ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9657 от 31.12.9999 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        № 2-9657/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ]  Нижегородский районный суд г.Н. Новгорода в составе:

председательствующего - Баженовой Т.П.

при секретаре – Тихоновой О.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Ф.И.О.5, Ф.И.О.4 к Правительству Нижегородской области, Министерству социальной политики по Нижегородской области о признании незаконным отказа во включении в реестр граждан, пострадавших от действий заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области,, об отмене решения Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с выполнением инвесторами-застройщиками своих обязательств при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов на территории Нижегородской области от [ 00.00.0000 ]  в части отказа во включении Ф.И.О.5, Ф.И.О.4 в реестр граждан, пострадавших от действия ( бездействия) заказчиков на территории Нижегородской области, возложении обязанности на Министерство социальной политики Нижегородской области включить Ф.И.О.5, Ф.И.О.4 в реестр граждан, пострадавших от действий ( бездействия) заказчиков ( застройщиков) на территории Нижегородской области

установил

Истцы обратились в суд с вышеназванными исковыми требованиями, в суде их поддержали, обосновали следующим:

[ 00.00.0000 ]  (исх. [ № ]) истцам Министерством социальной политики Нижегородской области истцам было отказано во включении их в Реестр граждан, пострадавших от действия (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области (далее – Реестр). Основанием отказа указано, что на них не распространяется действие Закона Нижегородской области от 29.10.2008 года № 146-З «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области» (далее – Закон № 146 –З), поскольку они заключили договор цессии [ 00.00.0000 ]  (т.е. после вступления в силу Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с ч.2 ст.1 Закона № 146 –З.)

Решение было принято Межведомственной комиссией по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с невыполнением инвесторами-застройщиками своих обязательств при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов на территории Нижегородской области (далее – Межведомственная комиссия) [ 00.00.0000 ] .

Истцы полагают, что Решение Межведомственной комиссии от [ 00.00.0000 ]  об отказе включения истцов в Реестр нарушают их права и законные интересы. Истцы считают, что при вынесении решения Межведомственная комиссия не приняла во внимание следующие факты.

[ 00.00.0000 ]  между гр. Ф.И.О.11 (цедентом) и истцами, Ф.И.О.5, Ф.И.О.10 (цессионарии) был заключен договор цессии, по условиям которого цедент уступает право требования на одну двухкомнатную квартиру общей площадью 90,82 кв.м в осях 7-10(А/1-Б/2), расположенную на 10-м этаже пяти-двенадцатиэтажного дома [ адрес ] и доли в местах общего пользования и инженерного оборудования дома (далее – имущество). Согласно пункту 3.3. договора право требования в собственность имущества передается со всеми правами и обязанностями цедента. До настоящего времени цедент несет субсидиарную ответственность с цессионариями в размере своих неисполненных обязательств по договору.

[ 00.00.0000 ]  Ф.И.О.11 (дольщик) заключил Договор [ № ] на долевое участие в строительстве квартиры с ОАО «Наш дом» (застройщиком) на строительство указанного в п. 1 имущества. По условиям п. 6.3. договора переуступка права требования третьим лицам осуществлялась через ОАО «Наш дом». Позднее были подписаны дополнительные соглашения к договору от [ 00.00.0000 ]  и от [ 00.00.0000 ] . Право требования дольщика в полном объеме вытекает из условий договора.

При подписании договора цессии [ 00.00.0000 ]  истцы приобрели комплекс полномочий и обязательств цедента в отношении застройщика (ЗАО «Наш дом» в полном объеме, что нашло отражение в решении Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ]  по гражданскому делу [ № ] о признании незавершенный строительством жилой дом [ адрес ] (адрес строительный) недвижимым имуществом – объектом незавершенного строительства, о признании права долевой собственности на объект недвижимости. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и обязательны для суда в силу пункта 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного в соответствии с п.п.1-2 пункта 2 Закона № 146-З истцы считают, что они относятся к числу лиц, подлежащих включению в Реестр как пострадавшие от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков), в отношении договоров (соглашений) на строительство жилых помещений и незавершенных строительством многоквартирных домов. При этом они ссылаются на положения ст. 384 ГК РФ.

Просят признать незаконным отказ Министерства социальной политики Нижегородской области во включении нас, Ф.И.О.5, Ф.И.О.4, в Реестр граждан, пострадавших от действия (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области.

Отменить решение Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с невыполнением инвесторами-застройщиками своих обязательств при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов на территории Нижегородской области [ 00.00.0000 ]  в части отказа во включении нас, Ф.И.О.5, Ф.И.О.4, в Реестр граждан, пострадавших от действия (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области включить нас, Ф.И.О.5, Ф.И.О.4, в Ф.И.О.3, пострадавших от действия (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области исковые требования истцов не признал, пояснил суду, что в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 19.02.2009 № 68 "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области" Министерство является уполномоченным органом по формированию и ведению Реестра.

Согласно п. 12 порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области решение о включении в Реестр, об отказе во включении в Реестр и об исключении из Реестра граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков), принимается межведомственной комиссией по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с невыполнением инвесторами-застройщиками своих обязательств при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов на территории Нижегородской области (далее - Комиссия), Положение о которой утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2006 года № 404.

