ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-968/19 от 12.07.2019 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-968/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Стёпиной М.В.,

при секретаре Тимкович А.О.,

с участием истца ФИО1, ее представителя адвоката Фоменковой М. М., действующей на основании ордера №37196 от 13.03.2019 года

представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» на основании доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области», Министерству Обороны Российской Федерации о признании права на компенсацию расходов денежных средств на оплату ритуальных услуг за счет средств федерального бюджета, о возложении обязанности по возмещению расходов денежных средств на оплату ритуальных услуг за счет средств федерального бюджета, о признании права на изготовление и установку надгробного памятника за счет средств федерального бюджета,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» с требованиями признать за истцом право на компенсацию расходов денежных средств на оплату ритуальных услуг, понесенных при похоронах участника Великой Отечественной войны ФИО3, умершего 12 сентября 2018 года, за счет средств федерального бюджета и обязать Федеральное Казённое Учреждение «Военный комиссариат Тверской области» возместить истцу расходы на оплату ритуальных услуг, понесенных при похоронах участника Великой Отечественной войны ФИО3, умершего 12 сентября 2018 года в установленном размере за счет средств федерального бюджета.

Признать за истцом право на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО3, умершему 12 сентября 2018 года, за счет средств федерального бюджета.

Взыскать в пользу истца с Федерального Казённого Учреждения «Военный комиссариат Тверской области» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 рублей, по оплате услуг представителя в сумме 13000 рублей.

В обоснование требований истцом указано, что ФИО3 приходился ФИО1 отцом. 12 сентября 2018 года ФИО3 умер. ФИО3 являлся участником Великой Отечественной войны. Поскольку отец истца, как признанный государством участник ВОВ, обладал правом на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02. 01. 2000 года N 40-ФЗ) (с изменениями на 29. 07. 2018 года), далее ФЗ «О ветеранах», то расходы, связанные с оказанием ритуальных услуг, включая расходы на погребение, и с изготовлением и установкой надгробного памятника, частично подлежат возмещению за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны. В связи с тем, что ФИО1 при похоронах отца были фактически понесены расходы на оплату ритуальных услуг, общий размер которых составил 31 380 рублей, а также в дальнейшем необходимо изготовить и установить надгробный памятник на могиле отца, истец 07. 12. 2018 года обратилась к ответчику ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» за получением компенсации соответствующих расходов в части установленной суммы в размере 18 980 рублей и за признанием права на получение денежных средств за счёт средств федерального бюджета для увековечения памяти отца.

Уведомлением ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» от 01. 02. 2019 года № 5/128 истцу в возмещении расходов за ритуальные услуги отказано.

Мотивы отказа сводятся к тому, что из-за того, что справка Национального архива Республики Беларусь выдана на ФИО3 (а не Георгия) С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а не ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определить, является ли умерший ФИО3 и человек, получивший в 1994 году удостоверение участника ВОВ, одним и тем же лицом не представляется возможным.

Данный отказ ФИО1 полагает неправомерным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.

Истец ФИО1, её представитель на основании ордера адвокат Фоменкова М.М. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которым установить тождественность (принадлежность) справки Национального архива Республики Беларусь одному и тому же лицу – отцу истца, не представляется возможным.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо ФКУ «Военный комиссариат города Твери», извещенное о дате и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

На основании положений статьи 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в деле лиц, их представителей, суд приходит к следующим выводам.

Из представленного в материалы дела в копии свидетельства о рождении серии ТЛ следует, что истец ФИО1 являлась дочерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрена возможность выплаты социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Согласно статье 24 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ предусмотрено, что Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы (Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 года N 460).

Абзацем 14 пункта 1 указанного Постановления предусмотрено, что оплата ритуальных услуг не производится в случае, если похороны произведены за счет государства, или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", либо пособия на погребение согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации (Статья 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле").

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 года N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность получения членами семьи либо другими лицам, производившими похороны умерших (погибших) граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, участников ВОВ, возмещения затрат на оплату ритуальных услуг, либо получения социального пособия на погребение, предусмотренного статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", либо получения пособия на погребение, предусмотренного пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941.

Учитывая, положения указанных нормативно-правовых актов плательщиками названного пособия выступает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны среди прочих относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Статьей 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01.01.1992 или Правительством РФ.

Права и льготы, установленные ветеранам Великой Отечественной войны Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляются в порядке и на условиях, определенных Постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".

