ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9633/2016 от 02.11.2016 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2016 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Плотниковой О.Л.,

при секретаре Глушковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9633/2016 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. и казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. «Центр социальных выплат» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что в июне 2016 года он обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. (далее – Д. Ю.) с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» к которому приложил документы о награждении медалью «За отличие в службе» 3 степени, которой об был награжден приказом УМВД России по ХМАО – Ю. л/с от <дата>, и нагрудным знаком «За отличную службу в МВД», награжденным приказом начальника УВД Тюменской области от <дата>. Решением Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО-Ю.» Д. Ю. ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как данные награды не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный <адрес> от <дата>-п (письмо исх. от <дата>). Считает данный отказ незаконным и нарушающим его права и свободы, так как он является пенсионером по выслуге лет с <дата>, медаль «За отличие в службе» 3 степени и нагрудный знак «За отличную службу в МВД» являются ведомственными знаками отличия и утверждены Министерством внутренних дел. Просит признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», признав незаконным отказ Д. Ю. и возложить обязанность на Д. Ю. присвоить звание «Ветеран труда», также обязать КУ ХМАО – Ю. «Центр социальных выплат» выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал.

Представители Д. Ю. и КУ ХМАО-Ю. «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не представили, в связи с чем суд, руководствуясь ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов труда, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.

Как предусмотрено ч. ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 07 ноября 2006 года №115-оз, перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в пп. 2 п. 4 ст. 1, пп. 2 п. 1 ст. 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Пунктом 6.18 Положения о Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предусмотрено, что к полномочиям Департамента отнесено присвоение званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», выдача удостоверения на право предоставления мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 приказом от <дата> начальника УВД Тюменской области от имени Министерства внутренних дел СССР был награжден нагрудным знаком «За отличную службу в МВД» и приказом л/с от <дата> УМВД России по ХМАО – Ю. награжден медалью «За отличие в службе» III степени.

Из письма Д. Ю. от <дата> за -исх-11437 следует, что истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на протокол Комиссии по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Ю.» от <дата>, отказ связан с тем, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличая в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Ю., утвержденном Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. от <дата>-п, медаль «За отличие в службе» III степени и нагрудный знак «За отличную службу в МВД» не указаны.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 06 июня 2005 года № 103-п, определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как медаль «За отличие в службе» III степени, нагрудный знак «За отличную службу в МВД».

Суд полагает, что утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» органы законодательной власти субъекта Российской Федерации не вправе сужать круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года № 8, при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон, либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Согласно положению «О медали МВД России «За отличие в службе», утвержденному приказом МВД Российской Федерации от 31 октября 2012 года №989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации», медаль МВД России «За отличие в службе» является ведомственным знаком отличия МВД России которой награждаются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России за добросовестную службу (военную службу) и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении. Медаль состоит из трех степеней: I, II и III степени. Указанной медалью награждаются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России за добросовестную службу (военную службу) в органах внутренних дел и внутренних войсках.

Таким образом, не включение в Перечень наград, почетных званий ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Ю. от <дата>-п, не может являться основанием для отказа в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

В данном случае нагрудный знак «За отличную службу в МВД» и медаль «За отличие в службе» III степени, которыми награжден ФИО1 следует отнести к ведомственным знакам отличия как Министерства внутренних дел Российской Федерации, так и Министерства внутренних дел СССР.

Как усматривается из представленной истцом трудовой книжки, его трудовой стаж к настоящему времени составляет более 30 лет.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений», на основании Закона ХМАО - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО – Югре», Департамент социального развития ХМАО - Югры определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры».

Таким образом, требования истца о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности на Департамент социального развития ХМАО - Ю. присвоить истцу звание «Ветеран труда» – подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона ХМАО - Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре» от 07 ноября 2006 года №115-оз, п.1.3 постановления Правительства ХМАО- Югры «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» от 26 июня 2006 года № 142-п, прием документов осуществляется казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» и его филиалами непосредственно либо многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Оформление удостоверения «Ветеран труда» осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, удостоверения «Ветеран труда ХМАО – Югры» - Центром социальных выплат. Выдача удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда ХМАО – Югры» осуществляется Центром социальных выплат.

Суд полагает требования истца об обязывании КУ ХМАО-Ю. «Центр социальных выплат» выдать истцу удостоверение «Ветеран труда» не подлежащими удовлетворению, так как нарушения прав истца КУ ХМАО-Ю. «Центр социальных выплат» не имеется, поскольку ФИО1 в выдаче данного удостоверения отказано не было, то есть истцом требования заявлены преждевременно.

Кроме этого, суд считает необходимым указать, что по вступлению в законную силу данное решение суда будет являться основанием для выдачи ФИО1 удостоверения «Ветеран труда».

Руководствуясь ст.ст.198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1 незаконным.

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. присвоить звание «Ветеран труда» ФИО1.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. «Центр социальных выплат» – отказать.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для выдачи ФИО1 на основании решения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Ю. удостоверения «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Ю. в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Ю..

Судья: подпись

Копия верна:

Судья О.Л. Плотникова