Дело № 2-9653/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2015 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Доценко Л.А.,
с участием прокурора Титаренко С.В.,
при секретаре Улыбышевой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению науки XXXX Дальневосточного отделения Российской академии наук о возложении обязанности,
с участием представителей ФГБУН XXXX ДВО РАН - ФИО1, ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику, мотивируя свои требования следующим. В результате проверки Уссурийской городской прокуратурой подготовки к отопительному сезону ДД.ММ.ГГ.г. установлено, что ФГБУ науки Горнотаежная станция им.В.Л. Комарова Дальневосточного отделения РАН на праве оперативного управления эксплуатирует две котельные, находящиеся в собственности РФ, одна из которых расположена в здании - производственное помещение по адресу: XXXX вторая котельная расположена в нежилом помещении XXXX (котельная) по адресу: XXXX, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления XXXX от ДД.ММ.ГГ, XXXX от ДД.ММ.ГГ, и свидетельствами о государственной регистрации права собственности XXXX от ДД.ММ.ГГ, XXXX от ДД.ММ.ГГ. От электрокотельной, расположенной в производственном помещении ГТС ДВО РАН по адресу: XXXX, производится теплоснабжение жилых домов по адресам: XXXX, а от угольной котельной, расположенной нежилом помещении XXXX по адресу: XXXX, производится теплоснабжение жилых домов по адресам: XXXX. Подпунктом «б» п. 5 постановления Администрации УГО XXXX-нпа от ДД.ММ.ГГ «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период ДД.ММ.ГГ годов» постановлено теплоснабжающим организациям всех форм собственности в срок до ДД.ММ.ГГ обеспечить накопление запасов топлива, а согласно п. 9 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГXXXX-па, департамент наделен полномочиями по утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии; по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; а также по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Однако, в нарушение указанных требований закона ответчик в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам ПК с заявлениями об утверждении нормативов запасов топлива не обращался, нормативы запасов топлива для ГТС ДВО РАН указанным органом не утверждены, соответственно, ответчиком не обеспечен нормативный запас топлива на котельных, а кроме того, ответчик оказывает жильцам вышеуказанных домов услуги отопления, водоснабжения и водоотведения в отсутствие утверждённых для учреждения тарифов, в нарушение норм ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», ФЗ от 07.02.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В связи с чем, прокурор просил обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу: произвести расчет нормативов запасов топлива на котельной, утвердить его в Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, обеспечить утвержденный нормативный запас топлива, необходимый для котельных учреждений, одна из которых расположена в здании - производственное помещение по адресу: XXXX, вторая котельная расположена в нежилом помещении XXXX по адресу: XXXX, а также разработать тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, на услуги по передаче тепловой энергии на ДД.ММ.ГГ год и направить их для утверждения в Департамент по тарифам Приморского края.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивала, пояснив, что направление документов в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам ПК не подтверждает полное исполнение ответчиком своих обязанностей.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что фактически требования иска ответчиком выполнены, поданы заявления об установлении тарифов на питьевую воду, на водоотведение, об открытии дела по установлению нормативов создания запасов топлива, а утверждение тарифов не относится к полномочиям ответчика, в связи с чем данные требования ответчик исполнить не имеет возможности. Также пояснили, что ответчик не является организацией, оказывающей коммерческие услуги.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы настоящего дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ФГБУ науки Горнотаежная станция им.В.Л. Комарова Дальневосточного отделения РАН на праве оперативного управления эксплуатирует две котельные, находящиеся в собственности РФ, одна из которых расположена в здании - производственное помещение по адресу: XXXX, вторая котельная расположена в нежилом помещении XXXX (котельная) по адресу: XXXX, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления XXXX от ДД.ММ.ГГ, XXXX от ДД.ММ.ГГ, и свидетельствами о государственной регистрации права собственности XXXX от ДД.ММ.ГГ, XXXX от ДД.ММ.ГГ (л.д.9-12).
От электрокотельной, расположенной в производственном помещении ГТС ДВО РАН по адресу: XXXX, производится теплоснабжение жилых домов по адресам: XXXX а от угольной котельной, расположенной нежилом помещении XXXX по адресу: XXXX, производится теплоснабжение жилых домов по адресам: XXXX (л.д.16).
В соответствии с п.п.11 ст.2 ФЗ N190-ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В силу п.2 ч.1 и ч.5 ст.20 ФЗ N190-ФЗ от 27.07.2010 года "О теплоснабжении" теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.
