Дело № 2-966/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2018 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Силкиной В.Ю.
с участием помощника прокурора г. Кандалакши Нудгиной Е.А.,
представителя ответчика МАУДО «Детско-юношеская спортивная школа» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г. Кандалакша в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Кандалакшский район, МАУДО «Детско-юношеская спортивная школа» о финансировании работ и возложении обязанности нанесения разметки и оборудования здания плавательного бассейна для инвалидов,
установил:
Прокурор г. Кандалакша обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Кандалакшский район, МАУДО «Детско-юношеская спортивная школа» о финансировании работ и возложении обязанности нанесения разметки и оборудования здания плавательного бассейна для инвалидов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности плавательного бассейна муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» (далее - МАУДО «ДIOСШ»). В ходе про ведения проверки установлено, что по адресу: <...> в отдельно стоящем трехэтажном здании, общей площадью 1802,0 кв.м. расположен плавательный бассейн МАУДО «ДЮСШ». Указанное задание является муниципальной собственностью и закреплено за учреждением на праве оперативного управления на основании постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район от 22 февраля 2017 года № 178. Земельный участок, на котором расположено здание учреждения, относится к категории земель - земли населенных пунктов, находится в муниципальной собственности и передано учреждению в постоянное бессрочное пользование на основании постановления администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 02 июня 2017 года № 342. Объект социальной инфраструктуры введен в эксплуатацию 22 февраля 2017 года, открыт для населения города 16 марта 2017 года. В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Устава МАУДО «ДЮСШ» основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Предметом деятельности учреждения является обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и гoсударства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности. В плавательном бассейне оказываются следующие виды услуг: организация учебного процесса по плаванию, осуществление медицинской деятельности, организация и проведение спортивных мероприятий по плаванию, оздоровительное плавание для населения города и района. МАУДО «ДЮСШ» является объектом социальной инфраструктуры, при этом учреждением допускаются нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
В ходе проведения проверки в плавательном бассейне МАУДО «ДЮCШ» выявлены следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры:
- на стоянке около здания плавательного бассейна на выделенном месте для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, обозначенном дорожными знаками 6.4 «Парковка (парковочное место)», 8.17 «Инвалиды» не нанесена разметка, предусмотренная п. 4.2.4 СП 59.13330.2012;
- при входе в здание плавательного бассейна для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, предусмотренная п.7.1.8 СП 59.13330.2012;
- на прозрачных полотнах дверей при входе в здание плавательного бассейна и внутри здания отсутствует яркая контрастная маркировка, что не соответствует требованиям п. 5.1.5 СП 59.13330.2012;
- краевые ступени лестничного марша при входе в здание плавательного бассейна не выделены цветом или фактурой в соответствии с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012;
- на основных путях движения в здании плавательного бассейна отсутствует тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м в соответствии с требованиями п. 7.1.8 СП 59.13330.2012;
- участки пола в здании на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей не оборудованы тактильными предупреждающими указателями в соответствии с требованиями п. 5.2.3 СП 59.13330.2012.
Неисполнение ответчиками федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, нарушает социальные права граждан, относящихся к маломобильным группам населения. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район в срок до 01 июля 2019 года обеспечить финансирование следующих мероприятий: нанесение разметки на стоянке около здания плавательного бассейна МАУДО «ДЮСШ» по адресу: <...> для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами; установку при входе в здание плавательного бассейна для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании; нанесение на прозрачных полотнах дверей при входе в здание плавательного бассейна и внутри здания яркой контрастной маркировки; выделение краевых ступеней лестничного марша при входе в здание плавательного бассейна цветом или фактурой; оборудование на основных путях движения в здании плавательного бассейна тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м; оборудование на участках пола в здании на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей тактильные предупреждающие указатели. Обязать МАУДО «ДЮСШ» в срок до 01 января 2020 года: нанести на стоянке около здания плавательного бассейна, расположенного по адресу: <...> на выделенном месте для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, обозначенном дорожными знаками 6.4 «Парковка (парковочное место)», 8.17 «Инвалиды» разметку, в соответствии с п. 4.2.4 СП 59.13330.2012; установить при входе в здание плавательного бассейна для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии с п. 7.1.8 СП 59.13330.2012; нанести на прозрачных полотнах дверей при входе в здание плавательного бассейна и внутри здания яркую контрастную маркировку в соответствии с требованиями п. 5.1.5 СП 59.13330.2012; выделить краевые ступени лестничного марша при входе в здание плавательного бассейна цветом или фактурой в соответствии с п.4.1.12 СП 59.13330.2012; оборудовать на основных путях движения в здании плавательного бассейна тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м в соответствие с требованиями п. 7.1.8 СП 59.13330.2012; оборудовать участки пола в здании плавательного бассейна на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м.перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей тактильными предупреждающими указателями в соответствии с требованиями п. 5.2.3 СП 59.13330.2012.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кандалакша Нудгина Е.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель МАУДО «ДЮСШ» ФИО1 не возражал против заявленных требований прокурора г.Кандалакши. Пояснил, что администрация МАУДО «ДЮСШ» со своей стороны разработала и утвердила Паспорт доступной среды для инвалидов, в котором отмечены все недостатки, установлены сроки и ответственные лица за выполнение мероприятий для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов, их социальной защиты в создании доступной среды и адаптации в плавательном бассейне.
Представители ответчика администрации муниципального образования Кандалакшский район в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя, представили письменный отзыв, в котором указали, что финансирование автономного учреждения осуществляется на основании предоставляемой учреждением заявки. Согласно письму Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район от 11 июля 2018 года № 1900 финансирование работ будет предусмотрено при формировании программы «Развитие образования Кандалакшского района» на 2019 год на основании предоставляемой учреждением заявки на финансирование.
