ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-967/2012 от 18.04.2012 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-967/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре Носенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 18 апреля 2012 года дело по исковому заявлению прокурора Центрального административного округа города Омска в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального административного округа города Омска обратился в Октябрьский районный суд города Омска с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» о признании размещения обществом с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» рекламной конструкции в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером не соответствующим требованиям ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», обязании общество с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером . В обоснование требований указывает, что прокуратурой Центрального административного округа проведена проверка исполнения федерального законодательства о безопасности дорожного движения при размещении наружной рекламы на территории округа, в ходе которой установлено, что организациями, размещающими рекламные конструкции в непосредственной близости от автомобильных дорог округа не в полной мере исполняются требования федерального законодательства по организации дорожного движения. Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, рекламная конструкция в районе <адрес>, принадлежащая обществу с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ», установлена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) (п. 6.1. ГОСТ Р 52044-2003); высота от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы до нижнего края рекламного щита составляет <данные изъяты> м (п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003). Указывает, что выявленные несоответствия ГОСТ Р 52044-2003 нарушают право неопределенного круга граждан на безопасные условия движения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, что и обусловило обращение прокурора Центрального административного г. Омска в суд с заявлением в защиту их прав. Кроме того, несоблюдение требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 г. № 124-ст, влечет нарушение интересов Российской Федерации, т.к. не соответствует единым требованиям, применяемым на территории государства. Просит требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального административного округа города Омска Мишкина А.В., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной сроком на три года (л.д. 48), исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование возражений указала, что конструкция установлена в месте установки, которое предусмотрено паспортом. Истцом не доказано, как высота рекламной конструкции влияет на безопасность дорожного движения. ГОСТ Р 52-044-2003 носит рекомендательный характер, в связи с чем, не подлежит применению. Указывает на неправильность измерения расстояния от бордюрного камня до рекламного щита, где измерение должно быть от бордюрного камня до основной опоры рекламного щита. Указывает, что не представлено доказательств установки рекламной конструкции с нарушением требований, предъявленных паспортом рекламного места.

Представитель ОГИБДД полиции УМВД России по городу Омску ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще. Участвуя в предыдущих судебных заседаниях просил требования удовлетворить, указав, что при проведении обследования улично-дорожной сети на территории Центрального административного округа города Омска установлено нарушение со стороны ООО «Компаньон-РФ» при размещении рекламной конструкции. Рекламная конструкция, расположенная в районе <адрес> напротив <адрес>, принадлежащая ООО «Компаньон-РФ», установлена над обочиной <адрес>, расстояние от бордюрного камня по <адрес> до ближайшего края рекламного щита составляет <данные изъяты> м, нижний край рекламного щита размещен на высоте <данные изъяты> м от уровня поверхности. Устранение выявленных нарушений возможно только посредством демонтажа рекламной конструкции.

Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на исковое заявление указывает, что рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Указывает на наличие нарушений ГОСТ Р 52044-2003 со стороны общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ». В связи с чем, считают требования законными и обоснованными.

Главное управление по земельным ресурсам Омской области в судебном заседании участия не принимало, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.02.2006 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с пунктами 5, 9, 10 статьи 19 данного Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

В соответствии с пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 департамент имущественных отношений Администрации города Омска принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Омска (указанные положения были изложены в прежней редакции Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска).

Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа по делу № департамент имущественных отношений Администрации города Омска рассмотрел заявку ООО «Компаньон РФ» о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: <адрес> и выдал обществу с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» разрешение на установку рекламной конструкции по <адрес> (л.д. 81, 78). Рекламная конструкция по указанному адресу установлена ответчиком согласно выданного паспорта рекламного места от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79).

Согласования с УГИБДД, архитектором округа и другими лицами, указанными в листе согласования получены не были. В листе согласования получено разрешение представителя административно технической инспекцией Администрации города Омска о выдаче паспорта рекламного места при условии согласования размещения рекламной конструкции с собственником коммуникаций, которые проложены в районе размещения рекламной конструкции, чего сделано ответчиком не было.

Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка общего пользования на кадастровом плане территории, образуемого в границах кадастрового квартала с кадастровым номером для размещения рекламной конструкции (л.д. 34-40).

Договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление по земельным ресурсам Омской области предоставляет обществу с ограниченной ответственностью «Компаньон РФ» в аренду сроком на пять лет находящийся в государственной собственности земельный участок, где определено его целевое назначение, как для целей не связанных со строительством, для установки и эксплуатации рекламной конструкции (л.д. 10-14).

Паспорт рекламного места, полученный ответчиком от департамента имущественных отношений Администрации города Омска, кроме метода крепления конструкции ни каких указаний относительно расположения к автомобильной дороге не несёт.

В силу части 4 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

В соответствии с Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены изложенной выше нормой пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании".

Указанное Постановление Госстандарта зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 за № 5546, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.

Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, до настоящего времени не приняты.

Установленные Государственным стандартом Российской Федерации «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст, ГОСТ Р 52044-2003, правила размещения рекламных конструкций, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Таким образом, суд считает, ГОСТ Р 52044-2003 является обязательным для исполнения и доводы общества ограниченной ответственности «Компаньон-РФ» о рекомендательном характере указанных ГОСТ не находят своего подтверждения.

