ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-964/2021 от 14.04.2021 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело

76RS0-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2021 года

Заволжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Русинова Д.М.,

при секретаре Слепцовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в. <адрес> к ФИО4 о признании сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в. <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО4, просит признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ серии МК-8 , выданный на имя Знак И.В. (после смены фамилии ФИО4) Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное), недействительным; взыскать с ФИО4 незаконно полученные выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в сумме 45 000 руб. В обоснование заявленных требований истец ссылается на отсутствие правовых оснований для выдачи ответчику ФИО4 указанного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду предоставления последней недостоверных сведений.

Представитель истца требования поддержала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика /по доверенности/ ФИО5 по требованиям возражал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что заявление на получение материнского капитала подавалось на двоих несовершеннолетних детей, поэтому при его подаче ответчик не указала на другого - первого ребенка, в отношении которого лишена родительских прав.

Третьи лица ФИО9, Отдел опеки и попечительства <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) для семей, имеющих детей, установлены дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Круг субъектов, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и условия приобретения, определен в ст. 3 Закона № 256-ФЗ. Так, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, в том числе у женщин, родивших (усыновивших) второго (третьего) ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Реализация права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ осуществляется путем получения лицами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки, государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и дальнейшего использования средств материнского (семейного) капитала на условиях и в порядке предусмотренных Законом № 256-ФЗ.

В силу положений ч. 4 ст. 5 Законом № 256-ФЗ при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, включая сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты поступления таких запросов

Пунктом 3 части 6 ст. 5 Закона № 256-ФЗ предусмотрено такое основание для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата как представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставив при этом сведения о рождении двоих детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> написании заявления ответчик указала, что родительских прав в отношении детей не лишалась, умышленных преступлений, относящихся к преступлениям против личности, в отношении своих детей не совершала, решение об ограничении в родительских правах не принималось /л.д 4-5/.

ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> (межрайонное) вынесло решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдало ответчику сертификат от ДД.ММ.ГГГГ серии МК-8 /л.д. 23-24/.

Решениями от ДД.ММ.ГГГГ, от 04.08.2016 по заявлениям ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение единовременной выплаты в размере 20 000 руб. и 25 000 руб., ответчику перечислены денежные средства в размере 45 000 руб. /л.д. 25-34/.

Частью 3 статьи 3 Закона № 256-ФЗ определены основания прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки у женщины, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в числе которых предусмотрено лишение ее родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

В рамках межведомственного информационного взаимодействия в Управление поступили сведения из Департамента образования мэрии <адрес> о лишении ФИО4 решением Заволжского суда <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. /л.д. 35/.

В этой связи истец указывает на отсутствие правовых оснований для выдачи ответчику ФИО4 сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из положений п. 1 ст. 71 Семейного кодекса Российской Федерации, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе на право получения от него содержания, а также на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В силу ч. 2 данной ст. 3 Закона № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

С учетом указанных положений закона, поскольку при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав, указание ответчиком двух несовершеннолетних детей, в отношении которых она на момент подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, так и на момент рассмотрения настоящего дела в суде, не лишена родительских прав, свидетельствует о правильном указании в выданном ей сертификате вторым ребенком ФИО2 Первый ребенок ответчика ФИО3, в отношении которой она лишена родительских прав, не подлежит учету при определении права на дополнительные меры государственной поддержки.

При обращении с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал со стороны ФИО4 имела место реализация права на получение дополнительных мер государственной поддержки в отношении детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отношении которых она не была лишена родительских прав.

Таким образом, поскольку ФИО4 имела право на указанные меры социальной поддержки, оснований для признания государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не имеется, и, соответственно, не имеется оснований для взыскания с ответчика полученной ей выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в сумме 45 000 руб.

Применительно к изложенному, суд считает иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в. <адрес> не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в. <адрес> к ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Д.М. Русинов

м.р. 27.04.2021