Дело 2-964/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Норильск 22 апреля 2011 года
Норильский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Узяковой З.А.,
прокурора – помощника прокурора г.Норильска Терских Е.В.,
представителя ответчика Керимова А.Г.,
представителя третьего лица Лискиной Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска в интересах неопределенного круга лиц к Региональному общественному движению «Азербайджанская диаспора» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и запрете эксплуатации здания до устранения нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Норильска обратился в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к РОД «Азербайджанская диаспора» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и запрете эксплуатации здания до устранения нарушений, мотивируя тем, что между Управлением имущества Администрации г.Норильска и ответчиком заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№ объектом которого является нежилое отдельно стоящее двухэтажное здание общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>. Согласно договору ответчик обязан содержать объект и прилегающую к нему территорию в нормальном санитарно-техническом и пожарном состоянии. Отделом государственного пожарного надзора по МО г.Норильск неоднократно проводились проверки исполнения ответчиком законодательства о пожарной безопасности. В нарушение требований федерального законодательства, а также условий договора, ответчиком с 2009 года фактически не исполняются требования предписаний ОНД по МО г.Норильск. В здании, расположенном по адресу: <адрес>, в ходе проверки, проведенной ОНД по МО г.Норильск ДД.ММ.ГГГГ, выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1) внутренние пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами, чем нарушается п.91 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313; 2) не заведен журнал учета огнетушителей, чем нарушается п.15 приложения № 3 ППБ 01-03; 3) не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети, чем нарушается п. 57 ППБ 01-03, п.2.12.17 ПЭЭП; 4) не разработана инструкция по мерам пожарной безопасности, чем нарушается п.6 ППБ 01-03; 5) эвакуационный выход из служебного коридора правого крыла загроможден посторонними предметами, чем нарушается п.53 ППБ 01-03; 6) здание не оборудовано АПС (автоматическая пожарная сигнализация) и СОУЭ 2-го типа (система оповещения о пожаре и управления эвакуацией, чем нарушаются п.3, 16 ППБ 01-03, п.14 таблицы 3 НПБ 110-03; 7) помещения не оборудованы знаками пожарной безопасности, чем нарушается п.51 ППБ 01-03; 8) не разработаны планы эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 и не согласованы с ОНД по МО г.Норильск, чем нарушается п.16 ППБ; 9) должностные лица организации не прошли пожарно-технический минимум в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, чем нарушаются положения Приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 12 декабря 2007 года № 645; 10) здание не обеспечено огнетушителями согласно норм, чем нарушается требования пунктов 8, 16, 17 Приложения № 3 ППБ 01-03; 11) для облицовки стен эвакуационного выхода (центрального) применены декоративные (пластиковые) панели, чем нарушаются требования п.53 ППБ 01-03. Согласно предписанию № указанные нарушения надлежало устранить до марта 2009 года. ОНД по МО г.Норильск проверить исполнение указанного предписания не имел возможности, так как должностные лица РОД «Азербайджанская диаспора» препятствовали посещению Дома дружбы народов, путем неполучения уведомлений и распоряжений о проведении проверки. В ходе проведения проверки, которая стала возможной лишь ДД.ММ.ГГГГ, выявлены аналогичные нарушения. Совместной проверкой прокуратуры г.Норильска и ОНД по МО г.Норильск ДД.ММ.ГГГГ установлено, что с момента получения последнего предписания (ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком не предпринято никаких мер к устранению выявленных нарушений пожарной безопасности. В соответствии с № договора № от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика возлагается обязанность производить за свой счет капитальный и текущий ремонты объекта. Производить текущий ремонт не реже одного раза в год. ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе специалистов ПТО МУ "УКРИС" Администрации г.Норильска проведено обследование технического состояния помещений здания, по результатам которого комиссия пришла к выводу о необходимости выполнения капитального ремонта помещений согласно проекту с использованием материалов, соответствующих нормам СНиП, пожарным и санитарным нормам. Из письма Администрации г.