Таким образом, принятие решения о включении в Реестр, об отказе во включении в Реестр находится в ведении Комиссии, а не Министерства.

[ 00.00.0000 ]  на заседании Комиссии было рассмотрено заявление и приложенные к нему документы представленные Ф.И.О.5

Комиссией было установлено, что [ 00.00.0000 ]  Ф.И.О.5 и Ф.И.О.4 заключили договор цессии с Ф.И.О.11, согласно которому Ф.И.О.11 уступил Ф.И.О.5 и Ф.И.О.4 в равных долях право требования к ЗАО "Наш дом" по договору [ № ] на долевое участие в строительстве квартиры от [ 00.00.0000 ]  и дополнительными соглашениями к нему от [ 00.00.0000 ]  и [ 00.00.0000 ] .

В соответствии с ч.2 ст.1 Закона № 146-З, действие настоящего Закона не распространяется на граждан - участников реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов и граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области, договорные отношения которых с заказчиками (застройщиками) возникли после вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". (далее – Закон № 214-ФЗ).

Согласно ст. 27 Закона № 214-ФЗ, указанный Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его опубликования. Официально Закон № 214-ФЗ бал опубликован в издании "Российская газета" № 292 от 31.12.2004. Следовательно Закон № 214-ФЗ вступил в силу 01.04.2005.

Учитывая тот факт, что договор цессии (уступки права требования) был заключен [ 00.00.0000 ]  следует, что правоотношения между Ф.И.О.5, Ф.И.О.4 и застройщиком ЗАО "Наш дом" возникли в 2006 году, а не в момент заключения первоначального договора. В соответствии со ст. 383 ГК РФ, на основании которой запрещена уступка прав неразрывно связанная с личностью кредитора, ответчик считает, что решение принятое Комиссией законно и обоснованно.

Представитель Правительства Нижегородской области в суд не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

Согласно ст. 1 ЗАКОНА «О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ЗАКАЗЧИКОВ (ЗАСТРОЙЩИКОВ) НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» от 29 октября 2008 года N 146-З «1. Настоящий Закон определяет условия предоставления мер государственной поддержки гражданам Российской Федерации - участникам реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов и гражданам - участникам долевого строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области, перед которыми заказчики (застройщики) не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов (далее - гражданин, пострадавший от действий (бездействия) заказчика (застройщика)).

В соответствии с ч.2 данной статьи действие настоящего Закона не распространяется на граждан - участников реализации инвестиционных проектов по строительству многоквартирных домов и граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области, договорные отношения которых с заказчиками (застройщиками) возникли после вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". (далее – Закон № 214-ФЗ).

Статья 2 Закона говорит о том, что «2. Включению в реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков), в отношении договоров (соглашений) на строительство жилых помещений в незавершенных строительством многоквартирных домах (далее также - объект долевого строительства, объект) при соблюдении одного из следующих условий:

1) подтверждение в судебном порядке права гражданина на объект долевого строительства;

2) подтверждение в судебном порядке права требования гражданина к заказчику (застройщику), вытекающего из заключенного с заказчиком (застройщиком) договора (соглашения).

5. Формирование и ведение реестра осуществляется уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области (далее - уполномоченный орган).

6. Порядок формирования и ведения реестра определяется Правительством Нижегородской области.»

Согласно ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ЗАКАЗЧИКОВ (ЗАСТРОЙЩИКОВ) НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, утвержденного постановлением Правительства области от 19.02.2009 N 68 «…4. Формирование и ведение Реестра осуществляется министерством социальной политики Нижегородской области (далее - Уполномоченный орган) в соответствии с настоящим Порядком.»

Согласно ст. 27 Закона № 214-ФЗ, указанный Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его опубликования. Официально Закон № 214-ФЗ бал опубликован в издании "Российская газета" № 292 от 31.12.2004. Следовательно Закон № 214-ФЗ вступил в силу 01.04.2005.

Как следует из пояснений сторон и материалов дела [ 00.00.0000 ]  Ф.И.О.11 (дольщик) заключил Договор [ № ] на долевое участие в строительстве квартиры с ОАО «Наш дом» (застройщиком) на строительство указанного в п. 1 имущества. По условиям п. 6.3. договора переуступка права требования третьим лицам осуществлялась через ОАО «Наш дом». Позднее были подписаны дополнительные соглашения к договору от [ 00.00.0000 ]  и от [ 00.00.0000 ] . Право требования дольщика в полном объеме вытекает из условий договора.  .

[ 00.00.0000 ]  между гр. Ф.И.О.11 (цедентом) и истцами, Ф.И.О.5, Ф.И.О.10 (цессионарии) был заключен договор цессии, по условиям которого цедент уступает право требования на одну двухкомнатную квартиру общей площадью 90,82 кв.м в осях 7-10(А/1-Б/2), расположенную на 10-м этаже пяти-двенадцатиэтажного дома [ адрес ] и доли в местах общего пользования и инженерного оборудования дома (далее – имущество). Согласно пункту 3.3. договора право требования в собственность имущества передается со всеми правами и обязанностями цедента. До настоящего времени цедент несет субсидиарную ответственность с цессионариями в размере своих неисполненных обязательств по договору  .

