ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-962/2021 от 21.06.2021 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2-962/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21.06.2021 Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Бершанской М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Мельничук А.А.,

помощник судьи Высотская О.А.,

с участием представителя процессуального истца Кошеля П.А.,

рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Северск, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 198» о возложении обязанности обеспечить охрану зданий и территории,

установил:

прокурор ЗАТО г. Северск, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к муниципальному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 198» (далее – МБОУ «СОШ № 198»), в котором просит возложить на МБОУ «СОШ № 198» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану зданий и территории по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Победы, 12а, в соответствии с подп. «б» п. 25 и 27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) путем заключения договора об оказании услуг по охране здания и территории с указанными в данных нормах организациями.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях ЗАТО Северск, в том числе по вопросам организации физической защиты обучающихся, исполнении требований об антитеррористической защищенности объектов образовательной организации. В ходе проверки установлено, что МБОУ «СОШ № 198» реализация не всех требований указанного законодательства обеспечена надлежащим образом. В МБОУ «СОШ № 198» не обеспечена надлежащая охрана здания, договор об оказании услуг по охране здания школы и территории с соответствующими организациями не заключен. Ненадлежащее исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности образовательной организации может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся образовательной организации, нарушает их права и законные интересы.

Представитель процессуального истца Кошель П.А. в судебном заседании требования поддержал, обосновав доводами искового заявления.

Представитель ответчика директор МБОУ «СОШ № 198» Леонтьева Е.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором исковые требования о возложении обязанности на МБОУ «СОШ № 198» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить охрану зданий и территории по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Победы, 12а, в соответствии с подп. «б» п. 25 и п. 27 Требований путем заключения договора об оказании услуг по охране здания и территории с указанными а данных нормах организациями, признала в полном объеме, добровольно и осознанно. Указала, что последствия признания иска (ст. 39, 173, ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ей судом разъяснены и понятны. Также просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Письменное заявление представителя ответчика о признании иска приобщено к материалам дела в соответствии с ч. 1 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации ЗАТО Северск Томской области должным образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Заслушав пояснения представителя процессуального истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в ст. 2, 20, 41, 38 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Детство находится под защитой государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Согласно подп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из положений п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Пунктом 25 названного постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

В силу п. 26 постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

В отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24, 25 и 26 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами. (п. 27)

Исходя из анализа приведенных выше правовых норм, образовательные учреждения в силу закона обязаны принимать меры, направленные на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности их воспитанников во время образовательного процесса.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 198» осуществляет образовательную деятельность.

Из материалов дела следует, что прокуратурой ЗАТО г. Северск Томской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в образовательных учреждениях ЗАТО Северск, в ходе которой установлено, что МБОУ «СОШ № 198», расположенным по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Победы, д. 12а, не обеспечена реализация всех требований указанного законодательства надлежащим образом.

Из объяснений директора МБОУ «СОШ № 198» Леонтьевой Е.В. следует, что охрана объекта (территории) школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, руководством школы не обеспечена, поскольку у них бюджетное финансировании, оплата на это у них не заложена, за счет средств родителей они это сделать не смогли, так как по результатам опроса не все родители согласились сдавать на это деньги, в учреждении установлена и функционирует «тревожная кнопка», работают видеокамеры, сотрудниками самого учреждения обеспечивается пропускной режим, полагала, что этого достаточно для обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) МБОУ «СОШ № 198», осуществляющему образовательную деятельность, присвоена первая категория опасности. Из выводов комиссии следует, что в соответствии с установленной категории опасности МБОУ «СОШ № 198» необходимо, в том числе, обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Директору МБОУ «СОШ № 198» Леонтьевой Е.В. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Согласно ответу на указанное представление от 13.11.2020 причины и условия повлекшие нарушения законодательства частично устранены. Направлена копия паспорта безопасности объекта (территории) с сопроводительным письмом в территориальный орган безопасности, привлечены к дисциплинарной ответственности сотрудники, виновные в нарушении закона, приняты меры по недопущению подобных нарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению: повторно изучена нормативно-правовая база, сделаны запросы на коммерческое приложение об обеспечении охраны, произведен расчет необходимости денежных средств и план (заявка) направлен в Управление образования Администрации ЗАТО Северск.

