Дело № 2-96/2021 УИД 23RS0014-01-2020-002251-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст. Динская Краснодарского края 25 марта 2021 года
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Костюк А.А.,
при секретаре Танеевой А.С.
с участием представителей истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2 - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО2 об изъятии земельного участка,
УСТАНОВИЛ
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит: изъять у ответчика для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд): земельный участок с кадастровым номером №:1655, площадью 28511 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:1234, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Динской, в границах СПК "Колос"; земельный участок с кадастровым номером №:1663, площадью 28049 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:194, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Динской, в границах СПК "Колос". Предоставить возмещение ответчику за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество в размере 5 527 900 (Пять миллионов пятьсот двадцать семь тысяч девятьсот) рублей. Взыскать с ответчика государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в пользу федерального бюджета.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>» на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», приказом министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения». Частью 2 статьи 37 Закона о Государственной компании установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в Сфере дорожного хозяйства, а именно: подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>» в соответствии с которым для федеральных нужд подлежит изъятию следующее недвижимое имущество, находящееся собственности ФИО2: земельный участок с кадастровым номером №:1655, площадью 28511 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:1234, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Динской, в границах СПК "Колос"; земельный участок с кадастровым номером №:1663, площадью 28049 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:194, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Динской, в границах СПК "Колос".
Размер возмещения был определен в соответствии с Отчетом ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Определение рыночной стоимости размера возмещения в связи с изъятием земельных участков с кадастровыми номерами №:1663 и №:1655, принадлежащих ФИО2», составленным независимым оценщиком ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг» (119180, Москва, <адрес>, заместитель генерального директора ФИО4).
Размер возмещения составляет 5 527 900 (Пять миллионов пятьсот двадцать семь тысяч девятьсот) рублей, из них: рыночная стоимость земельных участков, подлежащих изъятию составляет 5 363 600 (Пять миллионов триста шестьдесят три тысячи шестьсот рублей 00 копеек); размер убытков составляет 164 300 (Сто шестьдесят четыре тысячи триста рублей 00 копеек).
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в части изъятия земельных участков, с размером компенсации убытков не согласился.
Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
судом установлено, что Государственная компания «Российские автомобильные дороги» осуществляет деятельность по реализации проекта: «Автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>» на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», приказом министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения».
Частью 2 статьи 37 Закона о Государственной компании, установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в Сфере дорожного хозяйства, а именно:
- подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
- уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
- подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;
- подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании;
- обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;
- обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;
- обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения» (Зарегистрировано в Минюсте России от ДД.ММ.ГГГГ№). На основании пункта 35 Порядка, а также пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, документация по планировке территории утверждается распоряжением Федерального дорожного агентства. В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 56.3. Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку полученной от Государственной компании «Российские автомобильные дороги», подготовленной документации по планировке территории (вместе с проектом межевания территории) и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и направлении ее на доработку (пункты 34, 35 Порядка, пункт 5.4. (2) Положения о Росавтодоре).
Согласно распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от ДД.ММ.ГГГГ№-р, утверждена документация по планировке территории объекта: «Об утверждении документации по планировке территории объекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода
г. Краснодара». Согласно проекту межевания территории, в полосу отвода Объекта попадают земельные участки с кадастровыми номерами №:1655, площадью 28511 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:1234, №:1663 площадью 28049 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:194, принадлежащие на праве собственности ответчику - ФИО2.
Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Как указано в пункте 1 статьи 56.2. Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных органов исполнительной власти. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является таким федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 56.6. Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ, отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества не являются препятствием для принятия решения об изъятии.
Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка в целях обеспечения реализации проекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на- Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>» в соответствии с которым для федеральных нужд подлежит изъятию следующее недвижимое имущество, находящееся собственности ФИО2:
земельный участок с кадастровым номером №:1655 площадью 28511 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:1234, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Динской, в границах СПК "Колос";
земельный участок с кадастровым номером №:1663 площадью 28049 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:194, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Динской, в границах СПК "Колос".
ДД.ММ.ГГГГ исх. № подрядчик истца направил ответчику копию решения об изъятии и перечень необходимых для проведения оценки документов письмами с объявленной ценностью, с описью вложения и простым уведомлением о вручении через ФГУП «Почта России». Письмо ответчиком не было получено, о чем имеется отчет об отслеживании почтового отправления, которое вручено обратно отправителю (подрядчику Истца).
ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр участков подрядчиком истца, о чем составлены акт осмотра, подписанный подрядчиком истца. Ответчик на процедуру осмотра земельного участка не явился.
Согласно пункту 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8. Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно пункту 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Истцом в суд предоставлен Отчет ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Определение рыночной стоимости размера возмещения, в связи с изъятием земельных участков с кадастровыми номерами №:1663 и №:1655, принадлежащих ФИО2», согласно которого, размер возмещения составляет 5 527 900 (Пять миллионов пятьсот двадцать семь тысяч девятьсот) рублей, из них: рыночная стоимость земельных участков, подлежащих изъятию составляет 5 363 600 (Пять миллионов триста шестьдесят три тысячи шестьсот рублей 00 копеек); размер убытков составляет 164 300 (Сто шестьдесят четыре тысячи триста рублей 00 копеек).
Результаты оценки подлежат проверке Государственной компанией на предмет соблюдения оценщиком при проведении оценки земельного участка требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, полноты и последовательности процедур оценки.