Представители третьего лица администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя, представили письменный отзыв, в котором указано, что на основании постановления администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 02 июня 2017 года № 342 Автономному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки из земель населенных пунктов, расположенные по адресу: <...> для обслуживания объекта – «Плавательный бассейн в г.Кандалакша». В пользование предоставлен участок с кадастровым номером 51:18:004040104:1482, площадью 1120 кв.м, а также участок с кадастровым номером 51:18:004040104:64, площадью 3586 кв.м.
Заслушав помощника прокурора г. Кандалакша Нудгину Е.А., изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно международной Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, государства - участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам отнесены, в том числе создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры. Статьёй 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников);
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных, средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования. их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Органами и организациями, предоставляющими услуги в сфере образования, осуществляются меры по обеспечению приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, с соблюдением требований к их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N2 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также норм и правил, предусмотренных пунктом 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 (п. 5 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи; утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309).
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства градостроительной деятельности.
Согласно статье 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент. безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается. соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В такой перечень включен «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНИП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности плавательного бассейна МАУДО «ДЮСШ».
В соответствии с пунктом 1.5 Устава МАУДО «ДЮСШ» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Кандалакшский район. Функции и полномочия собственника муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, от имени Кандалакшского района осуществляет Администрация.
В ходе проведения проверки установлено, что по адресу: <...> в отдельно стоящем трехэтажном здании, общей площадью 1802,0 кв.м. расположен плавательный бассейн МАУДО «ДЮСШ». Указанное задание является муниципальной собственностью и закреплено за учреждением на праве оперативного управления на основании постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район от 22 февраля 2017 года № 178. Земельный участок, на котором расположено здание учреждения, относится к категории земель - земли населенных пунктов, находится в муниципальной собственности и передано учреждению в постоянное бессрочное пользование на основании постановления администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от 02 июня 2017 года № 342. Объект социальной инфраструктуры введен в эксплуатацию 22 февраля 2017 года, открыт для населения города 16 марта 2017 года. В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Устава МАУДО «ДЮСШ» основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Предметом деятельности учреждения является обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и гoсударства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности. В плавательном бассейне оказываются следующие виды услуг: организация учебного процесса по плаванию, осуществление медицинской деятельности, организация и проведение спортивных мероприятий по плаванию, оздоровительное плавание для населения города и района. МАУДО «ДЮСШ» является объектом социальной инфраструктуры, при этом учреждением допускаются нарушения федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
В ходе проверки в плавательном бассейне МАУДО «ДЮCШ» выявлены следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры:
- на стоянке около здания плавательного бассейна на выделенном месте для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, обозначенном дорожными знаками 6.4 «Парковка (парковочное место)», 8.17 «Инвалиды» не нанесена разметка, предусмотренная п. 4.2.4 СП 59.13330.2012;
- при входе в здание плавательного бассейна для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, предусмотренная п.7.1.8 СП 59.13330.2012;
- на прозрачных полотнах дверей при входе в здание плавательного бассейна и внутри здания отсутствует яркая контрастная маркировка, что не соответствует требованиям п. 5.1.5 СП 59.13330.2012;
- краевые ступени лестничного марша при входе в здание плавательного бассейна не выделены цветом или фактурой в соответствии с п. 4.1.12 СП 59.13330.2012;
- на основных путях движения в здании плавательного бассейна отсутствует тактильная направляющая полоса с высотой рисунка не более 0,025 м в соответствии с требованиями п. 7.1.8 СП 59.13330.2012;
- участки пола в здании на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей не оборудованы тактильными предупреждающими указателями в соответствии с требованиями п. 5.2.3 СП 59.13330.2012.
Неисполнение ответчиками федерального законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, нарушает социальные права граждан, относящихся к маломобильным группам населения.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Кандалакши удовлетворить, обязать обязать администрацию муниципального образования Кандалакшский район в срок до 01 июля 2019 года обеспечить финансирование следующих мероприятий: нанесение разметки на стоянке около здания плавательного бассейна МАУДО «ДЮСШ» по адресу: <...> для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами; установку при входе в здание плавательного бассейна для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании; нанесение на прозрачных полотнах дверей при входе в здание плавательного бассейна и внутри здания яркой контрастной маркировки; выделение краевых ступеней лестничного марша при входе в здание плавательного бассейна цветом или фактурой; оборудование на основных путях движения в здании плавательного бассейна тактильной направляющей полосы с высотой рисунка не более 0,025 м; оборудование на участках пола в здании на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей тактильные предупреждающие указатели. Обязать МАУДО «ДЮСШ» в срок до 01 января 2020 года: нанести на стоянке около здания плавательного бассейна, расположенного по адресу: <...> на выделенном месте для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, обозначенном дорожными знаками 6.4 «Парковка (парковочное место)», 8.17 «Инвалиды» разметку, в соответствии с п. 4.2.4 СП 59.13330.2012; установить при входе в здание плавательного бассейна для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании в соответствии с п. 7.1.8 СП 59.13330.2012; нанести на прозрачных полотнах дверей при входе в здание плавательного бассейна и внутри здания яркую контрастную маркировку в соответствии с требованиями п. 5.1.5 СП 59.13330.2012; выделить краевые ступени лестничного марша при входе в здание плавательного бассейна цветом или фактурой в соответствии с п.4.1.12 СП 59.13330.2012; оборудовать на основных путях движения в здании плавательного бассейна тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м в соответствие с требованиями п. 7.1.8 СП 59.13330.2012; оборудовать участки пола в здании плавательного бассейна на путях движения инвалидов на расстоянии 0,6 м.перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей тактильными предупреждающими указателями в соответствии с требованиями п. 5.2.3 СП 59.13330.2012.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья Н.Ф. Пахарева