ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-969/19 от 11.01.2019 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело №2-969/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2019 года г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Михайловой Н.Н.,

при секретаре Померанцевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Защита», действующей в интересах ФИО1, к ПАО «АВТОВАЗ» и АО «Прагматика Лада» о взыскании пени за просрочку поставки товара и штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что 17.10.2016г. между ФИО1 и ООО «Лада-Центр Купчино» был заключен договор купли-продажи автомобиля на транспортное средство Lada RS0Y5L Lada Largus, номер двигателя , VIN . Впоследствии данному транспортному средству был присвоен государственный регистрационный знак . Стоимость товара составила 647000 рублей и была оплачена продавцу полностью.

При пробеге 5000 км на информационном табло названного автомобиля появился сигнал о неисправности; возможная причина технической неисправности – пропуск зажигания по всем цилиндрам. В течение всего срока владения покупатель систематически обращался к продавцу, но никаких мер к устранению неисправности продавец не предпринимал.

24.08.2018г. транспортное средство было изъято у ФИО1 в АО «Питер-Лада» для решения вопроса с указанной неисправностью, с указанной даты покупатель транспортным средством не пользовался.

19.09.2018г., в связи с невозможностью устранения технической неисправности, ФИО1 было подано заявление в АО «Питер-Лада», с последующим дублированием изготовителю, о замене неисправного транспортного средства на аналогичный товар. В виду отсутствия транспортных средств в той же комплектации покупателю было предложено подождать решение изготовителя по данному вопросу. Замена транспортного средства на Lada RS045L Lada Largus номер двигателя , согласно акту приема-передачи автомобиля, была произведена представителем изготовителя, ПАО «АВТОВАЗ», только 29.11.2018г., т.е. за пределами сроков, установленных законодательством о защите прав потребителей.

В иске указано, что период просрочки составил 41 день, исчисленный с 19.10.2018г. (дата истечения 30 дневного срока) по 29.11.2018г., таким образом, сумма пени составила 265270 рублей (647000 рублей / 100% = 6470 рублей (1%) х 41 день = 265 270 рублей).

13.02.2019г. ФИО1 обратился с претензией в целях досудебного урегулирования спора, направив данную претензию почтой. ПАО «АВТОВАЗ» получило претензию 22.02.2019г., а ООО «Лада-Центр Купчино» - 28.02.2019г. Каких-либо писем об удовлетворении требований потребителя или об отказе в таком удовлетворении в адрес истца от ответчиков не поступало.

В иске также указано, что, в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств перед истцом, истцу причинен моральный вред выразившийся в нравственных страданиях, чувстве тревоги, подавленности, эмоциональных переживаниях, душевной и физической боли.

В ходе рассмотрения дела по существу процессуальный истец уточнил исковые требования, в окончательной редакции заявления просил взыскать с ответчиков солидарно в пользу ФИО1 пени в размере 265270 рублей и штраф в размере 66317,50 рублей, а также взыскать с ответчиков солидарно в пользу СПб ООП «Защита» штраф в размере 66317,50 рублей. Уточненное требование было принято судом в порядке статьи 39 ГПК РФ.

Истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, поручил представлять его интересы ФИО2

Истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании приказа от 07.06.2013г., в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика, ПАО «АВТОВАЗ», ФИО3, действующая по доверенности от 22.08.2018г., выданной сроком на три года, и представитель ответчика, АО «Прагматика Лада» (ООО «Лада-Центр Купчино»), ФИО4, действующая по доверенности от 09.08.2018г., выданной сроком по 09.08.2019г., в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных истцом требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель АО «Питер-Лада», ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании также возражал по иску.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между истцом и ООО «Лада-Центр Купчино» (после реорганизации в форме присоединения и изменения наименования – АО «Прагматика Лада») 17.10.2016г. был заключен договор купли-продажи автомобиля , в соответствии с которым истец приобрел транспортное средство Lada RS0Y5L Lada Largus, номер двигателя , VIN . Стоимость товара составила 647000 рублей и была оплачена продавцу полностью, что сторонами не оспаривалось.

