2-963/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2017 года город Орск
Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кравцовой Е. А.,
при секретаре Байгелове В. С.,
представителя ответчика МАУ «МФЦ г.Орска» ФИО1,
рассмотрев исковое заявление ФИО2 к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.Орска» о возмещении убытков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.Орска» (далее МАУ «МФЦ г.Орска») о взыскании понесенных убытков в размере 4 140 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., компенсации судебных издержек 30 306, 88 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В обоснование иска указал, что 17.12.2016г. представитель истца ФИО3 обратилась к ответчику с запросом для регистрации права собственности на имя ФИО2 по решению суда двух земельных участков и двух строений, с одновременной перерегистрацией земельных участков и строений на новых собственников по договору купли-продажи.
Услугу оказывала специалист ФИО4, которой были сформированы заявления о внесении в Единый государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество к земельному участку № с кадастровым номером №, но не составлено заявление о государственной регистрации перехода права собственности от ФИО2 к ФИО5 по договору купли-продажи на садовый домик с кадастровым номером №, что повлекло за собой приостановку регистрации перехода права собственности на строение и невыдачу правоустанавливающих документов ФИО5
При составлении заявлений на переоформление права собственности к земельному участку № с кадастровым номером № и хозяйственному строению также допущены грубейшие нарушения. Так ФИО4 были составлены дважды заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок, к неверному документу на землю приложена оплаченная госпошлина на строение, не составлено заявление на регистрацию права собственности на хозяйственное строение по решению суда. Указанное обстоятельство повлекло приостановку перехода права собственности к ФИО6 от ФИО2 земельного участка и строения. В результате истцу пришлось повторно оплатить госпошлину на регистрацию строения.
Кроме того, ФИО4 отказала в услуге отправки оригиналов документов по почте в г.Москву по окончанию сделки в Росреестре. Истцу пришлось дополнительно приезжать в г.Орск за оригиналами документов, что повлекло дополнительные финансовые издержки.
Специалисты Орского отделения Росреестра и картографии просили представителя истца ФИО3 исправить ошибки специалиста ФИО4 путем составления недостающих заявлений и заявления на прекращение неверно составленного документа.
Специалист ФИО4 халатно отнеслась к составлению заявлений, что повлекло за собой приостановку регистрации права собственности. ФИО2 понес следующие убытки:
- за удостоверение подписи на заявлении о государственной регистрации права собственности на строение на участке № по договору купли продажи № и № в размере 1460 рублей;
- за удостоверение подписи на заявлении о государственной регистрации права собственности на строение на участке №А по решению суда № и № в размере 1460 рублей;
- за удостоверение подписи на заявлении о прекращении неверно составленного документа №№ в размере 1220 рублей.
- почтовые расходы 289, 14 рублей.
На имя директора МАУ «МФЦ г.Орска» была отправлена досудебная претензия от 27.06.2017г., которая получена 05.04.2017г. За отправку претензии оплачено 153, 44 рубля.
На имя главы администрации г.Орска была отправлена жалоба на МАУ «МФЦ г.Орска» и получен ответ, что МАУ «МФЦ г.Орска» самостоятельное юридическое лицо и несет ответственность об обязательствам учреждения. За отправку жалобы оплачено 153, 44 рубля.
Действиями сотрудника МАУ «МФЦ г.Орска» истцу причинен моральный вред, размер которого он оценивает в 10 000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО2, не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО3 в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика МАУ «МФЦ г.Орска» ФИО1, действующий на основании устава, в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что МАУ «МФЦ г.Орска» осуществляет предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с регламентами, которые в свою очередь утверждаются органами, предоставляющими соответствующие услуги. Ответственность за информацию, указанную в заявлении несет лицо, его подписавшее. Затраты, понесенные истцом на заверение заявлений, считает необоснованными, поскольку у истца имелась возможность подать их через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту пребывания, без дополнительных затрат. Довод истца о том, что сотрудник МФЦ отказала представителю заявителя в услуге отправки оригиналов документов по почте также не состоятелен, поскольку в заявлении значится выбор получения результат «лично».