Согласно п. 2.1. указанной Инструкции права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "ж" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122.

В архивной справке, составленной Национальным архивом Республики Беларусь по документам партизанских формирований и подполья в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, имя Осинского указано, как «Григорий», а не «Георгий», год рождения указан «1923 год», а не «1924 год».

Вместе с тем, судом установлено и подтверждено материалами дела, что, согласно удостоверению серии Д № 00493, выданному 25 мая 1994 года Московским РВК гор. Калинина, ФИО3 являлся участником Великой Отечественной войны.

Как следует из справки от 24 мая 1994 года, выданной Московским райвоенкомом г. Твери, она была выдана партизану ФИО3 в том, что он проходил службу в кадрах Советской армии в составе 2-го отряда 1-ой Белорусской Бригады Минской области с 17 декабря 1943 года по июль 1944 года. 2-ой отряд 1-ой Белорусской бригады входил в состав действующей армии с 17 декабря 1943 года по июль 1944 года.

При этом основанием выдачи указанной справки послужила архивная справка Архива Республики Беларусь № 595 от 20. 03. 1994 года.

Согласно представленной в материалы дела копии военного билета данный военный билет выдан 02 сентября 1964 года Пролетарским районным военным комиссариатом Калининской области ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>.

Согласно копии пенсионного удостоверения № 027609 оно выдано ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе 15. 03. 2004 года получателю пенсии по старости ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, с 01 июля 1941 по 01 июля 1944 года проживал на оккупированной немцами территории в д. Заесье Краснолукского с/Совета, что подтверждается копией справки председателя с/Совета от 10.08.1990 года.

ФИО3 за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.03.1985 года награждён орденом Отечественной войны II степени, № ордена 6677829, что подтверждается удостоверением серии «И» № 362327; Президентом республики Беларусь награждён юбилейной медалью «65 год освобождения республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков», что подтверждается соответствующим удостоверением от 14.10.2010 года.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает установленным факт того, что именно ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является тем лицом, которое согласно архивной справке от 20.03.1994 года № 595 национального архива республики Беларусь, числился рядовым партизаном 2-го отряда 1-ой Белорусской партизанской бригады Минской области с 17 декабря 1943 года по июль 1944 года, что послужило основанием для выдачи именно ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверения участника ВОВ.

Данные обстоятельства ответчиком при жизни ФИО3 не оспаривалось.

Из п. 1 Постановления Правительства РФ № 460 от 06 мая 1994 года «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников» следует, что погребение участников Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 19511 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 27016 рублей.

09.01.2019 года О.Л.ГБ. обратилась к Военному комиссару города Тверь Тверской области с заявлением о возмещении расходов на погребение отца ФИО3 с приложением необходимых документов.

07.12.2018 с аналогичным заявлением истец обращалась к Военному комиссару Тверской области.

В досудебном порядке в удовлетворении требований истца ответчиком было отказано.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что истцом на оплату ритуальных услуг в ООО «ВМК-Тверь» было затрачено 31380 рублей.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Федеральным законом "О ветеранах" в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, суд полагает возможным признать за истцом ФИО1 право на компенсацию понесенных расходов на оплату ритуальных услуг, а также на изготовление и установку надгробного памятника ФИО3, с учетом необходимости увековечивания памяти ветеранов Великой Отечественной войны, что соответствует положениям ст. 7 Конституции Российской Федерации.

В силу п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В связи с изложенным, Министерство обороны РФ должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» перед истцом при недостаточности у ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» денежных средств.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя. Расходы истца на оплату услуг представителя в размере 13000 рублей объективно подтверждаются материалами дела.

Соотнося обстоятельства дела с объектом и объемом защищаемого права, принимая во внимание объем выполненной представителем истца работы, принципа разумности и справедливости, суд считает возможным возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в размере 13000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ истцу возмещаются расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования ФИО3 - удовлетворить.

Признать за ФИО3, право на компенсацию расходов денежных средств на оплату ритуальных услуг, понесенных при похоронах участника Великой Отечественной войны ФИО3, умершего 12 сентября 2018 года, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Тверской области» возместить ФИО3, расходы на оплату ритуальных услуг, понесенных при похоронах участника Великой Отечественной войны ФИО3, умершего 12 сентября 2018 года, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Признать за ФИО3, право на изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО3, умершему 12 сентября 2018 года, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с пользу ФИО3 с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» судебные расходы в размере 13600,00 руб.

При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» возложить на Министерство обороны Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Стёпина