В ходе эксплуатации истцом указанного транспортного средства проявились существенные недостатки, обусловленные заводскими дефектами, за которые истец не отвечает, в связи с чем, 19.09.2018г. истец направил в адрес изготовителя – ПАО «АВТОВАЗ» заявление о замене товара на аналогичный той же марки и комплектации, полученное последним 01.10.2018г.

В эту же дату, 01.10.2018г., ПАО «АВТОВАЗ» обратилось в адрес АО «Питер-Лада» с указанием о производстве мероприятий по рассмотрению претензии ФИО1, в частности, о проведении 04.10.2018г. осмотра дефектного автомобиля.

01.10.2018г. заводом-изготовителем в адрес ФИО1 была направлена телеграмма с уведомлением о том, что претензия истца направлена региональному представителю – АО «Питер-Лада» для проведения проверки технического состояния автомобиля, а также о дате проведения осмотра дефектного автомобиля.

17.10.2018г. в адрес ФИО1 направлено уведомление о готовности удовлетворить требование о замене дефектного автомобиля и в эту же дату в адрес АО «Питер-Лада» было направлено предложение о подготовке приказа о замене автомобиля по претензии истца.

26.10.2018г. дефектный автомобиль был передан истцом представителям АО «Питер-Лада» для последующей его передачи ПАО «АВТОВАЗ».

27.10.2018г. истцом в адрес АО «Питер-Лада» направлено заявление, содержащее указание об ознакомлении со сроками изготовления нового автомобиля и об отсутствии претензий в связи со сроками получения нового автомобиля.

29.10.2018г. АО «Питер-Лада» сформирована заявка на отгрузку нового автомобиля для замены по гарантии, при этом, в заявке указаны модель, комплектация и вариант такого автомобиля; заявка согласована истцом.

28.11.2018г. между истцом и ПАО «АВТОВАЗ» заключен договор о замене дефектного автомобиля на новый. 29.11.2018г. ФИО1 по акту был передан новый автомобиль Lada RS045L Lada Largus, номер двигателя .

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Статьей 18 названного Закона определены права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, в том числе, право потребовать замены на товар этой же или иной марки, право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Согласно пункту 1 статьи 20 названного Закона, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Из материалов дела следует, что претензия о замене дефектного транспортного средства поступила в адрес завода-изготовителя 01.10.2018г., 04.10.2018г. произведен его осмотр, а 17.10.2018г. подтверждена готовность произвести замену автомобиля.

Вместе с тем, из содержания претензии, направленной истцом 19.09.2018г., а также заявления истца от 27.10.2018г. и подписанного 28.11.2018г. соглашения о замене автомобиля на новый следует, что сторонами достигнуто соглашение, по условиям которого завод-изготовитель принял обязательство произвести замену дефектного автомобиля на новый автомобиль определенной (иной) комплектации, а истец согласился, что поставка этого автомобиля будет произведена за пределами срока, предусмотренного законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992г. условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Суд, оценив обстоятельства взаимоотношений сторон, пришел к выводу о том, что согласованное сторонами осуществление замены товара за пределами установленного законом срока в данном случае нельзя признать ущемляющим права истца, поскольку такая замена (параметры товара) была обусловлена волеизъявлением самого истца, при том, что противоправного бездействия на стороне ответчика судом не установлено.

В свою очередь, истец, на которого в данной ситуации возлагается бремя опровержения обстоятельств, изложенных в его заявлении от 27.10.2018г., не представил суду объяснений относительно причин и обстоятельств, побудивших его к направлению такого заявления.

При таких обстоятельствах, суд находит, что поведение истца, потребовавшего замены дефектного товара и выговорившего себе дополнительные условия такой замены (в части комплектации автомобиля), а впоследствии предъявившего претензию относительно сроков замены, превышение которых было обусловлено доставкой автомобиля согласованной комплектации, нельзя признать последовательным и соответствующим стандартному поведению осмотрительного потребителя.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании законной неустойки в размере 1% цены товара за каждый день просрочки удовлетворению не подлежит.

Равным образом, поскольку судом не установлено противоправности в действиях ответчиков, штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона РФ от 07.02.1992г. , взысканию с ответчиков также не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Защита», действующей в интересах ФИО1, к ПАО «АВТОВАЗ» и АО «Прагматика Лада» о взыскании пени за просрочку поставки товара и штрафа - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 июня 2019 года

Судья Н.Н. Михайлова