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Судом установлено, что 17.12.2016 года представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, обратилась в МАУ «МФЦ г. Орска».
В результате обращения ФИО3 ответчиком были приняты следующие заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области:
- заявления о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок по адресу: <адрес> участок № с кадастровым номером №, а также здание на данном земельном участке с кадастровым номером №;
- заявления о регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок по адресу: <адрес> участок № с кадастровым номером №, а также здание на данном земельном участке с кадастровым номером №;
- заявление о регистрации перехода права собственности и права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> участок № с кадастровым номером № к ФИО5
- заявления о прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером №, а также здание на данном земельном участке с кадастровым номером №
- два заявления о регистрации права собственности на земельный участок на имя ФИО2 по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером №.
- заявления о регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером №, а также здание на данном земельном участке с кадастровым номером № на имя ФИО6
Заявление о регистрации права собственности и перехода права собственности на здание на земельном участке по адресу: <адрес>» участок №, кадастровый № на имя ФИО8 подано не было.
Также не было подано заявление о регистрации права собственности на здание на земельном участке, расположенном в северной части кадастрового квартала №, с кадастровым номером №.
Истец полагает, что не составление указанных заявлений, а также составление двух заявлений о регистрации права собственности на один земельный участок, произошло по вине сотрудника МФЦ, который халатно отнесся к исполнению запроса ФИО3, неверно составил необходимые заявления о переходе права собственности.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена, начатая на основании заявлений истца, государственная регистрация перехода права на земельный участок № к ФИО5, поскольку отсутствовало заявление о переходе права собственности на здание, находящееся на этом участке, а также приостановлена государственная регистрация перехода права на земельный участок и здание к ФИО6 в связи с отсутствием заявления о регистрации права собственности продавца на здание, находящееся на земельном участке.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии со ст. 16 данного Закона многофункциональный центр, его работники, организации, указанные в части 1.1 настоящей статьи, и их работники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения организацией, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и ее работниками обязанностей многофункционального центра, возмещается многофункциональным центром в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно данной статьи многофункциональный центр, его работники несут ответственность за полноту передаваемых органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя, а также за своевременную передачу органу, предоставляющему государственную услугу, или органу, предоставляющему муниципальную услугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу заявителю документов, переданных в этих целях многофункциональному центру органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу
Как утверждает истец, в связи с тем, что сотрудник МАУ «МФЦ г. Орска» ФИО4 при приеме документов на регистрацию не оформила необходимые заявления, ему пришлось нести расходы на нотариальное удостоверение необходимых заявлений и направление их по почте в г. Орск, в связи с чем, он понес убытки в размере 4140 руб.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены заявителем лично через многофункциональный центр.
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя (представителя правообладателя, стороны сделки), засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и прилагаемых к нему документов. Заявление, которое подается через многофункциональный центр, подписывается заявителем (представителем правообладателя, стороны сделки) в присутствии работника многофункционального центра.
Статьей 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что функциями уполномоченного многофункционального центра являются: заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, предоставляющими государственные услуги; организация предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации посредством заключения договоров с иными многофункциональными центрами и привлекаемыми организациями.
В соответствии с указанным нормативно-правовым актом, для организации предоставления государственных услуг Росреестра на территории Оренбургской области, заключено Соглашением №40/02/01 от 11 марта 2016 г. «О взаимодействии между Государственным автономным учреждением Оренбургской области «Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Оренбургской области».
Согласно п.п. 1.1. указанного Соглашения, предоставление государственных услуг Росреестра организуется в УМФЦ (уполномоченный многофункциональный центр), многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) привлекаемых иных организациях (иные МФЦ).
В соответствии с п.п. 1.2. того же Соглашения, УМФЦ и иные МФЦ осуществляют прием заявлений, в том числе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п.п. 4.3.2. Соглашения, прием заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, осуществляется в МФЦ в соответствии с порядком организации предоставления государственных услуг - Приложение №3.
