ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-963/2018 от 23.04.2018 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-963/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Пустогачевой С.Н.

при секретаре Полькиной Я.В.

с участием:

представителя истца Жбирь Е.В.,

представителей ответчика Ганиной Т.М., Беляева С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора к ФГУП «СибНИА» им. С.А. Чаплыгина» о признании образовательной деятельности незаконной

установил:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском (после уточнения в судебном заседании) к ФГУП «СибНИА» им. С.А. Чаплыгина» о признании образовательной деятельности незаконной, мотивируя свои требования тем, что ими была проведена проверка соблюдения ответчиком требований воздушного законодательства, законодательства о лицензировании при осуществлении образовательной деятельности по обучению авиационного персонала авиационным учебным центром, образованным при ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», в ходе которой установлено, что ответчик оказывает образовательные услуги по подвиду «Дополнительное профессиональное образование» в соответствии с выданной лицензией № ... от ... года, а также сертификатом АУЦ № ... от ... года.

Приказом Минтранса России от 04.08.2015 N 240 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации", куда входят специалисты, входящие в состав летнего экипажа гражданской авиации (пилот, внешний пилот, штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); летчик-наблюдатель, специалисты, входящие в состав кабинного экипажа гражданской авиации (бортпроводник; бортоператор, специалисты, осуществляющие управление воздушным движением (диспетчер управления воздушным движением), специалисты, осуществляющие техническое обслуживание воздушных судов (специалист по техническому обслуживанию воздушных судов), специалисты, осуществляющие функции сотрудника по обеспечению полетов (сотрудник по обеспечению полетов), специалисты службы авиационной безопасности (сотрудник службы авиационной безопасности).

Согласно Приказа Минтранса России от 29.09.2015 N 289 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил" в п. 5- 7 предусмотрен запрет осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими Правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» в нарушение требований ст.8 ВК РФ, а также п. 5 ФАП-289 авиационным учебным центром на основании письма Росавиации до момента получения сертификата АУЦ, то есть до 20 декабря 2016 года осуществлялась деятельность по обучению лиц из числа авиационного персонала, что является грубым нарушением сертификационных требований.

В судебном заседании представитель истца Жбирь Е.В. требования поддержала в полном объеме, просила признать образовательную деятельность ответчика без сертификата до 20 декабря 2016 года незаконной.

Представители ответчика Ганина Т.М. и Беляев С.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, представили письменные возражения, из которых следует, что непосредственно подготовку авиационного персонала до 20 декабря 2016 года осуществляла не АУЦ, а само ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» на основании всех имеющихся разрешительных документов. В 2016 году сертифицированные АУЦ по подготовке авиационного персонала на воздушное судно ТВС-2МС в Российской Федерации отсутствовали, что подтверждается письмом заместителя руководителя Росавиации от 30 августа 2016 года №.... Этим же письмом Росавиация как уполномоченный орган выдало ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» разрешение, предоставляющее право проведения подготовки инженерно-технического персонала на ВС ТВС-2МС на базе разработчика ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» с дальнейшем внесением квалификационных отметок в Свидетельства авиационных специалистов Межрегиональными территориальными управлениями воздушного транспорта. Указанное обучение осуществлялось также во исполнение решения Министерства транспорта РФ от ... года и Министерства промышленности и торговли РФ от ... года о необходимости допуска самолета ТВС-2 МС к коммерческим перевозкам пассажиров и грузов в гражданской авиации. Кроме того, Росавиация в дальнейшем выдает свидетельства специалистов авиационного персонала гражданской авиации на основании документов, подтверждающих подготовку на ВС ТВС-2МС на базе разработчика ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», что свидетельствует о подтверждении Росавиацией легитимности проведенной ответчиком подготовки инженерно-технического персонала на ВС ТВС-2МС на базе разработчика.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Новосибирского транспортного прокурора по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.

Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Пунктами 5 - 7 Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289, запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата.

Сертификат АУЦ должен находиться по месту осуществления основной деятельности АУЦ и предъявляется по требованию уполномоченных органов в области гражданской авиации или заказчиков (получателей) услуг АУЦ. Неотъемлемой частью сертификата АУЦ является приложение к сертификату АУЦ.

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта (далее - центральный аппарат) и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта (далее - территориальный орган).

В соответствии с положениями ч. 1 Приказа Минтранса России от 04.08.2015 N 240 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" к указанной категории лиц относятся, специалисты, входящие в состав летнего экипажа гражданской авиации (пилот, внешний пилот, штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); летчик-наблюдатель, специалисты, входящие в состав кабинного экипажа гражданской авиации (бортпроводник; бортоператор, специалисты, осуществляющие управление воздушным движением (диспетчер управления воздушным движением), специалисты, осуществляющие техническое обслуживание воздушных судов (специалист по техническому обслуживанию воздушных судов), специалисты, осуществляющие функции сотрудника по обеспечению полетов (сотрудник по обеспечению полетов), специалисты службы авиационной безопасности (сотрудник службы авиационной безопасности).