Норильска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в помещении Дома дружбы народов проводятся массовые мероприятия. По мнению прокурора, совокупность выявленных нарушений делает невозможной безопасную эксплуатацию объекта для посетителей. Просил обязать ответчика укомплектовать внутренние пожарные краны рукавами и стволами (п.91 ППБ 01-03); завести журнал учета огнетушителей (п.15 приложения № 3 ППБ 01-03); произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети (п.57 ППБ 01-03, п.2.12.17 ПЭЭП); разработать инструкцию по мерам пожарной безопасности (п.6 ППБ 01-03); освободить эвакуационный выход (из служебного коридора правого крыла) от посторонних предметов (п.53 ППБ 01-03); оборудовать здание АПС (автоматическая пожарная сигнализация) и СОУЭ 2-го типа (система оповещения о пожаре и управления эвакуацией) (п.3, 16 ППБ 01-03, п.14 таблицы 3 НПБ 110-03); оборудовать помещения знаками пожарной безопасности (п.51 ППБ 01-03); разработать планы эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 и согласовать с ОНД по МО г.Норильск (п.16 ППБ 01-03); обеспечить прохождение должностными лицами организации пожарно-технического минимума в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности (Приказ Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 12 декабря 2007 года № 645); обеспечить здание огнетушителями согласно норм ( п.8, 16, 17 Приложения № 3 ППБ 01-03); демонтировать декоративные (пластиковые) панели со стен эвакуационного выхода (центрального) (п.53 ППБ 01-03). Просил запретить ответчику эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор – помощник прокурора г.Норильска Терских Е.В. уточнила исковые требования, мотивируя тем, что в настоящее время ответчиком устранена часть выявленных нарушений требований пожарной безопасности, просила обязать ответчика укомплектовать внутренние пожарные краны рукавами и стволами (п.91 ППБ 01-03); произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети (п.57 ППБ 01-03, п.2.12.17 ПЭЭП); разработать инструкцию по мерам пожарной безопасности (п.6 ППБ 01-03); оборудовать здание АПС (автоматическая пожарная сигнализация) и СОУЭ 2-го типа (система оповещения о пожаре и управления эвакуацией) (п.3, 16 ППБ 01-03, п.14 таблицы 3 НПБ 110-03); оборудовать помещения знаками пожарной безопасности (п.51 ППБ 01-03); разработать планы эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 и согласовать с ОНД по МО г.Норильск (п.16 ППБ 01-03); запретить ответчику эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес> до устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
На заявленных требованиях прокурор настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав, что уставная деятельность ответчика предполагает проведение в здании по адресу: <адрес> массовых мероприятий. Существующие нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу для жизни и здоровья, как для посетителей здания, так и для работников ответчика. Необходимость запрета эксплуатации здания обусловлена тем, что ответчик длительное время не устраняет существующие нарушения правил пожарной безопасности.
Представитель ответчика Керимов А.Г., действующий на основании Устава, исковые требования признал частично, пояснив, что здание по адресу: <адрес> было предоставлено РОД «Азербайджанская диаспора» в 2004 году на основании договора аренды. На тот момент здание требовало проведение капитального ремонта, в том числе, строительных элементов, инженерных систем, включая внешние сети и коммуникации. По истечении срока аренды Керимову был представлен для ознакомления новый договор аренды, в котором была значительно повышена арендная плата. Сам договор Керимову не выдали, в связи с чем отсутствовала определенность с правом аренды. При такой ситуации Керимов, до заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездном пользовании зданием, не имел возможности организовать устранение нарушений пожарной безопасности. Согласно предписанию отдела пожарного надзора, нарушения требований пожарной безопасности надлежит устранить до ДД.ММ.ГГГГ. К установленному сроку все нарушения будут устранены. Устранение требований пожарной безопасности, в том числе монтаж системы оповещения о пожаре, требует значительных финансовых затрат, что является трудностью для некоммерческой организации. Организацией предусматриваются компенсирующие мероприятия, направленные на своевременное обнаружение возможного источника пожара, оповещения людей и организации их эвакуации. С учетом конструктивной особенности стен, покрытий и полов риск возникновения и распространения пожара на объекте мизерный, поскольку бетонные полы и стены, облицованные гипсокартонном, ограничивают распространение огня. В настоящее время значительная часть требований предписания исполнена, нарушения требований пожарной безопасности частично устранены, а также ведутся работы по устранению нарушений: в апреле 2011 года заключен договор на монтаж пожарной сигнализации, которая согласно договору будет смонтирована до ДД.ММ.ГГГГ.; произведен расчет, по установке внутренних пожарных кранов и передан на согласование в отдел пожарного надзора; направлена заявка на поставку огнетушителей; разработанные планы эвакуации переданы на согласование в отдел пожарного надзора. Просил дать возможность устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок, установленный предписанием – до ДД.ММ.ГГГГ, без запрета эксплуатации здания.