Дело № 2-965/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2013 года
Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:
Председательствующего судьи Сахаровой В.А.,
При секретаре Куклевой Е.Е.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования «Город Вязники» о признании незаконным постановления муниципального образования «Город Вязники» в части, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику администрации МО «Город Вязники» с учетом уточненных требований просил признать незаконным постановления муниципального образования «Город Вязники» в части, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, так как он принимал участие в работах по ликвидации последствий ЧАЭС. В соответствии с п.1 части 1 ст. ст. 15 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»( в редакции Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ) гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст. 13 данного закона предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 части 1 ст.14 настоящего Закона. Кроме этого им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз. Он никогда ранее не обеспечивался жильем за счет средств Федерального бюджета, статус участника ликвидации последствий ЧАЭС при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, позволяет ему жилье в порядке установленном Правительством РФ.
Условия признания его, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий установлены Жилищным кодексом РФ. С ДД.ММ.ГГГГ проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данная квартира на праве собственности принадлежит бывшей жене. Брак был расторгнут и по настоянию бывшей супруги ДД.ММ.ГГГГ был вынужден сняться с регистрационного учета и с этого времени не проживает с бывшей супругой, общее хозяйство с ней не ведет и членом семьи не является. Его сестра ФИО4 временно разрешила проживать в её квартире, находящейся по адресу: <адрес>, она дала согласие на временную регистрацию и по мере того как регистрация заканчивается она вновь продлевает её. Никаких договоров на проживание не оформлял, проживаю в квартире как временный жилец, пользуется квартирой бесплатно, оплачивает коммунальные услуги. Сестра не является членом его семьи.
В конце 2012 года он обратился по месту своего жительства в г. Вязники в администрацию МО «Город Вязники» с надлежащими документами, подтверждающими его статус и с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации МО «Город Вязники» № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в принятии на учет по основаниям п.2 и 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть не представлены документы, которые подтверждают право стоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не истек срок, предусмотренный ст. 55 ЖК РФ.
Считает данное постановление не законным, поскольку при расторжении брака и снятии с регистрационного учета у него не было умысла на ухудшение своих жилищных условий, и временная регистрация не может служить основанием отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как он постоянно проживает и работает в г. Вязники, не намерен переезжать на другое место жительства.
В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просл восстановить ему срок для обжалования Постановлением администрации МО «Город Вязники» № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу того, что он не имеет юридического образования и в постановление не указан порядок и сроки его обжалования, не смог в установленный срок обратиться в суд, данное обстоятельство просит признать уважительной причиной.
Представитель ФИО3, адвокат Лапшина Н.В. Муромского филиала «Защита», исковые требования ФИО3 поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы изложенные в заявлении, кроме того пояснила, что ст. 10 ГК РФ установлено, что в случаях, когда закон ставит в защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Ответчик необоснованно ставит под сомнени разумность и добросовестность действий истца, в результате которых он стал нуждаться улучшении жилищных условий. Расторжение брака истцом м снятие его с регистрационного учета действительно привело к тому, что он лишился права пользования жилым помещением, принадлежащим бывшей супруге, и не приобрел права пользования жилым помещением по новому месту жительства, в силу чего у него возникла нуждаемость в улучшении жилищных условий. Не может быть признанно недобросовестным действием ФИО3 его расторжение брака с супругой, поскольку состоять в браке либо нет, принадлежит супругам, которые расторгнув брак, пожелали прекратить брачные отношения.
Снятие с регистрационного учета и переезд с места жительства от бывшей супруги, не может быть расценено как недобросовестное и умышленное действие ФИО3, направленное на ухудшении жилищных условий. Статьей 31 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. Утрата права пользования жилым помещение у ФИО3 произошла в силу закона, по причинам, не зависящим от его воли, а не в силу умышленных недобросовестных действий, носящих умышленный и намеренный характер.
В силу ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижений, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства лица является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает. ФИО3 родился в г. Вязники, постоянно проживает в данном городе и работает. Он временно вселен в квартиру, принадлежащую его сестре и зарегистрирован в ней временно, намерения покинуть данное место жительства и уехать в другой город ФИО3 не имеет. У него нет финансовой возможности снимать другое жилье.
ФИО3 в силу того, что не имеет юридического образования, аи ответчик, принимая постановление об отказе в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий не разъяснил порядок и сроки его обжалования, не смог своевременно обжаловать данное постановление жилищной комиссии, данное обстоятельство просит признать уважительной причиной и восстановить ему срок для обжалования, указанного постановления.
Право на улучшение жилищных условий у ФИО3 возникло в силу Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как он участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Представитель ответчика МО «Город Вязники» ФИО5, действующий на основании доверенности с исковыми требованиями не согласился в части, касающейся вопроса временной регистрации, указав, что в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО3 как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС может быть признан при наличии постоянной регистрации по месту жительства, поскольку он покинув место временной регистрации может с данным требованием обратиться по новому месту жительства, что приведет к необоснованному признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, просил применить сроки давности, предусмотренные ст. 256 ГПК РФ, в пределах которых истец вправе обжаловать действия ответчика.
