ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2017 года г.Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Газимзянова А.Р., при секретаре Мишиной Г.Н., с участием старшего помощника прокурора Слюдянского района Иркутской области Борняковой О.Н., представителя истца администрации Слюдянского городского поселения ФИО1, действующего на основании доверенности от "ДАТА", рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-962/2017 по исковому заявлению администрации Слюдянского городского поселения к ФИО2 о выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование исковых требований указано, что ответчику на праве собственности принадлежит квартира "АДРЕС". В соответствии с заключением межведомственной комиссии многоквартирный дом, расположенный по адресу: "АДРЕС" признан аварийным. Согласно муниципальной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в рамках реализации Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлению Правительства Иркутской области «Об утверждении региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах» многоквартирный дом "АДРЕС", включен в Перечень многоквартирных домов жилищного фонда, признанных до 1 января 2012г. аварийными и подлежащими сносу. По общему правилу жилищные права собственника такого жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Для переселения в другое жилое помещение ФИО2 был уведомлен, что в счет возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение администрация города готова предоставить равнозначную квартиру по адресу: "АДРЕС". Квартиру "АДРЕС" ответчик до настоящего времени не освободил.
На основании статей 32, 85, 86 Жилищного кодекса РФ администрация Слюдянского городского поселения просила выселить ФИО2 из жилого помещения по адресу: "АДРЕС", с предоставлением жилого помещения по адресу: "АДРЕС", прекратить право собственности ФИО2 на изымаемое жилое помещение, признать право собственности ответчика на квартиру "АДРЕС".
В судебном заседании представитель администрации Слюдянского городского поселения ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнил, что требование о реконструкции дома собственнику не направлялось, земельный участок для муниципальных нужд не изымался. С собственником жилого помещения соглашения о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого достигнуть не удалось. Ответчику в устном порядке было предложено переселиться в жилое помещение, расположенное по адресу: "АДРЕС", однако ответчик отказался это сделать. В связи с изъятием жилого помещения, выкупную цену ответчик получит меньше, чем стоимость данного жилья в г.Слюдянка, пригодного для проживания. Поэтому полагал, что к настоящим правоотношениям применимы нормы статей 85, 86 Жилищного кодекса РФ, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим реконструкции ответчик подлежит выселению с предоставлением иного жилого помещения.
Ответчик ФИО2 надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением, причина неявки неизвестна. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание ответчик не представил; возражения по иску не направил; не просил рассматривать дело в его отсутствие. С учетом мнения истца дело рассмотрено в порядке заочного производства по правилам ч.1 ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца ФИО1, заключение старшего помощника прокурора Слюдянского района Борняковой О.Н., полагавшей необходимым исковые требования оставить без удовлетворения, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Конституционное право граждан РФ на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст. 25, 40 Конституции РФ).
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (части 1,2 ст.1 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Администрация Слюдянского муниципального образования является собственником квартиры, расположенной по адресу: "АДРЕС", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "ДАТА"№ *** (л.д.8).
Квартира по адресу: "АДРЕС" находится в собственности ФИО2, что следует из Договора № *** на передачу квартир (домов) в собственность граждан от "ДАТА"; право собственности зарегистрировано в БТИ г.Слюдянка "ДАТА" (л.д.6-7).
Из ответа руководителя службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области ФИО3 от "ДАТА"№ *** (л.д.27-32) следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "АДРЕС" является объектом культурного наследия-«Дом жилой тип №27, входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс станции Слюдянка».
Заключением межведомственной комиссии № *** от "ДАТА" по результатам рассмотренных документов – заключения № *** строительно-технической экспертизы по техническому состоянию жилого дома, и на основании Акта обследования многоквартирного жилого дома от "ДАТА" вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.9-12).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 мая 2013г. № 199-пп была утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в 2013-2017 годах». В Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу в рамках программы, был включен многоквартирный жилой дом "АДРЕС".
Распоряжением и.о. главы Слюдянского муниципального образования от "ДАТА"№ *** на основании заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома "АДРЕС" аварийным и подлежащим реконструкции, данный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.26).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащем реконструкции, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Требование о реконструкции жилого дома ФИО2 не направлялось, органом местного самоуправления решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, не принималось, что подтверждено представителем истца в судебном заседании.
Доказательств, что администрацией было предложено выплатить ответчику выкупную цену изымаемой квартиры или выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном ст. 32 Жилищного кодекса РФ, суду в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено.
Из пояснений представителей истца и ответчика следовало, что с собственником соглашения о предоставлении иного жилья взамен изымаемого достигнуть не удалось.
Таким образом, поскольку между органом местного самоуправления и собственником ФИО2 не было достигнуто соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, то исковые требования администрации Слюдянского городского поселения о выселении собственника из жилого помещения с предоставлением иного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности являются необоснованными.
Предъявляя исковые требования, представитель истца сослался на положения статей 85,86 ЖК РФ. Вместе с тем в порядке, установленном вышеуказанными статьями, жилые помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма. В связи с чем, указанные нормы права не подлежат применению при рассмотрении спора о выселении собственника подлежащего сносу (реконструкции) жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Слюдянского городского поселения к ФИО2 о выселение с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности оставить без удовлетворения.
Разъяснить ответчику право подачи в Слюдянский районный суд заявления об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня вручения копии настоящего решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: