ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-969/2016 от 26.09.2016 Ялуторовского районного суда (Тюменская область)

<данные изъяты>

№ 2-969/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск 26 сентября 2016 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего – судьи Завьяловой А.В.,

с участием прокурора – Шайкиной А.М.,

при секретаре – Толстых М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал гражданского дела № 2-969/2016 по заявлению Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Ялуторовский межрайонный прокурор, выступая в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Свои требования мотивировал тем, что Ялуторовской межрайонной прокуратурой в ходе проверки Интернет-ресурсов при исполнении законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о противодействии коррупции были выявлен сайт <данные изъяты>, на странице которого размещена информация об изготовлении и продаже без прохождения поддельных служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов Прокуратуры России, МВД России и СК России, то есть поддельных официальных документов. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Распространение данной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков квалифицируется как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 327 УК РФ, а использование заведомо подложного документа - по ч. 3 ст. 327 УК РФ. В соответствии с частью 4 статьи 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления – подстрекателя, который, воздействуя на сознание и волю исполнителя, взращивает в нем намерение совершить преступление. Пособником, в соответствии с частью 5 данной статьи признается лицо содействующее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Учитывая, что правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации потворствующей совершению коррупционных правонарушений, прокурор, выступая в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обращается с настоящим заявлением в целях восстановления нарушенных прав граждан, защиты основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Старший помощник Ялуторовского межрайонного прокурор Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала требования, изложенные в заявлении в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО – Югре и ЯНАО ФИО1, действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил отзыв на заявленные требования, согласно которому полагает возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, при этом ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 23-25). Суд признает неявку представителя заинтересованного лица, не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Заслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Ялуторовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению. Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

<данные изъяты>

Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведенный в указанной правовой норме, не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 15 указанного закона на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указывает, что под доступом к информации понимается возможность получения информации и ее использования.

В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации запрещается распространение информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В силу ч. 1 ст. 40, ст. 41.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором Российской Федерации образца, которое является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. Служебные удостоверения прокуроров подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 и ч. 4 статьи 25 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 2 ст. 15, ст. 22 Федерального закона от 28.12.2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам Следственного комитета выдаются соответствующие служебные удостоверения установленного Председателем Следственного комитета образца, которые являются документом, подтверждающим его личность, должность, специальное или воинское звание. Служебное удостоверение сотрудника Следственного комитета подтверждает его право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику Следственного комитета настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Исходя из этого, служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность сотрудника государственных правоохранительных органов Прокуратуры РФ, МВД России и СК РФ, его звание и должность. Служебные удостоверения указанных работников подтверждают их определенные права и полномочия, которые установлены ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Оформление и выдача служебных удостоверений осуществляются в порядке, установленном актом государственного органа. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим статус гражданского служащего, его должностные полномочия.Как установлено из материалов дела, Ялуторовской межрайонной прокуратурой провиден мониторинг информации в рамках осуществления надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о противодействии коррупции.Согласно акту проверки от 31 августа 2016 г. (л.д. 12), скриншотом сайта <данные изъяты> (л.д. 15-18), в ходе проверки Ялуторовским межрайонным прокурором установлено, что на Интернет странице с адресом <данные изъяты> содержится информация об изготовлении и продаже служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов Прокуратуры России, МВД России и СК России. Подделка документа - это изготовление полностью фальсифицированного документа либо частичное фальсифицирование реквизитов подлинного документа путем внесения в текст документа заведомо недостоверных сведений, исправлений, фальсификация подписей или иных реквизитов документа. Законодательством Российской Федерации за подделку, изготовление и сбыт поддельных документов предусмотрена как уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и административная ответственность по ст. 19.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Также законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа - по ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно положениям части 1 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации по получению за денежные средства служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг, поскольку потворствует совершению коррупционных правонарушений в указанной сфере. Распространение поддельных служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов противоречит целям и задачам законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека и подрывает основы конституционного строя государства, соответственно нарушает публичные интересы Российской Федерации.Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как усматривается из материалов дела (л.д. 18) страница сайта <данные изъяты> не значатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с п. 2 данных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В силу п. 3 вышеуказанных Правил, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией. Установив, что на странице сайта <данные изъяты> размещена информация, пропагандирующая приобретение поддельных служебных удостоверений сотрудников государственных правоохранительных органов, учитывая, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, посягающим на общественные интересы, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся на Интернет странице с адресом <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ялуторовский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение суда составлено 03 октября 2016 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья - А.В. Завьялова