Представитель третьего лица ФГУ «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» в судебное заседание не явился, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, решение суда оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала, что просит дело рассмотреть в её отсутствие, возражений по делу не имеет.
Исследовав представленные доказательства, заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, свидетелей, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. ч. 3-5 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предъявления указанных документов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся.
Согласно ч.3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.
Судом установлено, что согласно удостоверения Серия В № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», удостоверение бессрочно и действительно на всей территории Российской Федерации.
Согласно Постановление Главы администрации МО «Город Вязники» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Город Вязники» от ДД.ММ.ГГГГ №17» отказано в принятии на учет ФИО3 в соответствии с пунктами 2,3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку не предоставлены документы, предусмотренные частью 4 ст. 52 ЖК РФ; представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
Ответчик просил применить к требованиям о признании п. 1.3 Постановления Главы администрации МО «Город Вязники» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Город Вязники» от ДД.ММ.ГГГГ №17», которым отказано в принятии на учет ФИО3 в соответствии с пунктами 2,3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку не предоставлены документы, предусмотренные частью 4 ст. 52 ЖК, применив трехмесячный срок для обжалования действий.
Статья 256 ГПК РФ определяет, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
ФИО3 просил восстановить пропущенный срок для обжалования действий, в качестве уважительных причин приводит доводы о том, что администрацией «Город Вязники» ему не были разъяснены положения о сроках обжалования, с жалобой на указанное постановление он обращался в Вязниковскую межрайонную прокуратуру, которая посчитала действия администрации законными и он был вынужден обратиться за юридической помощью к адвокату, так как сам он юридически не грамотный.
Суд полагает указанные ФИО3 причины считать уважительными и восстановить ему срок для обжалования.
Согласно пояснениям представителя ответчика ФИО5 следует, что ФИО3 было отказано в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку тот намерено расторжением брака ухудшил свои жилищные условия и только в соответствии с требованиями ст. 53 ЖК РФ по истечении 5 лет вправе обратиться с данным заявлением. И Кроме того ФИО3 не имеет постоянной регистрации по основному месту жительства, у ФИО3 имеется временная регистрация, которая не позволяет поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С доводами ответчика суд не может согласиться, так как расторжение брака ФИО3 с супругой не может свидетельствовать о его намеренном ухудшении жилищных условий, направленных на признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Допрошенный в суде свидетель ФИО1 пояснил, что ФИО3 является его приемным отцом, тот проживал в браке с его матерью ФИО2, семейные отношения у них не заладились, постоянно возникали ссоры, брак родители расторгли в конце 90 годов, примерно пять лет они вместе не проживают, поскольку постоянно ругаются, мать потребовала, чтобы ФИО3 выписался из квартиры и примерно два года назад тот снялся с регистрационного учета. ФИО3 проживает в квартире по <адрес>.
Снятие с регистрационного учета и переезд ФИО3 прежнего места жительства от бывшей супруги, не может быть расценен как недобросовестное и умышленное действие его, направленное на ухудшении жилищных условий. Статьей 31 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. ФИО3 после расторжения брака не является членом семьи бывшей супруги, не ведет с ней общее хозяйство, что подтверждено доказательствами. Утрата права пользования жилым помещение у ФИО3 произошла в силу закона, по причинам, не зависящим от его воли, а не в силу умышленных недобросовестных действий, носящих умышленный и намеренный характер.
Суд также не может согласиться с доводами ответчика о том, что ФИО3 не имеет оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку у него нет постоянного места жительства и постоянной регистрации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В силу ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижений, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства лица является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как следует из материалов дела ФИО3 родился в г. Вязники, постоянно проживает в данном городе и работает. Он временно вселен в квартиру, в которой ранее проживал, и которую его мать подарила своей дочери его сестре ФИО4, и зарегистрирован в ней временно, намерения покинуть данное место жительства и уехать в другой город ФИО3 не имеет. Сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижений, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Согласно названному закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина о выборе им места жительства. Регистрация является предусмотренным Федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В связи с вышеизложенным суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что в силу ст. 54 ЖК РФ истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что истцом не предоставлены сведения о регистрации.
Поскольку представленные истцом ФИО3 в жилищную комиссию документы подтверждали его нуждаемость в жилом помещении на основании п.1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, в том числе: документы об отсутствии у него другого жилья на праве собственности, о том, что он не является членом семьи собственника жилого помещения, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, он должен быть поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан.
Каких-либо других оснований, по которым ФИО3 могло бы быть отказано в постановке на учет при рассмотрении дела и не установлено. ФИО3 имеет определенный социальный статус ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются достаточно оснований для удовлетворения иска ФИО3
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к администрации муниципального образования «Город Вязники» о признании незаконным постановления муниципального образования «Город Вязники» в части, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении- удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы Администрации муниципального образования «Город Вязники» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования «Город Вязники» от ДД.ММ.ГГГГ №17» в части утверждения п. 1.3 протокола об отказе ФИО3 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Признать ФИО3 нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию муниципального образования «Город Вязники» принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях ФИО3, являющегося участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющему право на получение жилья за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: