Дело №
Строка 59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ
р.п. Таловая 10 февраля 2012 года
Таловский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Лебедевой О.В.,
при секретаре Белых Е.Н.,
с участием помощника прокурора Кальченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Таловского района Воронежской области о признании Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 года № 34, противоречащим закону и недействующим в целях исключения коррупциогенного фактора,
установил:
Прокурор Таловского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения», утвержденное постановлением администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 года № 34, на предмет соответствия действующему федеральному, региональному законодательству и наличия коррупциогенных факторов. Данный правовой акт является нормативным, обнародован путем размещения на информационных щитах в общественных местах. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны. Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» полномочия РФ на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. Также данной статьей определены права и обязанности органов местного самоуправления поселений при осуществлении первичного воинского учета. Также ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете. Данное Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». Согласно п. 8 Положения в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. Разделом II данного Положения утвержден Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления, которым урегулирована деятельность органов местного самоуправления по ведению такого учета. Сопоставление Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения» с нормами федерального законодательства показывает, что действующее законодательство не предусматривает принятия на местном уровне нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок осуществления первичного воинского учета. В соответствии с пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местно самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором. Таким образом, положение принято за пределами полномочий органа местного самоуправления, что является коррупциогенным фактором. Просил признать Положение «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения», утвержденное постановлением администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 года № 34, противоречащим Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и недействующим в полном объеме с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Кальченко А.А. подтвердил суду фактические обстоятельства, изложенные в заявлении, заявленные требования поддержал, просил суд признать Положение «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения», утвержденное постановлением администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 года № 34, противоречащим Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и недействующим в полном объеме с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, кроме того, в заявлении указал, что постановлением администрации Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района от 01.02.2012 г. № 3 отменено постановление администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 г. № 34 «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения»». Таким образом, требования, заявленные прокурором, удовлетворены в добровольном порядке.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации (пункт "м" статьи 71) определено, что оборона (в том числе и гражданская оборона) находится в ведении Российской Федерации. Определяя круг обязанностей, возлагаемых в этой сфере на органы местного самоуправления, Федеральный закон от 31 мая 1996 года "Об обороне" устанавливает, что данные органы во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны (подпункт 1 пункта 1 статьи 7).
Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы обороны не являются вопросами местного значения. Следовательно, исходя из ч. 1 ст. 19 Закона полномочия в области обороны являются отдельными государственными полномочиями, которые должны передаваться федеральным законом.
На основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а именно ч. 2 ст. 8, полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и городских округов и др. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.
Из ч. 6 ст. 8 вышеуказанного закона следует, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719. Данное положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете. В частности, раздел II данного Положения посвящен порядку осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
В соответствии с п. 8 Положением о воинском учете в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.
Нормами вышеуказанного федерального законодательства не предусмотрено полномочие органов местной власти на принятие какого-либо нормативно-правового акта в сфере организации и осуществления первичного воинского учета граждан на территории сельского поселения, т.е. утвердив Положение «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения», администрация Хорольского сельского поселения вышла за пределы своей компетенции.
Согласно Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 коррупциогенными факторами является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
В материалы дела представлено постановление администрации Хорольского сельского поселения Таловского муниципального района от 01.02.2012 г. № 3, которым отменено постановление администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 г. № 34 «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения»».
Таким образом, с учетом совокупности исследованных судом доказательств по делу, суд находит Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения, утвержденное постановлением администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 года № 34, противоречащим Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", имеющим большую юридическую силу, а требования прокурора Таловского района подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать Положение об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории Хорольского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Хорольского сельского поселения от 17.11.2011 года № 34, противоречащим Федеральному закону от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и недействующим в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Лебедева