Согласно статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрены требования к способам установки средств наружной рекламы, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Согласно пункту 6.1 указанного Государственного стандарта, средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены, в том числе, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10м* от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5м* – в населенных пунктах. Данная норма указывает на расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы.

В нарушение требований пункта 6.1. ГОСТа Р 52044-2003 отдельно стоящая рекламная конструкция, расположенная по адресу: <адрес>, установлена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии <данные изъяты> м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), что подтверждается повторным актом обследования улично-дорожной сети в Центральном округе от ДД.ММ.ГГГГ, составленным и подписанным помощником прокурора округа Т.М.В., старшим инспектором ДН ОГИБДД полиции УМВД России по городу Омску А.В. Ц. (л.д. 95).

Доводы представителя общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» на проведение осмотра в феврале, марте 2012 года без участия ООО «Компаньон-РФ» не принимаются судом во внимание, поскольку нарушения, выявленные при осмотре конструкции, ответчиком не оспаривались, доказательств расположения конструкции на ином расстоянии не предоставлялось, как и не представлено доказательств того, что указанная в исковом заявлении рекламная конструкция не принадлежит обществу с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ».

Кроме того, представителем ответчика не оспаривается выявленное в ходе проверки расстояние в <данные изъяты> метра от бровки земляного полотна автомобильной дороги, но выражено не согласие с методикой установления указанного замера, полагая, что замер расстояния должен проводиться от бровки земляного полотна автомобильной дороги до опорной стойки рекламной конструкции, с чем суд не может согласиться.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 марта 2009 года № 117-си внесены изменения в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», где двенадцатый абзац изложен в новой редакции: сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м* от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5* - в населенных пунктах; дополнить сноской*: Расстояние до ближайшего края средства наружной рекламы. Таким образом, схема исчисления расстояния ГОСТом Р 52044-2003 установлена.

Довод ответчика о том, что изменения в указанный ГОСТ действуют в соответствии с Изменением № 2 ГОСТ Р 52044-2003. "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009г. N 117-ст лишь с 2009 года несостоятелен, поскольку содержание ГОСТа в этой части до 2009 года и после не менялось. Если применить измерение расстояния от бордюрного камня до центральной опоры рекламного щита, как на то указывает представитель ответчика, то согласно паспорта рекламного места ширина рекламного поля составляет <данные изъяты> метров (до центральной опоры <данные изъяты> метра), учитывая расстояние от бровки земляного полотна до края рекламного щита <данные изъяты> м, что составляет <данные изъяты> см., что также влечет нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003.

Актом обследования улично-дорожной сети в Центральном округе города Омска от ДД.ММ.ГГГГ в результате совместной проверки, проведенной помощником прокурора Центрального административного округа горда Омска Т.М.В. и старшим госинспектором ДН ОГИБДД полиции УМВД России по городу Омску ФИО3 выявлены нарушения п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003, где нижний край рекламной конструкции размещен на высоте <данные изъяты> метра от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (л.д. 95).

В соответствии с п. 6.2. ГОСТа Р 52044-2003 на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее <данные изъяты> м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений – на высоте не менее <данные изъяты> м.

Таким образом, рекламная конструкция размещена с нарушением пункта 6.2. ГОСТ Р 52044-2003.

Согласно заключения специалиста, доцента ФГБОУ ВПО «СибАДИ», кандидата технических наук К.С.С., установка средства наружной рекламы не соответствует пунктам 6.1., 6.2. ГОСТ 52044-2003, поскольку рекламный щит установлен над обочиной <адрес>; расстояние от бордюрного камня по <адрес> до ближайшего края рекламного щита составляет <данные изъяты> м; нижний край рекламного щита размещен на высоте <данные изъяты> м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы. ООО «ПЦ», отказав суду в проведении экспертизы, предложил привлечь для разрешения поставленных вопросов специалиста в области организации и безопасности дорожного движения, к каковым и относится К.С.С. (<данные изъяты>. Его познания в сфере безопасности дорожного движения сомнения у суда не вызывают (л.д. 63-73).

Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 120-ст (с изменениями от 8 декабря 2005 г., 12 ноября 2010 г.) не допускается размещать плакаты, афиши, устанавливать приспособления в полосе отвода дороги, а также производить разметку, которые могут быть приняты за дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения либо могут снижать их видимость или эффективность, либо ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения.

Установленные ГОСТ Р 52-44-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества являются обязательными для исполнения.

Рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента и не должны нарушать требования нормативных актов по безопасности движения транспорта, что вытекает из текста частей 4 и 15 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Таким образом, нашло подтверждение возведение рекламной конструкции с нарушением ГОСТов, что нарушает законные интересы и влияет на безопасность здоровья неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу безопасности дорожного движения.

С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о том, что рекламная конструкция общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ», расположенная в районе <адрес>, напротив <адрес>, не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, в связи с чем, подлежит демонтированию.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, поскольку истец в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от ее уплаты при подаче данного иска.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать размещение обществом с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» рекламной конструкции в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером не соответствующим требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Компаньон-РФ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Л. Бессчетнова

Мотивированное решение изготовлено 19 апреля 2012 года