Пунктами 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года N115, установлено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с п.4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 года N400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждение нормативов создания запасов и резерва топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Согласно п.п. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 года N377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
В соответствии с п.п.11.1 п.11 Распоряжения администрации Приморского края от 12.01.2015 года №1-ра «О подготовке топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Приморского края к работе в отопительный сезон 2015-2016 годов» руководителям теплоснабжающих организаций рекомендовано обеспечить заготовку топлива с учетом реализации мероприятий по энергосресурсосбережению в соответствии с заданиями согласно приложений № 1, 2, 3 к настоящему распоряжению.
Согласно п.п.«б» п.5 Постановления администрации Уссурийского городского округа №978-нпа от 14.04.2015 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к работе в осенне-зимний период 2015-2016 годов» теплоснабжающим организациям всех форм собственности в срок до ДД.ММ.ГГ постановлено обеспечить накопление запасов топлива.
В силу п.2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N170, в летний период должны быть проведены следующие работы по котельным - осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с п.9.19.3 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 №214-па, департамент наделен полномочиями по утверждению нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований закона ответчик в Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края своевременно с заявлениями об утверждении нормативов запасов топлива не обращался, нормативы запасов топлива для ГТС ДВО РАН указанным органом не утверждены, соответственно и не обеспечен нормативный запас топлива на котельных учреждения.
Доводы представителей ответчика о том, что ими были произведены все необходимые действия, поскольку были поданы заявления, которые были возвращены для оформления, и впоследствии после оформления повторно направлены в Департамент, суд находит безосновательными, поскольку само направление заявлений не указывает на исполнение ответчиком, возложенных на него обязанностей. Доказательств подписания Департаментом приказа об утверждении нормативов ответчиком не представлено. Кроме того, согласно пояснений истца, в Департамент указанные документы по ответчику не поступали, сведений иного характера в судебном заседании не добыто.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на ФГБУ науки XXXX Дальневосточного отделения Российской академии наук обязанность произвести расчет нормативов запасов топлива на котельной, утвердить его в Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, обеспечить утвержденный нормативный запас топлива, необходимый для котельных учреждений.
Кроме того, как следует из материалов дела проверкой подготовки к отопительному сезону ДД.ММ.ГГ.г. установлено, что ГТС ДВО РАН оказывает жильцам указанных домов услуги отопления, водоснабжения и водоотведения в отсутствие утверждённых для учреждения тарифов.
Согласно п.1 ч.3 ст.7 ФЗ от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
По правилам п.6 ч.1 ст.8 ФЗ от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию.
В соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу ч.9 ст.15 и ч.5 ст.17 ФЗ от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.
Кроме того, в соответствии со ст. 31 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения также подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.5 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст.4 ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах системы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно п.9.19.1 и п.9.21 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого Постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 N 214-па, департамент по тарифам Приморского края устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также наделен полномочиями по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов дела ГТС ДВО РАН оказывает жильцам домов, проживающих по адресам: XXXX услуги по передаче тепловой энергии, холодному водоснабжению и водоотведению в отсутствие утвержденных постановлением департамента по тарифам Приморского края тарифов, что является незаконным.
Ответчиком в подтверждение своей позиции представлены лишь заявления об установлении тарифов, имеющие штамп департамента по тарифам Приморского края о принятии заявления, поданные в ходе рассмотрения данного дела.
Однако, по мнению суда, указанные доказательства не подтверждают надлежащее исполнение обязанностей ответчиком, поскольку не подтверждают правильность подачи документов и расчета тарифов, в связи с чем, надлежащим доказательством будет являться приказ об утверждении тарифов.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Необеспечение ГТС ДВО РАН запаса топлива согласно нормативу, необходимого для обеспечения бесперебойной подачи теплоносителя в течение всего отопительного периода, а также нарушение порядка ценообразования влечет нарушение конституционных, жилищных прав граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни, на предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, на основании изложенного суд полагает необходимым возложить на ФГБУ науки XXXX Дальневосточного отделения Российской академии наук обязанность разработать тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, на услуги по передаче тепловой энергии на ДД.ММ.ГГ год с направлением их для утверждения в Департамент по тарифам Приморского края.
Кроме того суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произведения всех указанных действий в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
По изложенному, руководствуясь статьями 194 - 214 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение науки XXXX Дальневосточного отделения Российской академии наук в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу:
- произвести расчет нормативов запасов топлива на котельной, утвердить его в Департаменте по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, обеспечить утвержденный нормативный запас топлива, необходимый для котельных учреждений, одна из которых расположена в здании - производственное помещение по адресу: XXXXА, вторая котельная расположена в нежилом помещении XXXX (котельная) по адресу: XXXX,
- разработать тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, на услуги по передаче тепловой энергии на ДД.ММ.ГГ год и направить их для утверждения в Департамент по тарифам Приморского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2015 года.
Председательствующий Л.А. Доценко