Дело № 2-9669/2017 Мотивированное решение изготовлено 07.11.2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 ноября 2017 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Тяжовой Т.А., при секретаре Абрековой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «город Екатеринбург» и обществу с ограниченной ответственностью «Фирма ЭАК» о возложении обязанности, установил: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, предъявил к Администрации МО «город Екатеринбург» и ООО «Фирма ЭАК» иск о возложении обязанности обеспечить свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования – озеро Шарташ и его береговой полосе на земельном участке с кадастровым номером № путем демонтажа возведенного на участке забора, в пределах ширины береговой полосы в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что по обращению жителей г. Екатеринбурга проведена проверка соблюдения водного законодательства в части ограничения свободного доступа к водному объекту. В результате проведенного с привлечением специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области обследования водоохраной зоны озера Шарташ установлено, что территория по адресу: г. <адрес><адрес>, огорожена по периметру, в том числе озера Шарташ, забором, имеются ворота для входа и въезда транспортных средств. На указанной территории расположены два земельных участка с кадастровыми номерами № и №, последний из которых принадлежит ООО «Фирма ЭАК», сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН отсутствуют, земельные участки между собой не разграничены, являются объектом единого землепользования, расположенным в водоохраной зоне и береговой полосе озера. Земельный участок с кадастровым номером № примыкает к водному объекту, забор на указанном участке доходит до уреза воды и заходит в водоем, чем создано препятствие к свободному доступу граждан к водному объекту общего пользования. В процессе рассмотрения дела определением суда от <//> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. В судебном заседании прокурор Прошунин А.В. исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержал, просил требования удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности Усова А.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований к Администрации г. Екатеринбурга по изложенным в отзыве на иск основаниям отказать. Пояснила, что Администрация г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку озеро Шарташ является памятником природы и областного значения. Ответчик ООО «Фирма ЭАК» и третье лицо Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области о времени и месте рассмотрения дела извещались, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений на иск не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Заслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах, и вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший исковое заявление, пользуется всеми процессуальными правами истца, предусмотренными ст. 39 настоящего Кодекса, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как следует из материалов дела и установлено судом по адресу: <адрес>, <адрес>, расположены два земельных участка. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит ООО «Фирма ЭАК» на основании договора купли-продажи, заключенного <//>. Сведения о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № в ГЕРН отсутствуют, какая-либо информация о договорах аренды, пользования и иных договорах, заключенных в отношении данного земельного участка в Министерстве по управлению государственным имуществом отсутствует. Не представлены таковые сведения и ответчиком администрацией г. Екатеринбурга. Из акта обследования № от <//> следует, что в <данные изъяты> метрах восточнее территории спортивной базы <адрес> (<адрес><адрес>) располагается огороженная территория, забор доходит до уреза воды и заходит в водоем. В ходе проведенной <//> проверки установлено, что по адресу: <адрес>, <адрес>, находится территория, расположенная в водоохраной зоне и береговой полосе, огороженная по периметру, в том числе со стороны озера Шарташ, забором. Доступ в прибрежную зону закрыт. В силу пункта 36 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В соответствии со ст. 37 указанного Закона вопросы местного значения решаются местной администрацией в соответствии с Уставом муниципального образования. Из Решения Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 N 8/1 (ред. от 27.06.2017) "О принятии Устава муниципального образования "город Екатеринбург" следует, что территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, включающие земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования, и другие земли в его границах, обеспечивающие жизнедеятельность населения, независимо от форм собственности и целевого назначения, водные и иные объекты в соответствии с федеральным и областным законодательством. Согласно Устава к вопросам местного значения муниципального образования относятся: осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (статья 9). Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.11.2011 N 4626 (ред. от 03.12.2015) "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", для личных и бытовых нужд" утверждены правила, согласно которым под водными объектами общего пользования, расположенными на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - водные объекты общего пользования), понимаются поверхностные общедоступные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации, и расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, правилами охраны жизни людей на водных объектах в Свердловской области, законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, настоящими Правилами (п. 3). Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой таких водных объектов для передвижения и пребывания около них (п. 5). Водные объекты общего пользования используются гражданами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд для: плавания и причаливания находящихся в частной собственности граждан и не используемых для осуществления предпринимательской деятельности плавучих средств, в том числе маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах; любительского и спортивного рыболовства; забора водных ресурсов для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, предоставленных или приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, а также для водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными и домашними животными; купания, отдыха и удовлетворения иных личных и бытовых нужд (п. 6). Согласно частям 1, 2, 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что доступа к водному объекту ввиду ограждения земельного участка по адресу: г. <адрес><адрес>, забором не имеется. Факт нахождения по данному адресу ограждения в виде забора подтверждается имеющимися в материалах дела фотографиями. Свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе подразумевает, в числе прочего, возможность граждан использовать всю береговую полосу без ограничений для передвижения и пребывания около данного водного объекта. В рассматриваемом случае наличие в береговой полосе водного объекта общего пользования забора указанную возможность не обеспечивает. Размещение забора по периметру вышеуказанной территории противоречит нормам действующего законодательства, обеспечивающим свободный доступ всех граждан к объекту общего пользования (береговой полосе). Вследствие чего, береговая полоса, как и сам водный объект, являются общедоступными, что означает право каждого пребывать на любой ее части. Поскольку собственником земельного участка с кадастровым номером № является ООО «Фирма ЭАК», суд полагает заявленные требования к данному ответчику обоснованными. Оценивая доводы ответчика о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером № не разграничено и Администрация г. Екатеринбурга надлежащим ответчиком по данным требованиям не является, суд полагает их несостоятельными, поскольку указанный земельный участок в собственности юридических и физических лиц не находится, в аренду кому-либо не сдавался, на ином праве не предоставлялся, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Постановлением Правительства Свердловской области от 06.05.2013 N 585 за Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области закреплены лишь функции по распоряжению такими земельными участками. Доводы ответчика о том, что лицом, на которое возложена обязанность по охране памятника природы и прилегающей территории, является ГБУ СО «Дирекция по охране государственных зоологических заказников и охотничьих животных в Свердловской области» суд также полагает несостоятельными ввиду того, что природный объект озеро Шарташ является памятником природы областного значения, а занятая им территория - особо охраняемой природной территорией областного значения, граница памятника природы проходит по береговой линии озера Шарташ, определяемой по среднемноголетнему уровню вод в период, когда оно не покрыто льдом, в соответствии с приложением к настоящему Положению. Памятник природы расположен в границах кадастрового квартала: № (Постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2014 N 925-ПП "О памятнике природы областного значения "Озеро Шарташ"). Истцом же заявлены требования по обеспечению свободного доступа граждан к указанному водному объекту путем демонтажа возведенного на участке с кадастровым номером № забора. Полномочия по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам относятся к вопросам местного значения городского поселения. В силу положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае суд, с учетом отсутствия доводов ответчика о несоразмерности заявленного срока для демонтажа забора, полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда ответчиками в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: исковые требования удовлетворить. Возложить на Администрацию города Екатеринбурга и общество с ограниченной ответственностью «Фирма ЭАК» обязанность обеспечить свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования – озеро Шарташ и его береговой полосе на земельном участке с кадастровым номером № путем демонтажа возведенного на участке забора, в пределах ширины береговой полосы в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья Тяжова Т.А. |