Согласно ст. 382 ГК РФ «1. Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

2. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.»

Согласно ст. 384 ГК РФ «Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.»

В соответствии с положениями приведенных норм закона, истцы являются правоприемниками прав и обязанностей Ф.И.О.11, заключившего [ 00.00.0000 ]  Договор [ № ] на долевое участие в строительстве квартиры с ОАО «Наш дом» (застройщиком) на строительство указанного в п. 1данного договора имущества.

Решением Советского районного суда г.Н.Новгорода от [ 00.00.0000 ]  за Ф.И.О.5 и Ф.И.О.4 было признано право собственности в размере 4541/494200 доли в виде ? доли на двухкомнатную квартиру в осях 10 (А/1-Б/2) общей площадью 9, 82 кв.м, расположенную на 10 этаже 12 этажного жилого дома [ адрес ] за каждым  . Данное решение было принято в связи с тем, что определением Арбитражного суда Нижегородской области от [ 00.00.0000 ]  в отношении ЗАО «Наш Дом» была введена процедура наблюдения. Дом, в котором истцы приобрели право на получение жилья был недостроен, его готовность на время обращения в суд составила 90%. Данным решением было установлено, что при подписании договора цессии [ 00.00.0000 ]  истцы приобрели комплекс полномочий и обязательств цедента в отношении застройщика (ЗАО «Наш дом» в полном объеме, жилой дом [ адрес ] (адрес строительный) был признан недвижимым имуществом – объектом незавершенного строительства.

Указанные обстоятельства не доказываются вновь и обязательны для суда в силу пункта 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С [ 00.00.0000 ]  формируется Реестр граждан, пострадавших от действия (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области по жилому дому [ адрес ].

Истцы обратились в Межведомственную комиссию с заявлением о включении их в данный реестр. Решением Межведомственной комиссии от [ 00.00.0000 ]  им отказано в удовлетворении их заявления. В решении комиссии указано, что причина отказа в том, что договор цессии истцами был заключен после вступления в силу ФЗ РФ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ, в связи с этим, действие закона Нижегородской области от 29 октября 2008 года № 146-З «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий ( бездействия) заказчиков ( застройщиков) на территории Нижегородской области на них не распространяется.

Суд полагает, что требования истцов законны и подлежат удовлетворению, так как в соответствии со ст. 384 ГК РФ к ним перешли все права и обязанности по договору долевого участия, заключенному Ф.И.О.11 Договор уступки прав требования истцы и Ф.И.О.11 заключили в ноябре 2006 года, в отношении ООО Наш Дом» процедура наблюдения была введена определением Арбитражного суда от [ 00.00.0000 ] . Суд полагает, что данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что злоупотребления правом со стороны истцов и не имеется, так как права требования квартиры они приобрели в [ 00.00.0000 ]  до введения наблюдения над ООО «Нащ Дом», до того, как данное ООО прекратило строительные работы на объекте.

Как следует из письма Министра жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области с начале [ 00.00.0000 ]  начался прием документов от граждан, профинансировавших строительство 5-12 этажного дома [ адрес ]. К этому времени судебным решением Советского районного суда за истцами уже было признано право собственности на объект незавершенного строительства в данном доме.

В настоящее время ООО «Наш Дом» исключено из ЕГРЮЛ.

Их установленных юридически-значимых обстоятельств следует сделать вывод о том, что истцы приобрели права первоначального дольщика, который заключил договор строительства до вступления в законную силу Закона Нижегородской области При этом злоупотребления правами, как установил суд, не допустили, в связи с этим, требования истцом подлежат удовлетворению.

Правомерно к рассмотрению дела в качестве ответчиков привлечены Министерство социальной политики, которое формирует Реестр граждан, пострадавших от действия (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, так как при нем создана Межведомственная комиссия по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с невыполнением инвесторами-застройщиками своих обязательств при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов на территории Нижегородской области.

Межведомственная комиссия создается распоряжением Правительства Нижегородской области. (Постановление Правительства Нижегородской области от 07.12.2006 N 404 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с невыполнением инвесторами-застройщиками своих обязательств при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов на территории Нижегородской области".

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ

Удовлетворить исковые требования Ф.И.О.5, Ф.И.О.4.

Признать незаконным отказ во включении Ф.И.О.5, Ф.И.О.4 в реестр граждан, пострадавших от действий заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области.

Отменить решение Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с выполнением инвесторами-застройщиками своих обязательств при реализации инвестиционных проектов по строительству жилых домов на территории Нижегородской области от [ 00.00.0000 ]  в части отказа во включении Ф.И.О.5, Ф.И.О.4 в реестр граждан, пострадавших от действия ( бездействия) заказчиков на территории Нижегородской области.

Обязать Министерство социальной политики включить Ф.И.О.5, Ф.И.О.4 в реестр граждан, пострадавших от действий (бездействия) заказчиков (застройщиков) на территории Нижегородской области.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Нижегородский областной суд. путем подачи жалоб через Нижегородский районный суд.

Судья Т.П.Баженова