Дело № 2-967/2024
25RS0002-01-2023-011455-35
Мотивированное решение
изготовлено 26 февраля 2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Рубель Ю.С.,
при участии секретаря судебного заседания Кузнецовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Приморскому краю о наложении дисциплинарного взыскания незаконным и его отмене,
установил:
ФИО1 обратился в суд с названным исковым заявлением, в обосновании требований указал, приказом УМВД России по Приморскому краю № 1370 л/с от 21.11.2023 «О наложении дисциплинарного взыскания на старшего следователя организационно-зонального отдела следственного управления УМВД России по Приморскому краю майора юстиции ФИО1», правами заместителя начальника - начальника следственного управления полковника юстиции ФИО14, к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде - замечание, за нарушение служебной дисциплины, допущенное в период с 17.10.2023 по 29.10.2023 года, выразившееся в неисполнении требований пунктов 9.2.1, 9.2.13 собственного Должностного регламента в части ненадлежащей организации работы по выполнению решения оперативного совещания у начальника 2 отдела УВиПК Следственного департамента МВД России от 03.10.2023 «Об итогах работы по раскрытию и расследованию преступлений о дистанционных хищениях за 8 месяцев 2023 года следственного управления УМВД России по Приморскому краю» в установленные Следственным департаментом МВД России сроки до: 06.10.2023 года, 17.10.2023 года, 03.11.2023 года.
С указанным приказом о наложении дисциплинарного взыскания истец не согласен, полагает, что данный приказ о применении дисциплинарного взыскания не законным по следующим основаниям.
С 01.02.2023 ФИО1 назначен на должность старшего следователя организационно-зонального отдела следственного управления УМВД России по Приморскому краю, фактически прохожу службу в должности старшего следователя контрольно-методического отдела, где непосредственным начальником является подполковник юстиции ФИО15 которая непосредственно ставит задачи и контролирует их исполнение.
16.10.2023 посредством сервиса электронного документооборота (СЭД) ИСОД МВД России поступил на исполнение (вх. № 5417) протокол оперативного совещания (в режиме ВКС) у начальника 2 отдела УВиПК Следственного департамента МВД России от 03.10.2023 (исх. №-17/2-34183 от 13.10.2023), согласно которого необходимо предоставить информацию о принятых мерах к их устранению в Следственный департамент МВД России в сроки до: 06.10.2023, 17.10.2023,03.11.2023.
С учетом того, что указанный документ поступил 16.10.2023 (вх. № 5417), то предоставить запрашиваемую информацию в срок 06.10.2023 не представлялось возможным, так как сам документ направлен 13.10.2023 (исх. № 17/2-34183).
Для предоставления запрашиваемой информации, с момента поступления документа истцу на исполнение 17.10.2023 до даты предоставления сведений в тот же день 17.10.2023, за который необходимо организовать подключение к подсистеме «Дистанционное мошенничество» ПТК «ИБД-Ф» не менее 80% сотрудников предварительного расследования ОМВД края, не представляется возможным.
Согласно указанного документа, разработан план устранения истцу недостатков, выявленных при анализе деятельности органов предварительного следствия УМВД России по Приморскому краю за 9 месяцев 2023 года, который утвержден 18.10.2023 заместителем начальника УМВД России по Приморскому краю - начальником следственного управления полковником юстиции, который направлен в ОПС края для предоставления сведений, их обобщения и дальнейшего предоставления в Следственный департамент МВД России.
С 30.10.2023 по 07.11.2023 включительно, ФИО1 находился на больничном, в связи с чем, не мог исполнять указанный документ Следственного департамента МВД России, кому именно он был перепоручен начальником на исполнение ему не известно. Однако, по выходу на службу, истец обнаружил у себя на рабочем столе промежуточный ответ по документу в Следственный департамент МВД России от 02.11.2023 (исх. № 27/4980).
Таким образом, окончательный ответ в Следственный департамент МВД России дан в установленный срок. Следовательно, решение руководства о применении ко мне дисциплинарного взыскания неправомернои преждевременно. Есть основания полагать, что Приказ УМВД Россиипо Приморскому краю № 1370 л/с от 21.11.2023 «О наложении дисциплинарного взыскания на старшего следователя организационно - зонального отдела следственного управления УМВД России по Приморскому краю майора юстиции ФИО1», правами заместителя начальника - начальника следственного управления полковника юстиции Д.В. Сумца не был согласован с правовым отделом УМВД России по Приморскому краю, так как основания привлечения к дисциплинарной ответственности противоречат предоставленным документам на момент проведения служебной проверки.
