Дело № 2-967/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2017 г. г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой А.А.,
при секретаре Валиахметовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Златоустовского городского округа о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Златоустовского городского округа (л.д.16-18), в котором просит признать незаконным решение Администрации ЗГО об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженное в письме администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№, обязать администрацию ЗГО принять решение о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что по результатам его обращения в администрацию ЗГО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под его домом, расположенном по адресу: <адрес>, администрацией ЗГО вынесено оспариваемое решение, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ№. С указанным отказом ФИО1 не согласен, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, собственником которого является ФИО1. Обжалуемым отказом администрации ЗГО нарушено право истца на предварительное согласование предоставления земельного участка, и, как следствие, на получение такого земельного участка в собственность либо в аренду.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ЗГО в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.52).
Заслушав истца, представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> на основании решения Златоустовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,24).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится на земельном участке, площадью <данные изъяты>. (л.д.25).
Письмом Администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 изложено следующее, что в соответствии с его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес><адрес>, сообщено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), предварительное согласование предоставления земельного участка и утверждение схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории не предоставляется возможным, так как здание (помещение в нем), находится на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (л.д.7,23).
Как установлено судом, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> являются ФИО3, ФИО4, по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности (л.д.41-46).
Согласно уведомления филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (л.д.50), запрашиваемые сведения ГКН о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Отказ истцу в предварительном согласовании предоставленного земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, суд находит не обоснованным.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего кодекса, либо может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим кодексом (пункты 3-8,13 указанной статьи).
Согласно пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждение схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим.
Согласно п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
В соответствии со ст. 32.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п.1). В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п.2). Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (п.5). Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок (п.6). В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц. Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка. Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления (п.11). До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка (п.12). Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (п.13).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что у администрации ЗГО отсутствовали законные основания для отказа истцу о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждение схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку согласно вышеперечисленных документов, фактически испрашиваемый земельный участок уже является самостоятельным. Данный земельный участок, возможно разделить, спора между собственниками жилых помещений не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение администрации ЗГО является незаконным, противоречит требованиям ст. 39.16 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах для восстановления нарушенных прав истца следует, признать незаконным отказ Администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, ФИО1; на администрацию ЗГО следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), гражданское судопроизводство осуществляется в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Право заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов предусмотрено ст. 3 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
Обязать администрацию Златоустовского городского округа повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий: А.А. Яковлева
Решение не вступило в законную силу