Дело № 2-96/2016 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Торжок 07 апреля 2016 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Голубевой О.Ю.,
при секретаре Раевой Е.С.,
с участием представителя истца ФИО2,
а также ответчика ФИО3 и представителя ответчика ФИО4 – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО4, ФИО3 об изъятии земельного участка для государственных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском к ответчикам и просит изъять для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)» 4 этап км 214 – км 258 (Тверская область)» с выплатой ФИО4, ФИО3 возмещения в размере <данные изъяты> рублей пропорционально их долям в праве собственности (по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек каждому).
В основании иска указывает, что в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы в России (2010 - 2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 05декабря 2001 года № 848, в соответствии с Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 2146-р, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет реализацию проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 4 этап км 214 – км 258, Тверская область» (далее – автомобильная дорога М-11).
В соответствии с частью 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р, предусмотрено строительство скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург.
Согласно частям 2 и 5.1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, отображаются в проекте межевания территории, являющемся составной частью документации по планировке территории соответствующего объекта.
Согласно пункту 35 Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06 июня 2012 года № 199, документацию по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждает Федеральное дорожное агентство.
В соответствии с документацией по планировке территории объекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе) 4 этап км 214 - км 258, Тверская область», утверждённой распоряжением Федерального дорожного агентства от 06 мая 2014 года № 876-р, в полосу отвода 4 этапа скоростной автомобильной дороги М-11 попадает, в частности, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 11 362 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО3 и ФИО4 в равных долях (по 1/2 доли).
Копии свидетельств о государственной регистрации прав и выписки из ЕГРП в отношении вышеуказанного земельного участка прилагаются к настоящему исковому заявлению.
Данный земельный участок образован с согласия собственников и в установленном порядке поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется, в том числе, в связи со строительством автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Строящаяся скоростная автомобильная дорога М-11 является автомобильной дорогой федерального значения и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 1178-р включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании.
На основании изложенного земельные участки, находящиеся в частной собственности и попадающие в полосу отвода скоростной автомобильной дороги М-11, подлежат изъятию для нужд Российской Федерации.
Полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков для строительства автомобильных дорог федерального значения наделено Федеральное дорожное агентство (пункт 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374).
В отношении указанного в настоящем исковом заявлении земельного участка принято распоряжение Федерального дорожного агентства от 12 января 2015 года № 15-р «Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)» 4 этап км 214 - км 258, Тверская область».
Решение об изъятии земельного участка было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством, что подтверждается прилагаемой к настоящему исковому заявлению выпиской из ЕГРП.
Собственники подлежащего изъятию земельного участка с кадастровым номером № (ответчики по настоящему делу) были в установленном порядке уведомлены о предстоящем изъятии (письма Тверского территориального управления Государственной компании от 02 апреля 2015 года № ТТУ-63 и № ТТУ-64).
Правовой статус Государственной компании установлен Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В частности, указанным Федеральным законом установлен ряд особенностей деятельности Государственной компании при изъятии земельных участков для размещения автомобильных дорог, деятельность по организации, строительства которых осуществляет Государственная компания. Так, согласно части 2 статьи 37 федерального закона № 145-ФЗ Государственная компания наделена полномочиями по: уведомлению в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовке и заключению с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовке и заключению от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращению от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании.
С 01 апреля 2015 года вступили в силу положения главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок изъятия земельных участков для государственных нужд. Указанные изменения были внесены Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 499 – ФЗ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальные нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
В связи с этим последующая (с 01 апреля 2015 года) процедура изъятия земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000020:401 осуществляется Государственной компанией в соответствии с вновь установленным порядком.
В соответствии с частью 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 2 данной статьи при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения (часть 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 9 данной статьи размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 10 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соглашение об изъятии указанного в настоящем исковом заявлении земельного участка, подписанное со стороны Государственной компании, с сопроводительным письмом от 26 августа 2015 года № ТТУ-628 было направлено собственникам в порядке, установленном статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
По данным официального портала ФГУП «Почта России» в сети «Интернет» соглашения получены ФИО3 23 сентября 2015 года, ФИО4 02 сентября 2015 года.
Размер возмещения за изымаемый земельный участок установлен данным соглашением на основании отчета об оценке, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности с учетом положений статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Отчетом от 10 августа 2015 года № размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером №, площадью 11 362 кв. м, принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО3 и ФИО4, составляет <данные изъяты> рублей, в том числе рыночная стоимость <данные изъяты> рублей, убытки <данные изъяты> рублей.
