РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2013 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Слоновой Е.А.,
при секретаре Мошляк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах ФИО1 к краевому государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Родинского района» о признании незаконными бездействия и о понуждении к совершению действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд в интересах ФИО1 с исковым заявлением к КГКУ "Центр занятости населения Родинского района" о признании незаконным бездействия КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» по не постановке на учет в качестве безработного ФИО1 и о возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного ФИО1 с 23 декабря 2013 года. В обоснование своих исковых требований прокурор Родинского района указал, что в прокуратуру Родинского района поступило заявление ФИО1 с просьбой обратиться в суд в его интересах с исковым заявлением о возложении обязанности на службу занятости населения признать его безработным. Проведенной проверкой по данному обращению установлено, что 23 декабря 2013 года ФИО1 обратился в КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» по поводу постановки его на учет в качестве безработного в связи с тем, что он уволен по последнему месту работы - <ЗАО>» ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности или штата работников предприятия, после чего не был трудоустроен. Ранее ФИО1 в период с 11 февраля 2008 года по 12 августа 2013 года состоял в качестве безработного в КГКУ «ЦЗН Родинского района». При обращении в КГКУ «ЦЗН Родинского района» 23 декабря 2013 года ФИО1 фактически отказано в постановке на учет в качестве безработного в связи с тем, что им не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Вместе с тем, <ЗАО> с ДД.ММ.ГГГГ находится в стадии ликвидации, документы о трудоустройстве работников, включая документы об оплате труда, переданы предприятием в отдел по делам архивов Родинского района, где сведения о размере заработной платы ФИО1 за последние 3 месяца его работы отсутствуют. Таким образом, ФИО1 не имеет возможности предоставить в КГКУ «ЦЗН Родинского района» справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы по обстоятельствам, от него не зависящим.
Кроме того, прокурор указал, что отсутствие требуемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку в силу пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Доводы КГКУ «ЦЗН Родинского района», указанные в информации, об отсутствии оснований для признания ФИО1 безработным ввиду непредставления справки о средней заработной плате за последние три месяца и невозможности назначения пособия по архивной справке, предоставленной ФИО1, необоснованны, поскольку пособие при повторной постановке на учет выплачивается безработному в минимальном размере и содержание справки о заработке за последние три месяца не имеет значения.
ФИО1 после увольнения из ЗАО «Степная Нива» с ДД.ММ.ГГГГ не работает, в связи с чем предоставление им указанной справки не влияет на размер назначаемого пособия по безработице, и соответственно, отсутствие такой справки не может препятствовать постановке гражданина на учет в качестве безработного.
При указанных обстоятельствах отказ КГКЦ «ЦЗН Родинского района» в признании ФИО1 безработным нарушает его конституционное право на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, согласующихся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, ФИО1 не относится к категории граждан, которые в силу пункта 3 статьи 3 Закона «О занятости населения в РФ» не могут быть признаны безработными.
Прокурор просил суд признать незаконным бездействие КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» по непостановке на учет в качестве безработного ФИО1 с 23 декабря 2013 года и обязать КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» поставить на учет в качестве безработного ФИО1 с 23 декабря 2013 года.
В судебном заседании прокурор Хлебова Н.А. устно уточнила исковые требования и просила суд признать незаконным бездействие КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» по не постановке на учет в качестве безработного ФИО1 с 23 декабря 2013 года; обязать КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» поставить на учет в качестве безработного ФИО1 с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством. В обоснование заявленных требований привела доводы аналогичные изложенным в заявлении, дополнив пояснила, что истец ФИО1 23 декабря 2013 года был поставлен на учет как ищущий подходящую работу.
Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал и пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ он работал в ЗАО «Степная Нива», состоял на учете в центре занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получал пособие о безработице, после чего был снят с учета. 23 декабря 2013 года он вновь обратился к ответчику с просьбой о признании его безработным с выплатой пособия, однако он был поставлен на учет как ищущий работу, что, по его мнению, является незаконным. В настоящее время он не состоит на учете в ЦЗН, так как не имеет средств для поездок из своего населенного пункта в с Родино для регистрации. При обращении в ЦЗН он предоставил все необходимые документы, за исключением справки о заработной плате, так как в архиве таких сведений нет.
