ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9669/20 от 16.11.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

УИД 14RS0035-01-2020-011548-77

Дело № 2-9669/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 16 ноября 2020 года.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой Л.А. единолично, при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству строительства Республики Саха (Якутия) о взыскании денежных средств причитающихся по государственному жилищному сертификату и убытков,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, мотивируя тем, что Постановлением Правительства Республики от 08.05.1997 № 181 «О неотложных мерах по комплексному решению проблем золотодобывающей отрасли» принято решение о закрытии поселка Лазо. 09.06.2010 года Верхоянским районным судом Республики Саха (Якутия) по делу № 2-490/2010 признан незаконным отказ администрации МО «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия), суд обязал принять документы ФИО1 на получение жилищной субсидии в первую очередь. Признать право ФИО1 на получение жилищной субсидии и обязать администрацию МО «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) включить ее в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в первую. Очередь в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (решение вступило в законную силу 20.06.2010 года). ФИО1 состоит в очереди с ____1997 года учетное дело № ___, на основании решения Верхоянского районного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2-490/2010 неоднократно с целью исполнения решения суда неоднократно писала заявления (рапорта) ____2011 года; ____2012 года; ____2015 года. Истец просит взыскать с Министерства финансов РФ убытки в сумме 4 500 000 (четыре миллиона пятьсот тысяч) рублей.

В судебное заседание истец не явилась, извещена, ходатайствовала о назначении ей адвоката на основании ст. 50 ГПК РФ, просила суд удовлетворить иск.

В судебное заседание представители ответчиков Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства строительства Республики Саха (Якутия) не явились, извещены, в письменных отзывах просили суд в иске отказать, по доводам, изложенным в отзыве.

Суд с учетом ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело без участия надлежаще извещенных сторон.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики от 08.05.1997 № 181 «О неотложных мерах по комплексному решению проблем золотодобывающей отрасли» принято решение о закрытии поселка Лазо.

Решением от 09.06.2010 года Верхоянским районным судом Республики Саха (Якутия) по делу № 2-490/2010 признан незаконным отказ администрации МО «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия), принять документы ФИО1 на получение жилищной субсидии в первую очередь. Признать право ФИО1 на получение жилищной субсидии и обязать администрацию МО «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) включить ее в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в первую. Очередь в соответствии с ФЗ № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (решение вступило в законную силу 20.06.2010 года).

Истец ФИО1 состоит в очереди с ____1997 года учетное дело № ___, на основании решения Верхоянского районного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2-490/2010.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ) и Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 17.07.2011 № 211-ФЗ) средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, (выезжающим из закрывающихся населенных пунктов) предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и Федерального закона от 17.07.2011 № 211-ФЗ распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно Федеральному закону от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - ФЗ о федеральном бюджете) утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, по которому главным распорядителем бюджетных средств по статье «Приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (Социальное обеспечение и иные выплаты населению)» является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РС (Я) от 08.05.1997 № 181 «О неотложных мерах по комплексному решению проблем золотодобывающей отрасли» населенный пункт п. Лазо в Верхоянском улусе признан закрывающимся в 1997 году с указанием на предоставление средств, предусмотренных Федеральным законом для Республики Саха (Якутия) на жилищные субсидии для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане, выезжающие из городов, поселков и полярных станций, закрывающихся по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, имели первоочередное право на получение жилищной субсидии, независимо от времени прибытия и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" статья 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) изложена в новой редакции. В частности, установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий: - в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); - во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; - в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (статья 2 данного Закона).

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством, реализация предусмотренного Федеральным законом от 25 октября 2002г. № 125-ФЗ права на предоставление жилищных субсидий поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих первоочередное право, а также равной категории, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, то есть предусматривает возможность получения жилищной субсидии в порядке очередности.

Граждане, выезжающие из закрывающихся поселков по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, могли реализовать первоочередное право на социальную выплату за счет средств федерального бюджета до 1 января 2012 года. С 1 января 2012 года из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ указанная категория граждан исключена с сохранением имеющейся очередности.

Согласно статье 2 Федерального закона № 125-ФЗ очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости от даты подачи/регистрации заявления о постановке на учет.

Во исполнение решения суда ФИО1 включена в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с закрытием п. Лазо Верхоянского района РС (Я) с датой постановки на учет ____1997.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2017 № 1613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», а также в постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».

С 01 января 2018 года подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы переименована в основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма).

Выдача государственных жилищных сертификатов производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Республике Саха (Якутия) персональное решение по каждой семье принимает комиссия Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам организации выезда граждан за счет жилищных субсидий Российской Федерации.

Ряд нормативно - правовых актов предусматривает методику распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат, а также механизм предоставления государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 19 Правил предусмотрено, что для участия в этой подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункт 24).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список) на планируемый год по установленной форме (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 26).

Поскольку с 1 января 2012 года условия предоставления жилищных субсидий федеральным законодателем изменены и как следует из искового заявления, ФИО1 состоит в очереди с ____1997, учетное дело № ___. В соответствии с действующим законодательством право на получение социальных выплат может быть реализовано истцом в соответствии с существующей очередностью в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на указанные цели. Предоставление истцу за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) на приобретение жилого помещения без соблюдения установленной очередности, нарушило бы законные права и интересы других граждан, принятых на учет ранее истца.

В соответствии с действующим законодательством, реализация предусмотренного Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" права на предоставление жилищных субсидий с 1 января 2003 года поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих первоочередное право, а также равной категории, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, то есть предусматривает возможность получения жилищной субсидии в порядке очередности.

Таким образом, ни Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не предусматривают внеочередного порядка предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности. При этом, Правила предусматривают, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления государственным заказчиком подпрограммы через территориальный орган Федерального казначейства средств бюджета на его банковский счет.

Следовательно, исковые требования о взыскании денежных средств, причитающихся по государственному жилищному сертификату и убытков причиненных бездействием органов государственной власти в размере 4 500 000 рублей, а также о взыскании судебных расходов в размере 30 700 рублей, подлежат отказу.

При таких обстоятельствах, исковое заявление ФИО1 подлежит отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству строительства Республики Саха (Якутия) о взыскании денежных средств причитающихся по государственному жилищному сертификату и убытков, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья ___ Л.А. Николаева