13.05.2021 прокурором ЗАТО г. Северск в адрес директора МБОУ «СОШ № 198» Леонтьевой Е.В. направлено требование, не позднее 14 часов 14.05.2021 представить следующие сведения: каким образом и кем осуществляется физическая охрана учащихся, за счет каких средств производится оплата услуг по охране, какие меры принимаются администрацией образовательного учреждения для исключения доступа посторонних лиц, имеются ли системы контроля доступа (какие), каким образом осуществляется их эксплуатация.

Из ответа директора МБОУ «СОШ № 198» Леонтьевой Е.В. от 14.05.2021 следует, что контроль доступа в здание школы на центральном входе осуществляют вахтеры, дежурные сотрудники, сторожа. Также на входе в здание перед началом и после окончания занятий классные руководители встречают и провожают обучающихся. На входе в здание используются технические средства системы видеонаблюдения, тревожная кнопка вызова сотрудников Росгвардии, ручные металлообнаружители, территория школы по периметру имеет ограждение с автоматизированными воротами для въезда автотранспорта. Все эвакуационные выходы из здания оборудованы электромагнитными замками. Разработаны задания на создание СКУД и организацию рабочего места для сотрудников ЧОП, подготовлены запросы в различные организации и получены коммерческие предложения на создание СКУД, изготовление и установку строительной конструкции для поста охраны, на оказание услуги ЧОП по невооруженной охране объекта и имущества школы. Также в Управление образования Администрации ЗАТО Северск направлен запрос с просьбой оказать финансовую помощь. По информации от Управления образования финансирование вышеуказанных мероприятий на 2021 год в бюджете ЗАТО Северск не предусмотрено.

До настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Меры по антитеррористической защищенности объекта, принимаемые руководителем образовательной организации, не являются достаточными, и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания, обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье граждан.

Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной их профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

При рассмотрении спора представитель ответчика Леонтьева Е.В. фактические обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривала, исковые требования признала в полном объеме.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании ч. 4.1 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд полагает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поскольку МБОУ «СОШ № 198», расположенное по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Победы, 12а занимает 3 здания (4-этажное здание школы, 2-этажное здание мастерских и 2-этажное здание бассейна), которые занимает указанное учреждение, отнесены как единый объект к первой категории опасности. Вместе с тем до настоящего времени надлежащая охрана здания МБОУ «СОШ № 198» не обеспечена, договор об оказании услуг по охране здания школы и территории с соответствующими организациями не заключен. Ненадлежащее исполнение требований законодательства в области антитеррористической защищенности образовательной организации может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся образовательной организации, нарушает их права и законные интересы.

Учитывая, что фактические обстоятельства дела стороной ответчика не оспаривались, признание иска представителем ответчика выражено осознанно, добровольно, без принуждения, его действия не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, позволяют наиболее экономичным и бесконфликтным способом разрешить возникший в суде спор и наиболее полно реализовать цели гражданского судопроизводства, последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, суд принимает признание иска ответчиком МБОУ «СОШ № 198», в связи с чем удовлетворяет заявленные требования.

Правила определения размера судебных расходов, понесенных стороной, судом при рассмотрении дела, в том числе установлены ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а размер государственной пошлины рассчитывается исходя из положений ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.

Частью 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 198» о возложении обязанности обеспечить охрану зданий и территории удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 198» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить охрану зданий и территории по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Победы, д. 12а, в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 и пунктом 27 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» путем заключения договора об оказании услуг по охране здания и территории с указанными в данных нормах организациями.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 198» в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Судья М.В. Бершанская

УИД 70RS0009-01-2021-001627-55