ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-967/2022 от 05.10.2022 Тайшетского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 октября 2022 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Раскарзенок Н.Н., при секретаре Кравец О.В., с участием помощника Тайшетского транспортного прокурора Домашова А.В., представителя ответчика Лесковец С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-967/2022 по исковому заявлению Иланского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мацуку А. Е. о признании незаконной эксплуатации буксировочного катера,

У С Т А Н О В И Л:

Иланский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование своих требований указывая, что Иланской транспортной прокуратурой совместно с Енисейским филиалом Российского регистра проведена проверка исполнения законодательства о безопасности объектов водного транспорта индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мацуком А.Е. на паромной переправе через реку Бирюса в Тайшетском районе Иркутской области при оказании услуг по перевозке пассажиров и автотранспорта водным транспортом.

Согласно части 1 статьи 35 КВВТ РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений.

В соответствии с подпунктами 1, 6 пункта 12 Устава ФАУ «Российский Речной Регистр», утвержденного распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р, Российский Речной Регистр осуществляет классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в том числе, выдает на суда с классом Регистра документы, удостоверяющие годность их к плаванию, осуществляет в установленном порядке обмер судов, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы, осуществляет оценку соответствия объектов внутреннего водного транспорта в соответствии с Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623.

Согласно положений пунктов 3, 8, 9, Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 502 (далее - Правила пользования маломерными судами) пользование маломерными судами разрешается после технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Запрещается управлять маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра), а также переоборудованным без соответствующего разрешения, имеющим наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения, а также при несоответствии нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете.

В соответствии с частью 2 статьи 34 КВВТ РФ, пунктом 11 Правил пользования маломерными судами, подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца и перед выходом в плавание судоводитель обязан проверить исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами.

Как указывает прокурор, в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО6, действуя по найму ИП - главы КФХ Мацука А.Е., не имеющего специального разрешения на оказание лицензионных услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, осуществил возмездную перевозку пассажира ФИО7 вместе с его легковым автомобилем <данные изъяты> паромной переправой через реку <адрес>

При этом, состояние паромной переправы, состоящей из буксировочного катера типа «<данные изъяты>, не отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

Так, указанный буксировочный катер <данные изъяты>» заводской и используемые в составе переправы два несамоходных понтона не поставлены на учет в Государственном судовом реестре и не предъявлялись к освидетельствованию и техническому осмотру, не проверялись на годность к плаванию.

Кроме того, согласно заключению привлекаемого к проверке прокуратурой эксперта Енисейского филиала Российского Речного Регистра ФИО18 техническое состояние катера не соответствует Правилам классификации и постройки судов и Правилам освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, не обеспечивает безопасную эксплуатацию как самих паромов, так и перевозок автотехники и людей, поскольку люковые закрытия на палубе не имеют уплотнений обеспечивающих непроницаемость корпуса, леерное ограждение в носовой и кормовой частях отсутствует, якорное и швартовое устройства частично разукомплектованы, отсутствуют мачтовое и буксироное устройства, отсутствует спасательные и противопожарные средства, кабельные трассы в моторном отсеке и на рулевой рубке не закреплены, имеют множественные скрутки, отсутствуют стояночные и ходовые фонари, средства радиосвязи и навигации.

Согласно указанному заключению эксперта техническое состояние понтонов также не соответствует Правилам классификации и постройки судов и Правилам освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, не обеспечивает безопасную эксплуатацию как самих паромов, так и перевозок автотехники и людей, поскольку имеется гофрировка на бортах по всей длине, люковые закрытия на палубе не имеют уплотнений обеспечивающих непроницаемость корпуса, как следствие внутри отсеков в носовой и кормовой части понтонов находится вода от 30 до 40 см., леерное ограждение по всей длине не соответствует требованиям, якорное и швартовое устройства отсутствуют, аппарельные устройства не соответствуют установленным требованиям, спасательное и пожарное оборудование отсутствует (нет спасательных жилетов, огнетушителей, пожарного покрывала, пожарного инструмента, ведер).

Аналогичный вывод следует из заключения проректора по научной работе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» ФИО8, в соответствии с которым отсутствие всех требуемых и прошедших испытания спасательных средств, необходимых средств пожаротушения, ненадлежащее леерное ограждение, отсутствие люковых закрытий представляет опасность для жизни и здоровья пассажиров (потребителей) при осуществлении перевозки пассажиров и автотранспорта указанной паромной переправой.