Согласно части 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его в уполномоченный орган (в данном случае - в Государственную компанию), либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.
В соответствии с частью 10 данной статьи в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Установленный указанной нормой девяностодневный срок истек 01 декабря 2015 года для ФИО4, и 22 декабря 2015 года для ФИО3 В Государственную компанию в указанный срок не поступило подписанное правообладателями соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с частью 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием, в частности, для перехода права собственности на земельный участок, находящийся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятый земельный участок.
На основании изложенного, ввиду неподписания правообладателями соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, основанием для государственной регистрации права федеральной собственности (перехода права собственности) на изымаемый земельный участок может являться только решение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, пунктами 6 и 7 статьи 22, статьей 37 Федерального закона № 145-ФЗ Государственная компания создается и действует в целях оказания государственных услуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления на средства, полученные из федерального бюджета в виде субсидий. В частности, согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 37 данного Федерального закона Государственная компания обращается в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании от имени Российской Федерации.
Таким образом, по данной категории дел (дела, связанные с изъятием земельных участков для нужд Российской Федерации) Государственная компания является лицом (органом), осуществляющим публично-правовые функции, направленные на защиту государственных интересов и действует от имени Российской Федерации. Настоящие требования, заявленные Государственной компанией, не связаны с собственными гражданско-правовыми интересами Государственной компании.
Представитель истца - Государственной компании «Российские автомобильные дороги» - ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что сторона истца согласна с заключением судебной оценочной экспертизой, в котором стоимость изымаемого у ответчиков земельного участка определена в размере 122 000 рублей.
Ответчик ФИО4, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам, установленным частью 2 статьи 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не уведомил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Представитель ответчика ФИО4 - ФИО5 в судебном заседании исковые требования признал частично, согласившись с изъятием земельного участка, но по стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал и поддержал позицию представителя ответчика ФИО5
Из представленных суду в ходе судебного разбирательства письменных возражений ответчиков ФИО3 и ФИО4 следует, что письмами Тверского территориального управления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» № ТТУ-63 и № ТТУ-64 от 02 апреля 2015 года, № ТТУ- 628 от 28 августа 2015 года они были уведомлены об изъятии для государственных нужд части принадлежащего им на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000020:401 общей площадью 11 362 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельного участка с кадастровым номером №.
В названных уведомлениях была указана цена выкупа в размере <данные изъяты> рублей пропорционально долям в праве собственности (по <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек каждому). Данная сумма включает в себя компенсацию причиненных собственникам убытков в размере <данные изъяты> рублей (по <данные изъяты> рублей каждому).
Они не согласны с предложенной оценкой земельного участка, подлежащего изъятию, так как 21 мая 2015 года между ФИО5, действующим на основании доверенности № <адрес>1 от 03 февраля 2015 года и ООО «Центр оценки» в лице директора ФИО1 был заключен договор № от 21 мая 2015 года на оказание услуг по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №. Стоимость услуг по договору <данные изъяты> рублей.
В результате проведенной оценки был составлен отчет № от 01 июня 2015 года.
Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей за 1 кв.м).
При этом оценка была проведена без учета убытков, причинённых собственникам в результате раздела и изъятия земельного участка.
На основании проведенной независимой оценки 07 октября 2015 года ФИО4 и ФИО3 направили в адрес ГК «Автодор» предложение об изменении размера возмещения за изъятие земельного участка с кадастровым номером №. На данное предложение ГК «Автодор» ответила отказом.
27 ноября 2015 года правообладателями было направлено повторное предложение об изменении размера возмещения. На данное предложение ГК «Автодор» ответила отказом.
Таким образом, ГК «Автодор» всячески уклоняется от согласования цены выкупа даже исходя из рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
Кроме того, в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером №, помимо участка размером 11 362 кв.м (кадастровый №), подлежащего изъятию для строительства дороги «Москва-Санкт-Петербург», был образован земельный участок с кадастровым номером № (данный участок остается в собственности ФИО4 и ФИО3), состоящий из трех независимых частей размерами 43 343 кв.м, 13 546 кв.м, 749 кв.м, сообщение между которыми теперь затруднено или невозможно, поскольку земельные участки не имеют общих границ. Кроме того, земельный участок площадью 13 546 кв.м будет распложен через предполагаемую трассу и попасть на него с участков площадью 43 343 кв.м, и 749 кв.м, будет физически невозможно.
