ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-96/2022УИД420003-01-2021-001534-91 от 24.01.2022 Березовского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-96/2022 УИД 42RS0003-01-2021-001534-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Бигеза Е.Л.,

при секретере ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 24 января 2022г.

гражданское дело по иску ФИО2 ФИО5 к Публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы», магазину компании МТС о компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы» (далее по тексту – ПАО «МТС»), магазину компании МТС, в котором просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей за нарушение прав потребителя.

Требования обоснованы тем, что 18.10.2021 он внес очередной платеж за мобильный интернет – услугу предоставляемую компанией МТС на в терминале магазина МТС, расположенного по пр.Ленина, 17 в сумме 500 рублей. Однако с 23 на 24 октября 2021 года компания МТС без предупреждения прекратила оказание услуг потребителю, прервав интернет ресурс. 24.10.2021 он пытался выяснить отключения интернета в фирменном магазине компании. В магазине сотрудница объяснила это ошибочным списанием средств со счета и составила претензию к компании от его имени. 25.10.2021 он обратился по телефону в контактный центр компании МТС с целью выяснить судьбу претензии. Сотрудник компании объяснил, что претензия находится в стадии рассмотрения и нужно немного подождать. 26.10.2021 он вновь позвонил в кампанию, сотрудница заявила, что у него списана некая сумма со счета за услугу кинотеатра «Кион», поэтому оставшихся средств не хватило для оплаты услуги интернета, он ушел в минус, и должен доплатить недостающую сумму для того, чтобы ему вновь подключили интернет. Он пытался объяснить сотруднице, что не подключал никаких дополнительных услуг и эта сумма была предназначена целенаправленно только для оплаты услуги связи интернет. Но сотрудница сказала, что услуга была подключена им и деньги списаны правильно. Он вынужден был обратиться к другому сотруднику, вновь перезвонив оператору в контактный центр МТС. Другая сотрудница составила еще одну претензию от его имени, обещала что в течении 24 часов с ним свяжутся и решат вопрос. 27.10.2021 он вновь обратился в фирменный магазин МТС по адресу пр.Ленина, 17, где ему ничего нового сказать не смогли. Вечером того же дня, он вновь позвонил в контактный центр компании МТС, где сотрудники ему сказали, что отправили ему ответ по CMC на номер сим-карты в модеме. Сотрудники контактного центра компании МТС так и не отправили ему никакого конкретного ответа на его телефонный номер, пояснили, что деньги с него списаны корректно. Полагает, что компания МТС, ее сотрудники, грубо нарушили его права потребителя, навязав ему не заказываемую им дополнительную услугу и лишив его интернета, т.е. услуги, за которую он и вносил денежные средства. Интернет ему нужен в т.ч. и для работы, поэтому, компания МТС, доставила ему массу неудобств и неприятностей.

Полагает, что в связи с этим ему были нанесены моральные и нравственные страдания и неудобства в работе. Так же ему был нанесен моральный вред в результате непрофессиональных действий сотрудников компании МТС. Он является потребителем услуг копании уже более 15 лет и уже неоднократно возникали подобного рода казусы. Прежде представители компании, признавали свою неправоту и как-то исправляли ситуацию, то в этот раз ему категорично было отказано в его справедливых требованиях.

Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «МТС» ФИО3, действующий на основании доверенности 0145/21 от 03.12.2021 сроком на 3 года, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что между ПАО «МТС» и ФИО2 заключен договор об оказании услуг подвижной связи от 23.09.2021 с выделением абонентского номера +. Неотъемлемой частью заключенного договора являются Условия оказания услуг подвижной связи «МТС» (далее - Условия МТС) и выбранный абонентом тарифный план.

Условия МТС устанавливаются оператором самостоятельно, являются публичной офертой и могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к ним в целом. Настоящие условия размещаются на сайте оператора www.mts.ru (п.1.1 условий МТС).