Согласно объяснению ИП - главы КФХ Мацука А.Е. он действительно оказывает платные услуги по перевозке людей и автотранспорта паромной переправой через реку Бирюса. Катером управляет он и ФИО6, при этом удостоверений, предоставляющих право управления маломерным судном, у них нет, катер на учет не ставился, его освидетельствование, в том числе проверка судна на остойчивость и непотопляемость не проводилась, на пароме отсутствуют спасательные и противопожарные средства, частичное разукомплектовано оборудование, что он планирует устранить при постановке катера на учет.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на безопасность предоставляемых услуг для жизни и здоровья.

Совокупность допущенных ИП - главой КФХ Мацуком А.Е. нарушений действующего законодательства, свидетельствует о том, что оказываемые им услуги по перевозке пассажиров и автомобильной техники, не отвечают требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей,

По материалам прокурорской проверки Красноярским следственным отделом на транспорте Западно-Сибирского СУТ СК России в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей).

С учетом категории данного преступления и совершения его впервые, Тайшетским городским судом Мацуку А.Е. назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Кроме того, по фактам выпуска в плавание маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке и не прошедшего технического осмотра (освидетельствования), а также имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, а также передачи управления судном лицу, не имеющему права управления, Иланской транспортной прокуратурой в отношении индивидуального предпринимателя возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 11.8, частью 2 статьи 11.13 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения указанных дел Ространснадзором правонарушителю назначены штрафы в размере 10 и 1 тыс. руб.

Иланский транспортный прокурор, с учетом уточнений, просит суд признать незаконной эксплуатацию индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мацуком АЕ. буксировочного катера <данные изъяты>» заводской и двух несамоходных понтонов; запретить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мацуку А.Е. эксплуатацию буксировочного катера <данные изъяты>» заводской и двух несамоходных понтонов в коммерческих целях до прохождения технического освидетельствования в ФАУ «Российский Речной Регистр» и признания их годными к эксплуатации.

В судебном заседании представитель Иланского транспортного прокурора по доверенности помощник Тайшетского транспортного прокурора Домашов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Мацук А.Е. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, присутствуя в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель ответчика по ордеру Лесковец С.В. исковые требования не признал, пояснил, что Мацук А.Е., как глава крестьянско-фермерского хозяйства нуждается в транспортировке необходимой техники через реку Бирюса на катере КС-100, коммерческой деятельностью по перевозке пассажиров и транспортных средств не занимается и заниматься не намерен, в настоящее время катер зарегистрирован в ГИМС, поскольку катер не будет использоваться ответчиком в коммерческих целях по перевозке пассажиров и транспортных средств, река Бирюса не входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года N 1800-р считает что необходимость прохождения его технического освидетельствования в ФАУ «Российское Классификационное Общество» отсутствует.

Представитель третьего лица Федерального автономного учреждения «Российское Классификационное Общество», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, согласно представленному заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ранее просил рассматривать дело в отсутствие представителя.

Выслушав помощника прокурора, ознакомившись с возражениями ответчика и его представителя, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее- КВВТ РФ) законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

В соответствии со ст. 3 КВВТ РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.

Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.

В силу п. 1 си. 27 КВВТ РФ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов, под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.

В соответствии с частью 1 статьи 35 КВВТ РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

Таким образом, соблюдение регистрации в Регистре и освидетельствования является обязательным условием эксплуатации судна в коммерческих целях.

Приказом Минтранса России от 14.04.2016 N 102 утверждено Положения о классификации и об освидетельствовании судов.

В соответствии со ст. 2 указанного Положения классификация и освидетельствование осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ.

В соответствии с подпунктами 1, 6 пункта 12 Устава ФАУ «Российское Классификационное Общество», утвержденного распоряжением Минтранса России от 05.05.2022 N ВС-117-р, Российское Классификационное Общество, ранее имевшее наименование федеральное автономное учреждение «Российский речной регистр» осуществляет классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в том числе, выдает на суда с классом Регистра документы, удостоверяющие годность их к плаванию, осуществляет в установленном порядке обмер судов, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы, осуществляет оценку соответствия объектов внутреннего водного транспорта в соответствии с Техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ. Мацук А. Е. с ДД.ММ.ГГГГ. внесен в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, в том числе постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, главой крестьянского фермерского хозяйства Мацуком А.Е. осуществлялось оказание услуг по перевозки автомобильной техники и пассажиров паромной переправой, состоящей из катера типа <данные изъяты> зав. и парома, состоящего из двух понтонов, учаленных бортами с помощью проушин и фиксирующих пальцев.

