ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-964/2022 от 29.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

КОПИЯ

Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022 года

51RS0-05

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Шумиловой Т.Н.,

при секретаре ФИО2,

с участием

представителя истца ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городское поселение к ФИО1 о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования городское поселение (далее по тексту – Администрация МО г.) обратилась в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ответчик ФИО1 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома с кадастровым номером 51:01:0207010:20 и земельного участка с кадастровым номером 51:01:0207010:76, расположенных по адресу: пгт. Мурмаши, .

На ответчике ФИО1 в соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и пунктами 4.5, 4.6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, лежит обязанность по созданию и содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территории индивидуального жилищного строительства.

В целях выполнения указанной обязанности ответчик ФИО1 должна согласовать с Администрацией МО г. создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в порядке, определенном постановлением администрации муниципального образования городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес Администрации МО г. ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо Мурманского филиала акционерного общества «Ситиматик» об отсутствии у собственника жилого в пгт. Мурмаши контейнерной площадки и необходимости определения места для накопления твердых коммунальных отходов.

В порядке, предусмотренном пунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования городское поселение Мурмаши, утвержденных решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ФИО1 было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в адрес Администрации МО г. с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем ответчик ФИО1 в Администрацию МО г. о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не обращалась, контейнерная площадка не оборудована.

С учетом уточнений просит суд возложить на ответчика ФИО1 в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по созданию в установленном порядке места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территории принадлежащего ей индивидуального жилищного строительства.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив, что на ответчике как собственнике жилого дома лежит обязанность по созданию места накопления твердых коммунальных отходов. Ответчик могла бы обратиться с заявлением о присоединении к существующей площадке либо создать собственную.

Ответчик ФИО1 о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание на явилась.

Представитель ответчика ФИО1ФИО4 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, при этом указал, что действующее законодательство не содержит норм, возлагающих обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на - собственников индивидуальных жилых домов. Также полагал, что у ФИО5 отсутствует обязанность оборудовать контейнерную площадку и оплачивать вывоз мусора ввиду того, что в жилом доме она не проживает, зарегистрирована по иному адресу, где несет расходы по вывозу мусора. Кроме того, в жилом не имеется ТКО. Присоединиться к использованию контейнерной площадки у ФИО5 не согласна.

Третье лицо АО «Ситиматик» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о дате слушания дела надлежащим образом, направило в суд отзыв на исковое заявление, в котором указано, что исковые требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами деятельность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По смыслу названных норм права в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского поселения Администрация МО г. при выявлении случаев нарушения законодательства в области обращения с отходами, вправе обратиться в суд с иском о возложении обязанности по созданию в установленном порядке места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» согласно его преамбуле определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно абзацу 20 статьи 1 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

В силу абзаца 4 статьи 1 названного Федерального закона обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердила Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила ).

Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 Правил определено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

Поскольку утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (абзац 17 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), то своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-ПП утвердило Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории (далее - Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории ).

Согласно пункту 1.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории потребителями для целей данного нормативного правового акта являются собственники твердых коммунальных бытовых отходов или уполномоченные ими лица.

Пунктом 4.5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории предусмотрено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территориях индивидуального жилищного строительства, возлагается на потребителей.

В силу пункта 4.17 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории контейнеры (бункеры) для накопления твердых коммунальных отходов приобретаются в том числе органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов , Региональным оператором, потребителями.

В соответствии с пунктом 4.6. названного Порядка, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит не на органах местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов , такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов в порядке, определенном нормативным правовым актом органов местного самоуправления.

Порядок согласования создания мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городское поселение и ведение их реестра утвержден постановлением администрации муниципального образования городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, по смыслу вышеназванных норм права обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территориях индивидуального жилищного строительства, возлагается на потребителей, как на собственников твердых коммунальных бытовых отходов.

Судом установлено, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 51:01:0207010:76, принадлежащий ответчику ФИО1, на котором расположен жилой дом с адресом: пгт. Мурмаши, кадастровым номером 51:01:0207010:20, также принадлежащий ответчику, имеет разрешительное использование – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно письму Мурманского филиала акционерного общества «Ситиматик» от ДД.ММ.ГГГГ, поступившему в адрес Администрации МО г. ДД.ММ.ГГГГ, у собственника жилого в пгт. Мурмаши отсутствует контейнерная площадка, в этой связи ему необходимо определить место для накопления твердых коммунальных отходов.

Администрации МО г., действуя в пределах своих полномочий, направило в адрес ФИО1 уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в адрес Администрации МО г. с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем на дату подачи данного искового заявления в суд ответчик ФИО1 в Администрацию МО г. о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не обращалась.

Согласно акту обследования жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, с целью определения возможности оборудования в установленном порядке контейнерной площадки от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией в составе специалиста 1 категории, начальника юридического отдела муниципального имущества администрации МО г. и сотрудником Мурманского филиала АО «Ситиматик», определить наличие технической возможности оборудования в установленном порядке контейнерной площадки на земельном участке 51:01:0207010:76 не представилось возможным в связи с непредставлением доступа на указанный земельный участок и скоплением большого количества снега на земельном участке. Контейнерную площадку возможно установить в районе гаражного кооператива а, земельный участок которого находится в неразграниченной государственной собственности. Рядом с домом 19 по в г. иные жилые дома отсутствуют. Ближайшая от в г. контейнерная площадка расположена по адресу: на расстоянии приблизительно 750 м, принадлежит ООО «УК Заполярная Цитадель», ООО «Квартал». Территория земельного участка обнесена забором, за которым находится несколько собак. расположен на территории индивидуального жилищного строительства.

Исходя из Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2862-О, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039). В соответствии с указанными Правилами органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик, являясь собственником жилого дома на территории ИЖС, обязана нести расходы на вывоз ТКО, а также организацию места ТКО.

Доводы стороны ответчика об исключительной компетенции органа местного самоуправления в данном вопросе судом отклоняются ввиду того, что законодательство РФ не исключает возможность возложения данной обязанности на иных лиц, а пунктом 4.5 Порядка накопления твердых коммунальных отходов, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, прямо предусмотрено возложение данной обязанности на потребителей на территории ИЖС.

При этом ответчик не согласна на использование ближайшей площадки, с соответствующим заявлением о согласовании места (площадки) в органы местного самоуправления не обращалась, что влечет обязанность ответчика самостоятельно создать место накопления ТКО.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации муниципального образования городское поселение к ФИО1 о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Возложить на ФИО1 обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, образующихся на территории принадлежащего ей индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: , Кольский муниципальный район, городское поселение Мурмаши, пгт Мурмаши, .

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Т.Н. Шумилова

Копия верна: Судья Т.Н. Шумилова

ДД.ММ.ГГГГ. Решение не вступило в законную силу.

Секретарь с/з