Также в результате раздела и предполагаемого изъятия земельного участка площадью 11 362 кв.м (кадастровый №) в составе остающегося в собственности земельного участка с кадастровым номером № образуется земельный участок площадью 749 кв.м. В силу его конфигурации и места нахождения данный земельный участок теперь является не пригодным для дальнейшего использования правообладателем по прямому назначению.
В связи с указанными обстоятельствами 03 июля 2015 года правообладателями было направлено ходатайство в адрес ГК «Автодор» об изменении площади изымаемого земельного участка и включении в него части земельного участка площадью 749 кв.м. На данное письмо ГК «Автодор» ответила отказом.
Как указано выше, размер возмещения, предложенного ГК «Автодор» правообладателям за изымаемый земельный участок с кадастровым номером № (а именно <данные изъяты> рублей), включает в себя убытки, причиненные собственникам разделом и изъятием данного земельного участка, в размере <данные изъяты> рублей (по <данные изъяты> рублей каждому). С данной суммой убытков правообладатели не согласны.
В связи с невозможностью использования по прямому назначению части остающегося в собственности правообладателей земельного участка площадью 749 кв.м, считают, что изъятием причиняются убытки в размере <данные изъяты> рубля исходя из расчета <данные изъяты> рублей за 1 кв.м согласно определенной независимым оценщиком рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
С учетом изложенного просят определить размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей; убытки, причиненные изъятием земельного участка, в размере <данные изъяты> рубля.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.
Представитель третьего лица - Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.
Из представленных суду письменных пояснений следует, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 2146-р Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет реализацию проекта «Строительство скоростной автомобильной дроги Москва - Санкт- Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе), 4 этап км 214 - км 258, Тверская область» (далее - автомобильная дорога М-11).
Автомобильная дорога М-11 является автомобильной дорогой федерального значения и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 1178-р включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, подлежащих передаче в доверительное управление Государственной компании.
На основании вышеизложенного земельные участки, находящиеся в частной собственности и попадающие в полосу отвода скоростной автомобильной дороги М-11, подлежат изъятию для нужд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, Государственная компания осуществляет следующие полномочия: подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных ша них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 928 автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные Дороги».
В соответствии с частью 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 384-р, предусмотрено строительство скоростной автомобильной дороги М-11.
Согласно частям 2 и 5.1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, отображаются в проекте межевания территории, являющемся составной частью документации по планировке территории соответствующего объекта.
I
\
В соответствии с пунктом 35 Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06 июня 2012года № 199, документацию по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждает Федеральное дорожное агентство.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 06 мая 2014 года № 876-р утверждена документация по планировке территории объекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе) 4 этап км 214 - км 258, Тверская область», в полосу отвода 4 этапа скоростной автомобильной дороги М-11 попадает, в частности, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 11 362 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО3 и ФИО4 в равных долях (по ? доли).
Согласно пункту 5.4.1(1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков для строительства автомобильных дорог федерального значения наделено Федеральное дорожное агентство.
Федеральным дорожным агентством в отношении земельного участка, указанного в исковом заявлении, было принято распоряжение от 12 января 2015 года № 15-р «Об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)» 4 этап км 214 - км 258 (Тверская область)».
Собственникам подлежащего изъятию земельного участка в порядке, установленном частью 2 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка для последующего подписания.
В соответствии с частью 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его в уполномоченный орган, либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.
В нарушение части 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации собственниками земельного участка подлежащего изъятию не было представлено в Государственную компанию подписанное соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд, а также предложение об изменении условий данного соглашения.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федераций, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 37 федерального закона от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 43, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство считает заявленные Государственной компанией требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца ФИО2, ответчика ФИО3, представителя ответчика ФИО5, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
С 01 апреля 2015 года порядок выявления лиц, которым принадлежат земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления этих лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации), а также о принятом решении, об изъятии земельного участка (статья 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации) подробно регламентирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, правовое регулирование рассматриваемых правоотношений с 01 апреля 2015 года предусматривает обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации)), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда (пункт 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование, введенное Федеральным законом № 499-ФЗ, подлежит применению с учетом положений статьи 26 названного закона.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона № 499-ФЗ установлено, что, если решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принято до дня вступления его в силу, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в редакции Федерального закона № 499-ФЗ.
Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01 апреля 2015 года, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть соблюдена в полном объеме.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ФИО4 и ФИО3 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 69 000 кв. м, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 4 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (том 1 л.д. 14, 15).
На основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 12 января 2015 года № 15-р принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером № площадью 11362 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 4 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Клоковское сельское поселение, <адрес> (том 1 л.д. 29, 30-40).
Истец известил правообладателей земельного участка ФИО4 и ФИО3 о принятом решении об изъятии, направив в их адреса соответствующие уведомления, которые были получены ответчиками 24 февраля 2015 года (том 1 л.д. 41, 42, 142-146, 147, 148).
02 сентября 2015 года ответчиком ФИО4, а 23 сентября 2015 года ответчиком ФИО3 был получен проект соглашения об изъятии недвижимости и отчет об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка № от 10 июля 2015 года, в соответствии с которыми ФИО4 и ФИО3 предложена выкупная цена в размере <данные изъяты> рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка <данные изъяты> рублей, убытки <данные изъяты> рублей (том 1 л.д. 43, 44, 45, 46-49, 52-55).
В соответствии с частью 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
На основании приведенной нормы закона ответчики ФИО4 и ФИО3 направили в адрес истца предложение об изменении условий названного соглашения в части размера возмещения на основании отчета ООО «Центр оценки» № от 01 июня 2015 года, в соответствии с которым рыночная стоимость изымаемого земельного участка составляет 204 <данные изъяты> рублей (том 1 л.д. 99-119, 120, 121-122, 123).
Со ссылкой на заключение ЗАО «РосГеоПроект» № от 01 июля 2015 года, апеллируя к необоснованности заявленного ответчиками требования, истец отклонил предложение об изменении условий соглашения в части размера возмещения (том 1 л.д. 124).
По настоящему делу спор между сторонами возник относительно размера возмещения.
Доказывая несоответствие предложенной истцом выкупной цены рыночной стоимости изымаемого земельного участка и причиненных убытков, ответчики в ходе судебного разбирательства заявили ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы.
Учитывая наличие в материалах дела двух экспертных заключений (ЗАО «РосГеоПроект» № от 10 июля 2015 года и ООО «Центр оценки» № от 01 июня 2015 года), содержащих различные выводы о рыночной стоимости подлежащего изъятию земельного участка, суд счел ходатайство ответчиков обоснованным.
Проведенной по настоящему гражданскому делу судебной экспертизой (заключение ИП ФИО9) установлено, что рыночная стоимость земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 11 362 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 21 марта 2016 года с учетом сделанных допущений и ограничений составляет <данные изъяты> рублей, размер убытков, связанных с изъятием земельного участка, составляет <данные изъяты> рублей (том 2 л.д. 120-166).
Оценивая заключение эксперта, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена квалифицированным специалистом, базируется на использовании широкого спектра специальной литературы, данные о которой приведены в заключении. Результаты исследования мотивированы, подробно приведен механизм расчетов, что позволило суду проверить выводы эксперта.
Стороны с заключением судебной экспертизы согласились, о проведении в порядке статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительной или повторной экспертиз не ходатайствовали.
При таких обстоятельствах суд соглашается с заключением эксперта ФИО9 от 28 марта 2016 года и находит доказанным, что размер подлежащего выплате ФИО3 и ФИО4 возмещения в связи с изъятием земельного участка составит <данные изъяты> рублей.
При этом признавая размер убытков равным <данные изъяты> рублям, суд принимает во внимание, что ответчиками не представлено доказательств, указывающих на ведение ими какой-либо финансово-хозяйственной деятельности на изымаемом земельном участке, полученных по этой деятельности доходах и расходах; о наличии договоров залога, аренды и т.п. в отношении спорного земельного участка, а также упущенной выгоды, связанной с невозможностью осуществления в дальнейшем земельного участка, подлежащего изъятию.
Учитывая, что порядок изъятия земельного участка у ФИО3 и ФИО4 для государственных нужд ГК «Российские автомобильные дороги» соблюден, имеются основания для принятия решения об изъятии у ФИО3 и ФИО4 для нужд Российской Федерации спорного земельного участка с выплатой возмещения в размере <данные изъяты> рублей каждому (<данные изъяты> рублей х ?).
