ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9694/17 от 18.12.2017 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-9694/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года г. Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Галлямова М.З.,

при секретаре Еникеевой Г.Э.,

с участием представителя истца Саляхова В.Г. по доверенности Хуснутдиновой С.В.,

представителя ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Лысенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Саляхова В.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка, обязании приватизировать земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Саляхов В.Г. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок , общей площадью 427 кв.м., обязании приватизировать земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок , общей площадью 427 кв.м.

Иск мотивирован тем, что истец является членом СНТ «Зеленый Мыс», владеет земельным участком с кадастровым номером , площадью 427 кв.м.: местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок . ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, на которое письмами истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отказано в связи с тем, что указанный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Полагает, что ФИО2 Республики Башкортостан № 801-р от 24.07.1995 не является достаточным основанием для утверждения того, что земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.

Определением Кировского районного суда г. Уфы от 29.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП «Уфаводоканал».

Истец Саляхов В.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом: телефонограммой, направил представителя.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом под расписку, о причинах неявки не сообщил.

Представители третьих лиц СНТ «Зеленый Мыс», МУП «Уфаводоканал», в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом: заказным письмом с уведомлением, о причинах неявки не сообщили.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Представитель истца Саляхова В.Г. по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенностям ФИО4 в удовлетворении исковых требований возражала, пояснив, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец является членом СНТ «Зеленый Мыс», владеет земельным участком с кадастровым номером , площадью 427 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения): местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок 15, в подтверждение чего представлены заключение правления СНТ «Зеленый Мыс» от 01.09.2015 за подписью председателя СНТ «Зеленый Мыс» и членская книжка.

14.10.2015, 14.08.2017 истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, на которое письмом от 30.10.2015, 25.08.2017 истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отказано в связи с тем, что указанный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов на основании проекта «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году по заказу МУП «Уфаводоканал», утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 801 от 24.07.1995.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на предоставление земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу положений подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.

В ответ на запрос суда МУП «Уфаводоканал» письмом за от ДД.ММ.ГГГГ сообщило, что в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» и утвержденным ФИО2 Республики Башкортостан -р от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 427 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения): местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок 15, расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы.

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).

При этом вышеназванный Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 59-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.

Действие во времени и пространстве нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам границ зон санитарной охраны ни Водным кодексом Российской Федерации, ни названным Федеральным законом не ограничено.

Следовательно, статья 4 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не отменяет Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан № 801-р от 24.07.1995.

Указанная правовая позиция изложена в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017,

Поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, относится к землям, ограниченным в обороте, в связи с чем не может быть предоставлен в частную собственность, суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления Саляхова В.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок , общей площадью 427 кв.м., обязании приватизировать земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок , общей площадью 427 кв.м., отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", 27 Земельного кодекса Российской Федерации, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Саляхова В.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок , общей площадью 427 кв.м., обязании приватизировать земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, СНТ «Зеленый Мыс», участок , общей площадью 427 кв.м., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2017.

Судья М.З. Галлямов