В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Статьей 85 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, согласно которым в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются, в том числе, дополнительные профессиональные программы.

В силу ч. 4 ст. 85 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно подпунктам а - в пункта 49 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289 авиационный учебный центр должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.

В силу п. 50 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289, АУЦ не должен осуществлять обучение в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что согласно уставу ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» видами его деятельности, в том числе, является осуществление образовательной деятельности (в том числе проведение летного и теоретического обучения специалистов летного и инженерно- технического состава, испытателей и авиационного персонала).

... года Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области ответчику была предоставлена лицензия N ... на осуществление образовательной деятельности, согласно приложению N 1 на осуществление дополнительного профессионального образования.

Ответчик получил сертификат авиационного учебного центра N ...... года, который был изъят Приказом Росавиации от ... г. N ... в связи выявленными нарушениями ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» требований п.61 ФАП-289.

Как установлено в судебном заседании до получения вышеуказанного сертификата, т.е. до ... года ответчик также осуществлял образовательную деятельность в отсутствие сертификата Авиационного учебного центра (далее - АУЦ), предоставляющего право проводить такое обучение. Об этом свидетельствуют имеющиеся в деле материалы, а именно классные журналы, удостоверения, выданные по результатам обучения, руководство по организации деятельности АУЦ гражданской авиации, утверждённая директором ... года, профессиональная программа повышения квалификации «Летная эксплуатация летательного аппарата и двигателя, их функциональных систем пилотами самолета ТВС-2МС», утвержденная также ... года и другими документами.

Согласно письму Росавиации от ... года № ... следует, что Управление поддержания летной годности воздушных судов рассмотрело письмо ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» от ... года по вопросу подготовки инженерно-технического персонала ряда авиапредприятий, которые планируют начало эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов ТВС-2МС (АК «Алроса», АК «Нибус», ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза и др.) Согласно данному письму на тот момент отсутствовали сертифицированные авиационные учебные центры по подготовке инженерно-технического персонала на воздушное судно ТВС-2МС и в соответствии с Положением о порядке изучения новой авиационной техники и технологий инженерно-техническим составом гражданской авиации, утвержденным указанием МГА СССР от 23 февраля 1988 года №104/у, Росавиация не возражает против проведения подготовки инженерно-технического персонала на воздушное судно ТВС-2МС на базе разработчика данного воздушного судна ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», с дальнейшем внесением квалификационных отметок в Свидетельства авиационных специалистов Межрегиональными территориальными управлениями воздушного транспорта.

В своих возражениях на исковые требования ответчик ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» ссылается на вышеуказанное письмо Росавиации и утверждает, что тем самым уполномоченный орган в лице Росавиации подтвердил легитимность проведенной подготовки инженерно-технического персонала на воздушное судно ТВС-2МС на базе разработчика.

Однако с вышеуказанной позицией не может согласиться суд, поскольку из совокупности перечисленных норм в их взаимосвязи следует, что деятельность организации по подготовке и профессиональной переподготовке лиц из числа авиационного персонала и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. Никакой документ кроме специально выданного сертификата АУЦ не может подтвердить, по мнению суда, легитимность осуществления образования в данной сфере.

Ссылку ответчика в возражениях также на Указание Министерства гражданской авиации от 23 февраля 1988 года № 104/у «О введении в действие Положения о порядке изучения новой авиационной техники и технологии инженерно-техническим составом ГА», которое, по мнению ответчика, также подтверждает легитимность образовательной деятельности без сертификата, суд признает несостоятельным, поскольку вышеуказанное Указание по своему содержанию не исключает обязанность образовательного учреждения получить сертификат АУЦ для подготовки инженерно-технического персонала на воздушное судно ТВС-2МС на базе разработчика.

Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ, деятельность по использованию транспортных средств отнесена к деятельности, создающей повышенную опасность.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, деятельность ответчика, противоречащая требованиям воздушного законодательства, является незаконной, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неограниченного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Новосибирского транспортного прокурора к ФГУП «СибНИА» им. С.А. Чаплыгина» о признании образовательной деятельности незаконной удовлетворить.

Признать деятельность Федерального государственного унитарного предприятия «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина» по оказанию до 20 декабря 2016 года образовательных услуг без сертификата авиационного учебного центра по обучению авиационного персонала незаконной.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 апреля 2018 года.

Судья С.Н. Пустогачева