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Лискина Ю.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования в части запрета ответчику эксплуатировать здание до устранения требований пожарной безопасности, пояснив, что здание по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования город Норильск. Здание находится в пользовании ответчика с 2004 года. ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор аренду указанного здания со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении указанного срока договор аренды был продлен на неопределенный срок в соответствии с п.2 ст.621 ГК РФ. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор безвозмездного пользования зданием со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктами 2.2.3 и 2.2.6 договора ответчик обязан содержать здание и прилегающую к нему территорию в нормальном санитарно-техническом и противопожарном состоянии, производить капитальный и текущий ремонт за свой счет. Учитывая вывод отделения Отдела надзорной деятельности по МО г.Норильск о том, что существующая в здании система обеспечения пожарной безопасности не исключает угрозу возникновения пожара и пожар может привести к угрозе жизни и здоровью находящихся в здании людей, полагала требования прокурора обоснованными в части запрета ответчику эксплуатировать здание до устранения требований пожарной безопасности. В части требований прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, представитель третьего лица полагала исковые требования необоснованными по тем основаниям, что такая обязанность уже возложена на ответчика предписанием отдела пожарного надзора со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что здание общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, согласно которому право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления и.о. Главы города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ№, между Управлением собственности и жилищного фонда Администрации города Норильска и ответчиком был заключен договор аренды указанного здания от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приведенными постановлением и договором.
Пунктом п.2.2.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ было установлено, что арендатор обязан соблюдать при использовании объекта требования государственного надзора, иных контролирующих органов, действующих в отношении видов деятельности арендатора и использования арендуемого им объекта.
Распоряжением Главы Администрации г.Норильска от 17 декабря 2009 года № 4875 (в редакции Распоряжения от 12 марта 2010 года № 732) принято решение расторгнуть договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ и заключить с ответчиком договор безвозмездного пользования.
На основании соглашения между ответчиком и Управлением имущества Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ был расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и Управлением имущества Администрации города Норильска заключен договор № безвозмездного пользования зданием.
До заключения указанного договора, здание находилось в фактическом пользовании ответчика на основании ранее заключенного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 2.2.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ безвозмездного пользования зданием установлено, что ссудополучатель обязан содержать здание и прилегающую к нему территорию в нормальном санитарно-техническом и противопожарном состоянии
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу п.10 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, с учетом приведенных нормативных положений, а также условий договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и условий договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, на ответчика, как на лицо, уполномоченное владеть и пользоваться зданием, возлагается обязанность обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Свидетель К.Л., работающая инспектором Отдела надзорной деятельности по МО г.Норильск ГУ МЧС России по Красноярскому краю, пояснила, что впервые нарушения требований пожранной безопасности при эксплуатации здания по адресу: <адрес> были выявлены в январе 2009 года, в связи с чем был составлен акт о выявленных нарушениях и выдано предписание об их устранении. Поскольку требования предписания ответчик не выполнил, в отношении РОД «Азербайджанская диаспора» составлен протокол об административном правонарушении, который был направлен на рассмотрение в суд. В дальнейшем в августе 2009 года было вынесено распоряжение о проведении проверки, которое секретарь организации не передала руководителю организации, в связи с чем проверка фактически не была проведена. Распоряжение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ с уведомлением о проверке было вручено заместителю руководителя организации Иманову, который пояснил, что руководитель отсутствует в городе. При отсутствии представителя РОД «Азербайджанская диаспора», провести проверку не представилось возможным. Инспекторы