Просит суд признать приказ УМВД России по Приморскому краю № 1370 л/с от 21.11.2023 «О наложении дисциплинарного взыскания на старшего следователя организационно-зонального отдела следственного управления УМВД России по Приморскому краю майора юстиции ФИО1» незаконным; отменить наложенное на меня приказом № 1370 л/с от 21.11.2023 дисциплинарное взыскание в виде замечания.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме от 19.02.2024, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку находится на больничном, на исковых требованиях настаивает по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала в полном объеме, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).
Порядок прохождения службы сотрудников полиции регулируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходит службу в УМВД России по Приморскому краю в должности старшего следователя организационно-зонального отдела следственного управления с 01.02.2023, приказ от 27.01.2023 № 93л/с.
Приказом заместителя начальника УМВД - начальником следственного управления полковником юстиции ФИО11 21.11.2023 г. № 1370 л/с за нарушение служебной дисциплины, допущенное в период с 17.10.2023 по 29.10.2023 года, выразившееся в неисполнении требований пунктов 9.2.1, 9.2.13 собственного должностного регламента в части ненадлежащей организации работы по выполнению требований решения оперативного совещания начальника 2 отдела Управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России от 03.10.2023 года «Об итогах работы по раскрытию и расследованию преступлений о дистанционных хищениях за 8 месяцев 2023 года следственного управления УМВД», в установленные Следственным департаментом МВД России сроки, на старшего следователя организационно - зонального отдела следственного управления УМВД майора юстиции ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание - замечание.
07.11.2023 на имя начальника следственного управления УМВД поступил рапорт от старшего следователя по ОВД контрольно-методического отдела следственного управления УМВД подполковника юстиции ФИО12 по факту нарушения служебной дисциплины майором юстиции ФИО1, выразившееся в ненадлежащей организации работы по выполнению требований решения оперативного совещания начальника 2 отдела УВиПК Следственного департамента МВД России от 3 октября 2023 года «Об итогах работы по раскрытию и расследованию преступлений о дистанционных хищениях за 8 месяцев 2023 года следственного управления УМВД», в установленные Следственным департаментом МВД России сроки (17.10.2023, 03.11.2023).
На основании данного рапорта, согласно резолюции начальника следственного управления УМВД по указанным в рапорте фактам нарушения служебной дисциплины майором юстиции ФИО1, старшим следователем по ОВД контрольно-методического отдела следственного управления УМВД подполковника юстиции ФИО13 проведена проверка.
В рамках проверки от сотрудника майора юстиции ФИО1 отобрано объяснение, из которого следует, что 17.10.2023 ему посредством сервиса электронного документооборота (СЭД) ИСОД МВД России на исполнение поступил документ - протокол оперативного совещания у начальника 2 отдела УВиПК Следственного департамента МВД России, согласно которого необходимо предоставить информацию о принятых мерах к их устранению в Следственный департамент МВД России в сроки до: 06.10.2023, 17.10.2023, 03.11.2023. Согласно данного документа был подготовлен план устранения недостатков, выявленных при анализе деятельности органов предварительного следствия УМВД за 9 месяцев 2023 года, который утверждён 18.10.2023 начальником следственного управления УМВД, который затем направлен в следственные отделы территориальных органов внутренних дел края для предоставления сведений, их обобщения, анализа и дальнейшего предоставления в Следственный департамент МВД России. В период с 30.10.2023 по 07.11.2023 он находился на больничном, поэтому исполнять указанный документ не мог.
Однако, истцу вменяется нарушение служебной дисциплины, выразившееся не в непредоставлении отчётной информации в указанный срок в Следственный департамент МВД России, как он указывает в исковом заявлении, а в неорганизации работы в период с 17.10.2023 по 29.10.2023 года ведомственного контроля за деятельностью следственных подразделений Приморского края по линии расследования преступлений, связанных с хищением средств граждан с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, неосуществлении, сбора, систематизации, обобщения и анализа информации по вменённому направлению оперативно-служебной деятельности, которая напрямую связана с его должностными обязанностями, что повлекло отсутствие необходимой информации для подготовки отчётов в Следственный департамент МВД России в указанные сроки.
В результате бездействия ФИО1, в срок 02.11.2023 подполковнику юстиции ФИО8 и майору юстиции ФИО9 пришлось в собирать необходимые сведения для отчёта в Следственный департамент МВД России, ими же и подготовлена итоговая информация, которая направлена 02.11.2023 (исх. № 27/4980).