Из технического акта от ДД.ММ.ГГГГ. осмотра паромной переправы, состоящей из катера типа <данные изъяты> зав. и парома, состоящего из двух понтонов, учаленных бортами с помощью проушин и фиксирующих пальцев следует, что в ходе осмотра катера установлено, что люковые закрытия на палубе не имеют уплотнения, не обеспечивают непроницаемость корпуса, знаки надводного борта отсутствуют, леерное ограждение в носовой и кормовой частях отсутствует, якорное и швартовое устройства частично разукомплектованы - отсутствуют мачтовое, буксирное устройства, отсутствует сигнальные и индивидуальные спасательные средства, не укомплектовано противопожарным и аварийным снабжением, кабельные трассы в моторном отсеке и на рулевой рубке не закреплены, имеют множественные скрутки, средства радиосвязи и навигации отсутствуют.

В ходе осмотра парома установлено, что внутри отсеков по левому и правому борту в носовой и кормовой частях парома присутствует вода от 30 до 40 см., что говорит о возможной водотечности, на обшивки правого и левого борта гофрировка по всей длине правого и левого борта понтона, люковые закрытия на палубе отсутствуют, не обеспечивают непроницаемость корпуса, знаки надводного борта отсутствуют, леерное ограждение по всей длине понтона не соответствует требованиям, отсутствует якорное, швартовное устройства, аппарельные устройства не соответствуют установленным требованиям, паром не укомплектован сигнальными и индивидуальными спасательными средствами, отличительные надписи на корпусах отсутствуют, на кругах, расположенных на палубе понтонов, отсутствуют штампы об испытании и документы Речного Регистра о соответствии спасательных кругов Правилам, не укомплектовано аварийным снабжением, противопожарное оборудование и снабжение отсутствует. Отсутствует документ, определяющий количество перевозимых людей, в том числе детей, и их расположение во время перевозки. На пароме отсутствует выделенное место для размещение перевозимых людей, оборудованное сидениями, навесом для защиты от атмосферных воздействий, так же расположенными спасательными жилетами, готовыми к немедленному использованию. На катер и паром конструкторская и эксплуатационная документация не представлена.

Заключение эксперта: согласно Правилам Российского Речного Регистра техническое состояние катера и парома соответствует «не годному» они не могут быть признаны годными к эксплуатации. Техническое состояние как самого катера, так и парома не обеспечивает безопасную эксплуатацию, как самих паромов, так и перевозок автотехники и людей.

Согласно заключению ФГБОУ ВО «СГУВТ» по проверки соблюдения законодательства о безопасности объектов водного транспорта на паромной переправе через реку Бирюса в Тайшетском районе, осуществление перевозки пассажиров и автотранспорта на паромной переправе, состоящей из катера типа <данные изъяты> и парома, состоящего из двух понтонов, учаленных бортами с помощью проушин и фиксирующих пальцев, создает угрозу жизни и здоровья граждан (потребителей).

Постановлением по делу об административном правонарушении , вынесенным заместителем начальника отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО10ДД.ММ.ГГГГ. индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мацук А. Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ. около 13-00 час. местного времени ИП - глава КФХ Мацук А.Е. осуществил выпуск в плавание маломерного судна, подлежащего государственной регистрации, но не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего технического осмотра (освидетельствования) и имеющего неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, а также не укомплектованного снаряжением, в акваторию <адрес>, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Кроме того, постановлением по делу об административном правонарушении , вынесенным старшим государственным инспектором отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО11ДД.ММ.ГГГГ. лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию паромной переправы в составе катератипа <данные изъяты> зав. и парома, состоящего из двух понтонов, - индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мацук А. Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.13 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ. около 13-00 час. местного времени ИП - глава КФХ Мацук А.Е. передал управление маломерным судном типа <данные изъяты> зав. входящего в состав паромной переправы с паромом ФИО12, не имеющему права управления этим судном, для осуществления переправы паромом через реку Бирюса с берега р.<адрес>, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело и уголовное преследование в отношении Мацука А. Е. по ч. 1 ст. 238 УК РФ прекращено с назначением судебного штрафа в размере 10 000 руб.

