ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-96/20 от 09.06.2020 Пыталовского районного суда (Псковская область)

60RS0023-01-2020-000238-28 Дело № 2-96/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Красногородск 09 июня 2020 года

Пыталовский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Григорьева М.А.,

при секретаре Нефедовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление автомобильных дорог» к ФИО1 о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге,

УСТАНОВИЛ:

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге. В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 54 километре автодороги «Нефтеюганск-Сургут» в Сургутском районе ХМАО-Югры сотрудниками ГИБДД, совместно с сотрудниками службы весового контроля, произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки «Renault Premium 420.19T», государственный регистрационный знак <***>, принадлежащего ФИО1, с прицепом «МЕТАКО», государственный регистрационный знак АО 7953 59 под управлением водителя ФИО3 При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на движение по автомобильным дорогам ХМАО-Югры.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортных средств, сумма ущерба, причиненного ответчиком, автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, составила 69 649,00 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была. Ответ на направленное в качестве досудебного урегулирования спора извещение -ср от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, истцу не поступил, сумма ущерба не оплачена. По результатам взвешивания составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено превышение осевых нагрузок. Согласно акту транспортное средство марки «Renault Premium 420.19T», государственный регистрационный знак <***>, принадлежащего ФИО1, с прицепом «МЕТАКО», государственный регистрационный знак АО 7953 59 под управлением водителя ФИО3, следовало из <адрес> ХМАО-Югра в г. \москва. Следовательно, транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешенный путь): а/д Сургут-Лянтор с 91 по 13 км (78 км); а/д Нефтеюганск-Сургут с 60 по 54 км (6 км). Всего пройдено 84 км. Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-20П-весы автомобильные электронные портативные), заводской , поверка весового оборудования ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта «Ва-П» (раздел 10. Поверка), согласно которому весы автомобильные электронные портативные ВА-20П заводской признаны пригодными к применению.

Просит взыскать с ответчика ущерб, причиненный автомобильной дороге Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сумме 69 649 рублей.

В судебное заседание представитель истца надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просит суд их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, возражений и ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Федеральный закон № 257 –ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда и его размер устанавливается Правительством РФ.

Во исполнение вышеуказанного Федерального закона РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 года № 934 утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» (далее – Правила).

Согласно п. 2 Постановления Правительства от 16.11.2009 года № 934 размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется в соответствии с показателями согласно приложению. Пунктом 3 данного Постановления установлено, что реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральным дорожным агентством в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Агентства и бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в сфере установленных функций.

В соответствии с п. 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Согласно п.4 Правил размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств.

Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, предусмотренном п. 5 Правил. Согласно п.1 статьи 46 Федерального закона 3 257-ФЗ в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов регулирует Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ 27 мая 1996 г.) (далее – Инструкция), разработанная на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования".

Согласно п. 1.4. Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений (далее по тексту - разрешений), выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции. Согласно п. 8.4 Инструкции в случае, если нарушение установленного порядка перевозки крупногабаритного или тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требованию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке.

Вышеуказанной Инструкцией, а также Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Минтрансом РФ 30.04.1997 года и зарегистрированным в Минюсте РФ 20.06.1997 года № 133.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 54 километре автодороги «Нефтеюганск-Сургут» в Сургутском районе ХМАО-Югры сотрудниками ГИБДД, совместно с сотрудниками службы весового контроля, произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки «Renault Premium 420.19T», государственный регистрационный знак <***>, принадлежащего ФИО1, с прицепом «МЕТАКО», государственный регистрационный знак АО 7953 59 под управлением водителя ФИО3 При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на движение по автомобильным дорогам ХМАО-Югры.

Ответ на направленное в качестве досудебного урегулирования спора извещение -ср от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, истцу не поступил, сумма ущерба не оплачена (л.д. 62).

По результатам взвешивания составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено превышение осевых нагрузок (л.д. 10).

Согласно акту транспортное средство марки «Renault Premium 420.19T», государственный регистрационный знак <***>, принадлежащего ФИО1, с прицепом «МЕТАКО», государственный регистрационный знак под управлением водителя ФИО3, следовало из <адрес> ХМАО-Югра в <адрес>. Следовательно, транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешенный путь): а/д Сургут-Лянтор с 91 по 13 км (78 км); а/д Нефтеюганск-Сургут с 60 по 54 км (6 км). Всего пройдено 84 км.

Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-20П-весы автомобильные электронные портативные), заводской , поверка весового оборудования ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта «Ва-П» (раздел 10. Поверка), согласно которому весы автомобильные электронные портативные ВА-20П заводской признаны пригодными к применению (л.д.75).

Таким образом, судом установлено, что ответчик нарушил требования вышеуказанных норм законодательства, причинив провозом тяжеловесного (крупногабаритного) груза ущерб федеральной автомобильной дороге.

В обоснование суммы ущерба истцом представлен расчет, составленный в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанных норм законодательства, согласно которого сумма ущерба составляет 69 649 рублей.

Проверив представленный истцом расчет суммы ущерба, суд, в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, признает его допустимым доказательством по делу, оснований сомневаться в его достоверности судом не установлено.

Таки образом судом установлено, что ответчиком причинен ущерб федеральной автомобильной дороге в указанном размере.

Доказательств, опровергающих данные выводу суда, ответчиком, в силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлено.

В досудебном порядке ответчику истцом направлялось письменное извещение о выявленных нарушениях и необходимости добровольной оплаты компенсации вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге, доказательств добровольного возмещения ответчиком вышеуказанного ущерба в судебном заседании не установлено, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах дела, исходя из вышеизложенного, целей и функций истца, суд приходит к выводу, что требования истца о возмещении с ответчика вреда в заявленной сумме, обоснованы и законны, подлежат удовлетворению.

Истцом государственная пошлина при подаче иска в суд не оплачена.

Уплата государственной пошлины в соответствии со ст.ст. 98, 101, 103 ГПК РФ, ст. 333.19, 333.36 НК РФ возлагается на ответчика, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 289 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» к ФИО1 о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Казенного учреждения «Управление автомобильных дорог» в счет возмещения вреда 69 649 рублей на расчетный счет УФК по ХМАО – Югре (Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ЛС: 04872005620) , открытый в РКЦ Ханты–Мансийск города Ханты-Мансийска, БИК:047162000 ИНН: <***> КПП: 860101001 КБК: 18 ОКТМО: 71871000.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 289 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Пыталовский районный суд в течение месяца.

Председательствующий /подпись/ М.А. Григорьев

Копия верна

Судья Пыталовского районного суда М.А. Григорьев