Представитель КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора Родинского района в интересах ФИО1 не признал, пояснив, что действительно, 23 декабря 2013 года ФИО1 обратился в КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» и был поставлен на учет как ищущий работу. Оснований для регистрации его в качестве безработного и выплаты ему пособия по безработице не имелось, так как он предоставил неполный пакет документов. ФИО1 не представил справку о среднемесячном заработке с последнего места работы, которая является обязательным документом, необходимым для принятия решения о признании гражданина безработным. ФИО1 оказывались государственные услуги в качестве ищущего работу. 17 января 2014 года ФИО1 выдано направление на работу в <ООО> в качестве разнорабочего, но данным направлением ФИО1 не воспользовался, отказавшись таким образом от работы. В связи с этим ФИО1 снят с учета как ищущий работу.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит, что исковые требования прокурора Родинского района в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункта 2 статьи 3 названного Закона РФ решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1 23 декабря 2013 года обратился в КГКУ "Центр занятости населения Родинского района" и был поставлен на учет как ищущий подходящую работу, однако в качестве безработного не зарегистрирован по причине отсутствия справки о средней месячной заработной плате за последние 3 месяца, в связи с нахождение предприятия в стадии ликвидации с ДД.ММ.ГГГГ и отсутствием сведений о его заработке в архиве Родинского района.
Истец полагает, что ответчик необоснованно не поставил его на учет в качестве безработного, так как справка о его средней заработной плате с последнего места работы не может им быть представлена по объективным причинам.
Согласно имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки последним местом работы истца ФИО1 указано <ЗАО> откуда он уволен ДД.ММ.ГГГГ по пункту 2 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности работников, в настоящее время истец не работает.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ <ЗАО> находится в стадии ликвидации с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке отдела по делам архивов Администрации Родинского района Алтайского края сведения о заработной плате ФИО1 в период его работы в ЗАО «Степная Нива» за последние три месяца работы отсутствуют.
При таких обстоятельствах истцом ФИО1 ответчику КГКУ "Центр занятости населения Родинского района" справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы <ЗАО> не может быть представлена.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013) "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
При регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
Согласно п. 3 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В соответствии с п. 4 указанных Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными.
Согласно п. 8 Правил при постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет.
В силу п. 9 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях:
а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;
г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;
д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
В соответствии с п. 11 Правил государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения.
Указанные требования законодательства ответчиком не соблюдены. При таких обстоятельствах фактический отказ КГКУ "Центр занятости населения Родинского района" в признании ФИО1, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным нарушает его конституционное право на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, согласующихся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.
Также суд учитывает, что ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоял на учете в качестве безработного, пособие по безработице ему назначалось, следовательно, у ответчика КГКУ "Центр занятости населения Родинского района" имеется справка о средней заработной плате ФИО1 за последние три месяца его работы в <ЗАО> л.д.8.
Ссылку ответчика на письмо Минтруда России, содержащее разъяснения по вопросу порядка признания граждан безработными суд не принимает во внимание, поскольку данное письмо не может рассматриваться как нормативно-правовой акт.
То обстоятельство, что истец ФИО1 не явился для трудоустройства в <ООО> куда был направлен как ищущий работу, а карточка персонального учета закрыта ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для отказа в иске прокурору в интересах ФИО1, поскольку по смыслу приведенных выше норм закона основанием для отказа в регистрации в качестве безработного или для снятия гражданина с учета в качестве безработного не может служить однократный отказ от одного из вариантов работы.
Суд распределяет судебные расходы согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец при обращении в суд освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 400 рублей, то данные расходы подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края в интересах ФИО1 к КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» по не признанию в качестве безработного ФИО1 с 23 декабря 2013 года.
Обязать КГКУ «Центр занятости населения Родинского района» поставить на учет в качестве безработного ФИО1 с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Слонова