем принятия решения по заявлению ФИО1 от 05 февраля 2014 года № МУ-827/40/14 о переводе жилого помещения в нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с целью размещения продовольственного магазина.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с которым лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 25 апреля 2014 года в 11:00.
Судья Т. С. Смолина