При разрешении заявления представителя ответчика ФИО6 о взыскании судебных расходов, понесенных ответчиками на оплату услуг судебного эксперта в размере <данные изъяты> рублей и на оценку земельного участка в досудебном порядке в размере <данные изъяты> рублей, а также расходов представителя ответчика на проезд к месту судебного разбирательства в размере <данные изъяты> рублей, суд учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относятся: государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
Суммы, подлежащие выплате экспертам, в соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются издержками, связанными с рассмотрением дела.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в статье 98 Кодекса судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из представленных суду доказательств видно, что судебная экспертиза, стоимость производства которой составила <данные изъяты> рублей, оплачена ответчиками в полном объеме в равных долях каждым и подлежит возмещению истцом по правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Размер исковых требований, в удовлетворении которых истцу отказано, составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей – <данные изъяты> рублей) или 23,59% к первоначально заявленному требованию.
Следовательно, возмещению ответчикам подлежат расходы на производство судебной экспертизы в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей х 23,59%), то есть по <данные изъяты> рублей каждому.
Расходы, понесенные ответчиками в досудебном порядке на оплату услуг эксперта ООО «Центр оценки», возмещению с истца не подлежат, ибо, как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в пункте 4 Постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на подготовку отчета об оценке недвижимости), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.
В рассматриваемом случае договорные отношения между сторонами отсутствуют, обязательный досудебный порядок урегулирования спора законом не предусмотрен, вследствие чего расходы на оценку рыночной стоимости изымаемого земельного участка, проведенной по инициативе ответчиков не только до возбуждения судебного спора, но и до определения истцом выкупной цены, предложенной впоследствии ответчикам, не могут быть признаны судебными издержками и не подлежат взысканию.
Обсуждая вопрос о возмещении представителю ответчика ФИО5 транспортных расходов в вязи с явкой в суд в размере 6 075 рублей, суд принимает во внимание следующее.
Названный выше Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления отмечает, что транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны (статьи 94, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На разумность расходов на оплату услуг представителя указано и в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 (часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом в абзаце 2 пункта 12 Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание судов на то, что при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В подтверждение транспортных расходов представитель ответчика ФИО5 представил проездные билеты в направлении Санкт-Петербург-Торжок с прибытием в пункт следования в дни судебных заседаний 11 февраля 2016 года (цена билета <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек), 03 марта 2016 года (цена билета <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек) и 07 апреля 2016 года (цена билета <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек), а также проездные билеты в направлении Тверь-Санкт-Петербург с датами убытия 11 февраля 2016 года (цена билета <данные изъяты> рублей) и 03 марта 2016 года (цена билета <данные изъяты> рублей).
Вместе с тем представителем ответчика для поездок 11 февраля 2016 года и 03 марта 2016 года из Твери в Санкт-Петербург были приобретены билеты, в стоимость которых включены дополнительные сервисные услуги, что увеличило расходы на проезд.
Данное обстоятельство не позволяет суду согласиться с тем, что данные расходы объективно необходимые и отвечают критерию разумности.
По мнению суда, принципу разумности будет соответствовать компенсация представителю ответчика транспортных расходов на проезд 11 февраля 2016 года и 03 марта 2016 года из Твери в Санкт-Петербург в пределах стоимости билетов, оплаченных ФИО5 при поездках в указанные дни из Санкт-Петербурга в Торжок, что составит <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек соответственно.
Таким образом, общая сумма транспортных расходов представителя ответчика составит <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к возмещению с истца надлежит определить размер транспортных расходов <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек х 23,59%).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО4, ФИО3 удовлетворить частично.
Изъять у ФИО4, ФИО3 для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе): 4 этап км 214 – км 258, Тверская область» земельный участок с кадастровым номером № площадью 11 362 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с выплатой ФИО4 (*** года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) и ФИО3 (*** года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) возмещения в размере <данные изъяты>) рублей каждому.
В удовлетворении остальной части иска к ФИО4, ФИО3 отказать.
Взыскать с Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 770701001, дата регистрации в ЕГРЮЛ 14 августа 2009 года) в пользу ФИО4 и ФИО3 расходы на производство судебной экспертизы в размере по <данные изъяты> рублей каждому.
Взыскать с Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 770701001, дата регистрации в ЕГРЮЛ 14 августа 2009 года) в пользу ФИО5 (*** года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) транспортные расходы представителя ответчика в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 апреля 2016 года.
Председательствующий подпись О.Ю. Голубева
<данные изъяты>
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-96/2016 в Торжокском городском суде Тверской области
Судья О.Ю. Голубева