Частью 10 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектом недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2. настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации, проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №-КрФ истцом ответчику вручены лично отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№ и проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд. Указанное соглашение получено ответчиком нарочно ДД.ММ.ГГГГ, что не отрицается представителем ответчика.
Согласно статье 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости, либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В связи с тем, что ответчик, по истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, не представил подписанные соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, истец был вынужден обратиться с настоящим иском в суд с целью принудительного изъятия объекта недвижимого имущества.
В свою очередь, отсутствие возможности оформить право собственности Российской Федерации на изымаемый земельный участок для планируемого строительства объекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>» препятствует проведению Государственной компании программных мероприятий на данном участке в срок, установленный Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2024 гг.) утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
При этом, строительство Объекта осуществляется в соответствии с Документацией по планировке территории, подготовленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти» Распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ№-р «об утверждении документации по планировке территории объекта «Автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>».
Из пояснений представителя истца следует, что вышеуказанная проектная документация получила положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ№/ГГЭ-10053/07-01. Внесение изменений в проектную документацию прошедшую государственную экспертизу не представляется возможным не только ввиду отсутствия возможности обосновать несоразмерные дополнительные финансовые (бюджетные) и временные затраты, требуемые в таком случае, но и в связи с отсутствием технической возможности переноса планируемого объекта строительства - «Автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке дальнего западного обхода <адрес>».
Одновременно, из смысла пункта 2 статьи 22 Федерального закона о ГК «Автодор» следует, что финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по осуществлению строительства и реконструкции, переданных ей в доверительное управление автомобильных дорог, осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.
Вместе с тем, «Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2024 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р, разработанной на основании вышеуказанной Федеральной целевой программы продиктована необходимостью достижения следующих целей:
- повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог федерального значения, в том числе за счет улучшения технических характеристик дорог, увеличения их пропускной способности, а также за счет повышения уровня безопасности движения и качества сервисного обслуживания на дорогах;
- формирование скоростных автомобильных дорог федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности;
- извлечение дополнительных доходов от эксплуатации и использования имущества дорог с целью направления их на повышение уровня содержания дорог и реализацию дорожных проектов;
- переход к этапу динамичного развития сети автомобильных дорог, отвечающему потребностям экономики и населения страны, в том числе за счет формирования национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих основные хозяйственные центры страны.
Суд считает, что действия Государственной компании по обеспечению защиты государственных интересов посредством обращения в суд с данными исковыми требованиями соответствуют целевым ориентирам, установленным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.05. 2008 №) с учетом целей и задач, предусмотренных Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Право на обращение Государственной компании в суд с требованиями об изъятии земельных участков, необходимых для строительства федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 «Дон», от имени Российской Федерации, предусмотрено ст. 37 Закона о Государственной компании.
По ходатайству представителя ответчика определением Динского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Гео Инвест-Информ».
Согласно выводам судебной оценочной экспертизы №-О от ДД.ММ.ГГГГ, размер убытков на дату производства судебной экспертизы, который будет причинен собственнику изымаемых земельных участков под кадастровыми номерами №:1663, №:1665, расположенных по адресу: <адрес>, в границах СПК «Колос», ФИО2 в следствии досрочного прекращения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с КХ «Колтуново», составляет 122605 рублей.
Размер убытков на дату проведения судебной экспертизы, который будет причинен собственнику ФИО2 изымаемых земельных участков под кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах СПК «Колос», связанных с нарушением производства на остающихся у собственника земельных участков, составляет 0 рублей.
Размер упущенной выгоды (недополученного дохода), на дату производства судебной экспертизы, который будет причинен собственнику земельных участков, в результате изъятия земельных участков для государственных нужд под кадастровыми номерами №:1663, №:1665, расположенных по адресу: <адрес>, в границах СПК «Колос», составляет 36961 рубль.
Следуя требованию ч. 1, 2 ст. 67 ГПК РФ о том, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд произвел оценку указанного заключения и считает его допустимым доказательством по делу, поскольку оно является полным, мотивированным, квалификация эксперта подтверждена документально и сомнений не вызывает.
Учитывая, что при проведении судебной экспертизы эксперту были разъяснены права и обязанности, он был предупрежден об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, проведенная судебная экспертиза является обоснованной, логичной и последовательной, экспертом достаточно полно аргументированы и сделаны выводы, в связи с чем, суд принимает во внимание выводы эксперта и считает их обоснованными, оснований не доверять проведенному исследованию суд не имеет и считает необходимым положить в основу судебного решения и руководствоваться выводами судебного эксперта.
В связи с чем, предоставить ФИО2 возмещение за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество в размере 5 690 466 рублей (5 527 900 + 122605 +36961).
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому, взыскание государственной пошлины в доход государства подлежит с ответчика по делу.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО2 об изъятии земельного участка – удовлетворить.
Изъять у ФИО2 для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд):
- земельный участок с кадастровым номером №:№, площадью 28511 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:№, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Динской, в границах СПК "Колос";
- земельный участок с кадастровым номером №:№, площадью 28049 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером №:№, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Краснодарский, р-н Динской, в границах СП К "Колос".
Предоставить ФИО2 возмещение за изымаемое для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) имущество в размере 5 690 466 рублей.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Динского районного суда подпись А.А. Костюк