Кроме этого, истцом согласно пункту 2 Плана не проанализирована работа, не приняты меры по организации подключения личного состава органов предварительного следствия края, в срок до 25.10.2023, о чём не проанализирована и не подготовлена информация (докладная записка) начальнику следственного управления УМВД об исполнении.
Также, истцом не исполнена работа по исполнению пункта 6 Плана, а именно в срок до 01.11.2023 должен был инициировать сбор докладных записок с территориальных органов внутренних дел УМВД о проведённых совещаниях по заслушиванию уголовных дел, с постановкой конкретных задач, направленных на раскрытие и всестороннее расследование уголовных дел рассматриваемой категории.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 г. № 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. № 460-0, от 16.04.2009 г. № и от 25 ноября 2010 г. № 1547-0-0, от 21 ноября 2013 г. № 1865-0, от 16.07.2013 г. № 1064-0, от 03.07.2014 г. № 1486-0).
На основании ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»- дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона о службе – дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона о службе служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 установлено, что служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается: личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей; соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды; неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам; соблюдением требований к служебному поведению сотрудников; поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей; воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личностных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей; ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных; осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей; обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий; уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных.
Согласно пункту 15.16 пункта 15 Положения о следственном управлении УМВД России по Приморскому краю, утверждённого приказом УМВД России по Приморскому краю от 11 января 2019 г. № 9, - начальник СУ, помимо полномочий, предоставленных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в том числе назначает проведение служебных проверок (проверок), по результатам которых может налагать дисциплинарные взыскания.
Ведомственный и процессуальный контроль за деятельностью следственных подразделений по линии расследования преступлений, связанных с хищением средств граждан с использованием информационно - телекоммуникационных технологий закреплён за старшим следователем управления УМВД майором юстиции ФИО1 Должностной регламент (должностная инструкция) на старшего следователя УМВД майора юстиции ФИО1 утверждён заместителем начальника УМВД - начальником следственного управления полковником юстиции ФИО10 01.02.2023 г. С должностным регламентом истец ознакомлен 01.02.2023 г., что подтверждается его подписью.
Согласно подпункту 9.2.1 пункта 9 в обязанности старшего следователя УМВД майора юстиции ФИО1 входит осуществление контроля в пределах своих полномочий за деятельностью следственных подразделений Приморского края по линии расследования преступлений, связанных с хищением средств граждан с использованием информационно- телекоммуникационных технологий, иные организационно-аналитические функции в соответствии с дополнительными направлениями, закреплёнными в установленном порядке приказом УМВД по обобщению и внедрению в практику положительного опыта работы по раскрытию и расследованию преступлений: осуществлять сбор, систематизацию, обобщение и анализ информации по вменённому направлению оперативно-служебной деятельности следственных подразделений органов внутренних дел УМВД; подготавливать итоговые аналитические документы с приложениями по совершенствованию закреплённого направления оперативно-служебной деятельности, докладывать руководству управления УМВД в установленные сроки, либо согласно поступившим поручениям; формировать и вести наблюдательное дело (НД), контрольно - наблюдательное дело по закреплённому направлению в соответствии с номенклатурой следственного управления, утверждённой начальником УМВД.
Исходя из приведенных положений, укрепление служебной дисциплины в органах внутренних дел представляет собой организацию работы по обеспечению неукоснительного соблюдения личным составом правовых предписаний, выполнения приказов, распоряжений и своих должностных обязанностей, требований к служебному поведению.
Дисциплинарные взыскания налагаются приказами, однако замечание и выговор могут быть объявлены публично в устной форме.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона о службе - дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела – не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Рапорт о назначении проверки завизирован руководителем от 07.11.2023 г., приказ о наложении дисциплинарного взыскания руководителем подписан от 21.11.2023 г. С учётом того, что сотрудник отсутствовал на работе в связи с временной нетрудоспособностью в период с 16.11.23 по 20.11.2023, сроки наложения (не более 14 дней на издание приказа) взыскания соблюдены.
Примененная в отношении истца меры наказания, по мнению суда, соответствовала тяжести проступка, являлась справедливой и обоснованной.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании незаконным и отмене приказа УМВД России по Приморскому краю от 21.11.2023 № 1370-О «О наложении дисциплинарного взыскания на старшего следователя организационно-зонального отдела следственного управления УМВД России по Приморскому краю майора юстиции ФИО1» дисциплинарного взыскания в виде замечания, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района г. Владивостока в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Рубель