Как следует из указанного постановления: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГМацук А.Е. ответственный за обеспечение безопасной эксплуатации судов, не имея лицензии на перевозку автотранспорта и пассажиров внутренним водным транспортом, действуя умышленно, предложил ФИО6 и ФИО13 оказывать на систематической основе транспортные услуги предприятиям и населению, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, связанные с деятельностью внутреннего водного транспорта по перевозке транспортных средств и пассажиров буксировочного катера типа <данные изъяты> заводской , и парома, состоящего из двух понтонов учаленных бортами с помощью проушин и фиксирующих пальцев, на что последние согласились. При этом Мацук А.Е., достоверно зная, что ФИО6 и ФИО13 не имеют лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров и опасных грузов, не имеют диплома на право управления маломерным судном; не обеспечил классификацию и освидетельствование судна, тем самым организовал оказание услуги по перевозке пассажиров и автотранспорта водным транспортом, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 совместно с ФИО13, действуя по найму Мацука А.Е., не имеющего специального разрешения на оказание лицензионных услуг по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, осуществили паромной переправой, состоящей из буксировочного катера типа <данные изъяты>, заводской , и парома, состоящего из двух понтонов учаленных бортами с помощью проушин и фиксирующих пальцев, возмездную перевозку следующих пассажиров: ФИО14 вместе с его легковым автомобилем марки <данные изъяты>, через реку <адрес> этого же района; ФИО15 вместе с его легковым автомобилем марки <данные изъяты> через реку <адрес> этого же района; ФИО7 вместе с его легковым автомобилем марки <данные изъяты> через реку <адрес> этого же района.

В силу ст. 61 ч. 4 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Таким образом, как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ИП – глава КФХ Мацук А.Е. осуществлял перевозку пассажиров внутренним водным транспортом в отсутствии лицензии.

Допрошенный в качестве свидетеля старший государственный инспектор по маломерным судам ФИО16 пояснил, что ИП Мацук А.Е. может использовать катер и пантоны только в не коммерческих целях, в настоящее время жалобы на него не поступали.

Кроме того, буксировочный катер <данные изъяты> заводской номер и используемые в составе переправы два несамоходных понтона не поставлены на учет в Государственном судовом реестре и не предъявлялось к освидетельствованию и техническому осмотру, не проверялись на годность к плаванью.

Согласно представленного ответчиком судового билета от ДД.ММ.ГГГГ. буксировочный катер <данные изъяты> заводской номер не допущен к эксплуатации.

При этом, паромная переправа, состоящая из катера типа <данные изъяты> зав. и парома, состоящего из двух понтонов, учаленных бортами с помощью проушин и фиксирующих пальцев не отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

В соответствии с п. 1 ст. 7 закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Доводы ответчика о не использовании им судна в коммерческих целях по перевозке пассажиров и транспортных средств, а только в личных, как главой КФХ, суд находит несостоятельным, поскольку факт использования ответчиком буксировочного катера <данные изъяты> заводской и двух несамоходных понтонов в коммерческих целях по перевозке пассажиров и транспортных средств подтвержден материалами дела.

Доводы о том, что река Бирюса, где используется катер и пантоны, не входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года N 1800-р, что соответственно не влечет необходимости регистрации такого судна в федеральном автономном учреждении «Речное классификационное общество» судом отклоняются, поскольку Мацук А.Е. может использовать катер и пантоны в целях мореплавания не только по реке Бирюса, а во внутренних воднах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года N 1800-р.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Мацуком А.Е. оказывались услуги в коммерческих целях по перевозке пассажиров и транспортных средств, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при этом техническое состояние паромной переправы не соответствует установленным требованиям и правилам, учитывая, что запрет эксплуатации судна не противоречит общественным интересам, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Иланского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Тайшетский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Иланского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконной эксплуатацию индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Мацуком А. Е. буксировочного катера <данные изъяты> заводской и двух несамоходных понтонов.

Запретить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мацуку А. Е. эксплуатацию в коммерческих целях по перевозке пассажиров и транспортных средств буксировочного катера <данные изъяты> заводской и двух несамоходных понтонов до прохождения технического освидетельствования в ФАУ «Российское Классификационное Общество» и признания их годными к эксплуатации.

Взыскать с Мацука А. Е. в бюджет муниципального образования «Тайшетский район» госпошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Н.Н. Раскарзенок