ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-96/2017 от 15.05.2017 Тевризского районного суда (Омская область)

Гражданское дело № 2-96/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Тевриз 15 мая 2017 г.

Тевризский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Задорожнего С.А.,

с участием истца ФИО1,

при секретаре судебного заседания Поздяевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации Тевризского муниципального района Омской области, ГУ МЧС России по Омской области, ГУ региональной безопасности Омской области, Правительству Омской области о признании права на получение единовременной материальной помощи, включении в списки на единовременную материальную помощь, определении источника выплат,

установил:

Истица обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 2012 года по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес>, данный факт установлен решением Тевризского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановлению Главы Тевризского муниципального района Омской области от 10.06.2015 года № 249-п р.п. Тевриз включен в границы зоны ЧС, вызванной паводком на территории Тевризского района.

Таким образом, в период паводка 2015 года она проживала в зоне затопления и пострадала, однако в выплате единовременной материальной помощи ей было отказано, в связи с тем, что она не признана пострадавшей, не включена в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, не определено за счет какого бюджета должны быть произведены выплаты, что повлекло нарушение её прав на получение финансовой помощи.

На основании изложенного просит признать за ней как за лицом, проживавшим в границах зоны чрезвычайной ситуации, вызванной проходившим в 2015 году в Тевризском муниципальном районе Омской области паводком, право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с п/п. «г» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110. Возложить на Администрацию Тевризского муниципального района Омской области обязанность включить её в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также направить данный список, в орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на подготовку сводных данных о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи. Указанную выплату произвести за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - Администрации Тевризского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, согласно отзыва на исковое заявление не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представители ответчиков - Правительства Омской области, ГУ региональной безопасности Омской области в судебном заседании участия не принимали, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, дело просили рассмотреть в их отсутствие, указав, что являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям.

Представитель ответчика - ГУ МЧС России по Омской области, в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ (ред. от 28.11.2015 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 указанного выше закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с пунктом 7 части первой ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Одним из условий оказания материальной помощи гражданам является факт постоянного проживания в зоне чрезвычайной ситуации, который подтверждается регистрацией по месту жительства в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Для реализации указанного права приняты Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.п. «г» и «д» п. 2 указанных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В период апреля-июня 2015 года на севере Омской области произошло существенное поднятие уровня воды в реках, что вызвало опасное гидрологическое явление - паводок. В зону подтопления попали 37 населенных пунктов в 7 муниципальных районах Омской области, в том числе Тевризский муниципальный район Омской области.

Постановлением главы Тевризского муниципального района Омской области от 10 июня 2015 года № 249-п определены фактические границы зоны чрезвычайной ситуации, вызванной опасным гидрологическим явлением - паводком 2015 года на территории Тевризского муниципального района Омской области. В указанные границы вошел р.п. Тевриз.

Постановлением и.о. главы Тевризского муниципального района Омской области от 13.10.2015 года № 380-п утвержден Порядок организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вызванной опасным гидрологическим явлением - паводком 2015 года на территории Омской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Истица предоставила в Администрацию Тевризского муниципального района Омской области заявление установленной формы об оказании материальной помощи и необходимый пакет документов, однако получили отказ в выплате, со ссылкой на отсутствие постоянной регистрации по месту жительства.

ДД.ММ.ГГГГ решением Тевризского районного суда Омской области по гражданскому делу был установлен факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в р.п. Тевриз Тевризского района Омской области с июля 2013 г. по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период чрезвычайной ситуации.

На основании данного решения ФИО1 была включена в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации. Данный список ГУ региональной безопасности Омской области возвращен Администрации Тевризского муниципального района Омской области со ссылкой на то, что в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества (имущества первой необходимости), граждане включаются в списки на основании принятых судебных решений, в которых лицо должно быть определено пострадавшим в результате конкретной чрезвычайной ситуации, должно быть предписано внести его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, должно быть указано за счет какого бюджета должны быть произведены выплаты.

В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1 проживала на территории Тевризского района Омской области в населенном пункте, вошедшем в фактические границы зоны чрезвычайной ситуации, и следовательно имеет право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с п.п. «г» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110.

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как за лицом, проживавшим в границах зоны чрезвычайной ситуации, вызванной проходившим в 2015 году в Тевризском муниципальном районе Омской области паводком, право на получение единовременной материальной помощи в соответствии с п.п. «г» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года № 110.

Возложить на Администрацию Тевризского муниципального района Омской области обязанность включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией, с направлением данного списка в орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на подготовку сводных данных о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи.

Выплату единовременной материальной помощи ФИО1 произвести за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия, через Тевризский районный суд Омской области.

Председательствующий _____________