Подпунктами 1.З., 1.4. указанного порядка (Приложение №3 к Соглашению) предусмотрено, что работник УМФЦ, иных МФЦ, осуществляющих прием заявлений (запросов) и необходимых документов (далее работник, осуществляющий прием документов), должен удостовериться в личности Заявителя (Представителя заявителя), засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении (запросе), а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления (запроса) и прилагаемых к нему документов. Заявления, которые подаются через многофункциональный центр, подписываются Заявителем (Представителем заявителя) в присутствии работника УМФЦ, иного МФЦ. В ходе приема документов от Заявителя работник, осуществляющий прием документов, проверяет представленные заявление (запрос) и документы на предмет: 1) оформления заявления (запроса) в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, утверждающих формы соответствующих заявлений; 2) наличия прилагаемых необходимых документов, указанных в заявлении (запросе).
При этом ни указанным Соглашением №40/02/01 от 11 марта 2016 г. «О взаимодействии между Государственным автономным учреждением Оренбургской области «Оренбургский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Оренбургской области», ни вышеперечисленными Федеральными законами № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. и № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. не установлены ни право, ни обязанность работников МФЦ проводить правовую экспертизу документов. За сведения, указанные в заявлении, несет ответственность лицо, подписавшее такое заявление.
Все заявления, которые были сформированы сотрудником МФЦ ФИО4 подписаны лицами, их подавшими, в том числе представителем истца ФИО3 Последняя в ходе судебного разбирательства пояснила, что проверяла содержание указанных заявлений.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что сотрудником МАУ «МФЦ г. Орска» требования ст. 16 п.5 ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выполнены в полном объеме- заявления, поданные представителем истца переданы в полном объеме и в срок.
Доказательств того, что представителем истца ФИО3 подавались какие-либо другие заявления о проведении регистрационных действий, которые не были оформлены специалистом МАУ «МФЦ г. Орска», суду не представлено.
Сведений о том, что сотрудником МАУ «МФЦ г. Орска» было отказано в консультативной помощи представителю истца в материалах дела не имеется, истец на это не ссылается.
Суд приходит к выводу, что в указанной ситуации, представитель истца, действуя от его имени должен был действовать с необходимой степенью осмотрительности и внимательности. Т.е. он должен был исходя из экономических целей своего доверителя подать именно те заявления, которые были необходимы для достижения этих целей. Именно заявитель в лице своего представителя несет ответственность за целесообразность и результативность собственных действий. Сотрудник МФЦ лишь обеспечивает техническую сторону оформления и передачи в компетентный орган тех заявлений, которые изъявил желание подать истец через своего представителя, и он не может нести ответственность за полноту достижения экономических целей истца.
Довод представителя истца о том, что ею было подано заявление о направлении документов по месту жительства истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Во всех поданных и подписанных от имени истца ФИО3 заявлениях, имеется указание о получении документов лично.
Кроме того, суд приходит к выводу о недоказанности истцом необходимости затрат на нотариальное удостоверение заявлений, поданных в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии, поскольку указанные заявления могли быть поданы истцом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту пребывания, без дополнительных затрат.
Довод истца о том, что до марта 2017 года у МФЦ г. Москвы не было технической возможности принимать заявления на регистрацию права собственности на недвижимое имущество в регионах, ничем не подтвержден.
Таким образом, истцом, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств неправомерных действий (бездействий) ответчика, в результате которых возник ущерб, а также доказательств причинения вреда, наличие убытков и прямой причинно-следственной связи между ними.
Доказательств причинения истцу морального вреда действиями ответчика, суду также не представлено.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков, компенсации морального вреда у суда не имеется.
С учетом требований ст. 98 ГПК РФ, судебные издержки истцу возмещению также не подлежат
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.Орска» о взыскании убытков, компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е. А. Кравцова
Решение принято в окончательной форме 21.08.2017 года.
Судья Е. А. Кравцова