ОНД по МО <адрес> неоднократно пытались произвести обследование объекта, но двери им не открывали. В сентябре 2010 года представителю организации Керимову было вручено уведомление о проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности, после чего представилась возможность провести проверку. В ходе проверки было установлено, что при эксплуатации здания продолжаются нарушения требований пожарной безопасности, выявленные ранее в январе 2009 года. По результатам проверки составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При установлении срока принимался во внимание объем работ, который необходимо было выполнить для устранение нарушений и то обстоятельство, что устранение нарушений затруднительно с финансовой стороны для некоммерческой организации. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению представителя организации Керимова А.Г. было проведено обследование здания, в ходе которого установлено, что из 11 требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время выполнено 5. До настоящего времени пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами, что является нарушением п.91 ППБ 01-03, не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети, что является нарушением п.57 ППБ 01-03 и п.2.12.17 ПЭЭП, здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией 2-го типа, что является нарушением п.3, 16 ППБ 01-03, п.14 таблицы 3 НПБ 110-03, помещения не оборудованы знаками пожарной безопасности, что является нарушением п.51 ППБ 01-03, не разработаны планы эвакуации в соответствии с ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2002 и не согласованы с ОГПН по МО г.Норильск, что является нарушением п.16 ППБ 01-03, не разработана инструкция по мерам пожарной безопасности, что является нарушением п.6 ППБ 01-03. Представленная Керимовым инструкция являлась типовой, не отражающей специфики объекта. Указанные нарушения сами по себе не создают угрозу возникновения пожара, но в случае его возникновения, существование данных нарушений создает угрозу для жизни и здоровья людей.
Пунктом 91 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, установлено, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Пунктом 57 ППБ 01-03 установлено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6, проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (Приложение 3).
Пунктом 6 ППБ 01-03 установлено, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением N 1.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 14, Таблицы 3 к нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек, должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения о пожаре. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.
Пунктом 51 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пунктом 16 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Из показаний свидетеля К.Л. и справки по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком при эксплуатации здания по адресу: <адрес> допускаются нарушения указанных выше требований пожарной безопасности, а именно: пожарные краны не укомплектованы рукавами и стволами, что является нарушением п.91 ППБ 01-03; не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети, что является нарушением п.57 ППБ 01-03 и п.2.12.17 ПЭЭП; здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией 2-го типа, что является нарушением п.3, 16 ППБ 01-03, п.14 таблицы 3 НПБ 110-03; помещения не оборудованы знаками пожарной безопасности, что является нарушением п.51 ППБ 01-03; не разработаны планы эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 и не согласованы с ОГПН по МО г.Норильск, что является нарушением п.16 ППБ 01-03; не разработана инструкция по мерам пожарной безопасности, что является нарушением п.6 ППБ 01-03.
Представитель ответчика Керимов А.Г. наличие указанных выше нарушений не оспаривал, за исключением того, что не согласен с мнением инспектора ОНД МО по г.Норильску о несоответствии инструкции по мерам пожарной безопасности установленным требования; выявленный инспектором недочет возможно устранить в течении одного дня.
Как указывалось выше, представитель ответчика пояснил, что им принимаются меры к устранению нарушений пожарной безопасности.
Согласно Уставу организации и пояснениям сторон, при эксплуатации ответчиком здания по адресу: <адрес>, в нем проводятся массовые мероприятия, в том числе, проведение концертов и праздников, организация дней национальной кухни, организация дней национальных культур, встречи диаспор и другие.
В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц от пожаров также принят Федеральный закон РФ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям.
Статьей 6 данного Закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Пожарной безопасностью объекта защиты является состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
При наличии совокупности указанных выше нарушений требований пожарной безопасности, суд приходит к выводу, что пожарная безопасность здания по адресу: <адрес> является не обеспеченной.
Согласно выводу ОНД по МО г.Норильск, изложенному в справке от ДД.ММ.ГГГГ, существующая на объекте система обеспечения пожарной безопасности, не исключает угрозу возникновения пожара. Возникновение пожара может привести к угрозе жизни и здоровью находящихся в здании людей <данные изъяты>
При изложенных обстоятельствах суд полагает необходимым обязать ответчика устранить в здании по адресу: <адрес> нарушения требований пожарной безопасности, а именно обязать ответчика:
2) провести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в соответствии с п.57 ППБ 01-03 и п.2.12.17 ПЭЭП;
3) разработать инструкцию по мерам пожарной безопасности в соответствии с п.6 ППБ 01-03;
4) оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией 2-го типа в соответствии с п.3 ППБ 01-03, п.14 Таблицы 3 НПБ 110-03;
5) оборудовать помещения знаками пожарной безопасности в соответствии с п.51 ППБ 01-03;
То обстоятельство, что предписанием государственного инспектора МО г.Норильск Красноярского края по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ на ответчика возложена обязанность устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не является препятствием для принятия судом настоящего решения, поскольку в данном случае суд не ограничен требованиями, предъявленными к ответчику контролирующим органом; обязанность, возложенная судом, имеет иную правовую природу и иные правовые последствия невыполнения обязанности.
Характер нарушений требований пожарной безопасности создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья работников и посетителей здания, поскольку нарушения препятствуют своевременному обнаружению и оповещению о пожаре, в случае возникновения пожара, имеющиеся нарушения могут привести к быстрому распространению огня, затруднению эвакуации и гибели людей.
Поскольку здание эксплуатируемое ответчиком относится к местам массового пребывания людей, данный фактор значительно увеличивает угрозу и степень возникновения тяжелых последствий, вследствие нарушения требований пожарной безопасности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент вынесения решения оставшаяся часть не устраненных нарушений требований пожарной безопасности здания, являются достаточным основанием к запрещению эксплуатации здания и приходит к выводу о необходимости запретить Региональному общественному движению «Азербайджанская диаспора» эксплуатацию здания общей площадью 1 550,00 кв.м. по адресу: <адрес> до устранения указанных в настоящем решении нарушений требований пожарной безопасности.
В этой связи ответчик должен воздержаться от совершения действий, связанных с эксплуатацией здания по адресу: <адрес> для целей, для которых оно использовалось на момент вынесения решения, воздержаться от осуществления какой-либо деятельности с пребыванием в помещениях указанного здания посетителей.
Приходя к изложенному выводу, суд учитывает, длительность срока, на протяжении которого ответчиком не принимаются меры к устранению существенных нарушений правил пожарной безопасности, что подтверждается ранее выданным ответчику предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по результатам проведенных ДД.ММ.ГГГГ мероприятий по надзору ответчику предписывалось устранить те же нарушения требований пожарной безопасности, наличие которых было установлено на момент рассмотрения настоящего дела.
Судом не могут приниматься во внимание доводы представителя ответчика о том, что предъявленные исковые требования являются формой давления на РОД «Азербайджанская диаспора», поскольку принуждение ответчика к устранению нарушений требований пожарной безопасности, допускаемых при эксплуатации здания, направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, посещающих здание по адресу: <адрес>, в том числе участников РОД «Азербайджанская диаспора».
В соответствии с п.9) ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В этой связи с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Норильска в интересах неопределенного круга лиц к Региональному общественному движению «Азербайджанская диаспора» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и запрете эксплуатации здания до устранения нарушений – удовлетворить.
Обязать Региональное общественное движение «Азербайджанская диаспора» устранить в здании по адресу: <адрес> нарушения требований пожарной безопасности:
2) провести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в соответствии с пунктом 57 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, и пунктом 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года № 6.
3) разработать инструкцию по мерам пожарной безопасности в соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.
4) оборудовать здание автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией 2-го типа в соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, пунктом 14 Таблицы 3 к нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 315.
5) оборудовать помещения знаками пожарной безопасности в соответствии с пунктом 51 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.
6) разработать план эвакуации в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 и согласовать план с отделом надзорной деятельности по Муниципальному образованию город Норильск ГУ МЧС России по Красноярскому краю в соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313.
Запретить Региональному общественному движению «Азербайджанская диаспора» эксплуатацию здания общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> до устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности.
Взыскать с Регионального общественного движения «Азербайджанская диаспора» в доход бюджета муниципального образования город Норильск государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд путем подачи кассационной жалобы в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2011 года.