Заключая договор об оказании услуг связи, абонент выразил свое согласие с условиями МТС и иными частями договора, подтвердил, что тарифный план и условия МТС со всеми приложениями ему известны, понятны и получены им.

По договору об оказании услуг связи, заключенному между ПАО «МТС» и ФИО2 обслуживание осуществляется в соответствии с условиями тарифного плана «Для ноутбука», выбранного абонентом. Условия указанного тарифного плана доведены до сведения абонентов в соответствии с п.11.2 условий МТС в местах работы с абонентами и розничной реализации товаров и услуг оператора, в том числе путем размещения в публичном доступе, на официальном сайте оператора www.mts.ru. Согласно п.4.1 условий МТС, перечень услуг, оказываемых абоненту, определяется выбранным абонентом тарифным планом с учетом иных услуг, заказанных абонентом дополнительно в соответствии с действующими предложениями оператора и/или третьих лиц. В соответствии с пунктом 4.1 условий МТС, 23.09.2021 абонентом ФИО2 заказана услуга «Кион» - онлайн-кинотеатр от МТС с оригинальным контентом и большой коллекцией фильмов, сериалов и доступом к более чем 180 телеканалов.

Истец добровольно заключил договор об оказании услуг связи, заказал дополнительную услугу «Кион» на предложенных оператором условиях. В случае неприемлемости для него условий, в том числе и в части предоставления услуги «Кион», Истец, будучи неограниченным в своем волеизъявлении, вправе отказаться от нее.

ПАО «МТС» не подключало истцу дополнительных платных услуг связи, не предусмотренных договором, а начисления за услугу «Кион» выполнено в полном соответствии с условиями договора об оказании услуг связи, пользовательского соглашения «Кион». В описании услуги указаны стоимость, а также способы отключения.

Условия, порядок и стоимость предоставления услуги, а также способы её отключения доведены до сведения абонентов, в том числе, на официальном интернет сайте ПАО «МТС»: https://kemerovo.mts.ru/personal/dlva-doma/usluqi/katalog-uslug-fiksirovannov-svyazi, на официальном интернет-сайте сервиса «Кион»: https://kion.ru/home.

Тарификация услуг применена в соответствии с заключенным между сторонами договором и требованиями действующего законодательства в сфере оказания услуг связи, права Абонента ПАО «МТС» не нарушены.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, дав собранным по делу доказательствам оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования ФИО2 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.15 Закона Российской Федерации Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 1 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом. Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2 статьи 429.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее - ФЗ «О связи») на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг телефонной связи.

Правила оказания услуг телефонной связи утверждены Постановлением Правительства РФ № 1342 от 09.12.2014.

Согласно п. 29 Правил № 1342, оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода, либо сочетанием указанных видов платежей.

При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента.

Судом установлено, что между ПАО «МТС» и ФИО2 заключен договор об оказании услуг подвижной связи от 23.09.2021 с выделением абонентского номера +. Неотъемлемой частью заключенного договора являются условия оказания услуг подвижной связи «МТС» и выбранный абонентом тарифный план.

Условия МТС устанавливаются оператором самостоятельно, являются публичной офертой и могут быть приняты абонентом не иначе как путем присоединения к ним в целом. Настоящие условия размещаются на сайте оператора www.mts.ru (п.1.1 условий МТС).

По договору об оказании услуг связи, заключенному между ПАО «МТС» и ФИО2 обслуживание осуществляется в соответствии с условиями тарифного плана «Для ноутбука», выбранного абонентом.

Условия указанного тарифного плана доведены до сведения абонентов в соответствии с п. 11.2 Условий оказания услуг подвижной связи «МТС» в местах работы с абонентами и розничной реализации товаров и услуг оператора, в том числе путем размещения в публичном доступе, на официальном сайте оператора www.mts.ru.

Согласно п. 4.1 Условий оказания услуг подвижной связи «МТС», перечень услуг, оказываемых абоненту, определяется выбранным абонентом тарифным планом с учетом иных услуг, заказанных абонентом дополнительно в соответствии с действующими предложениями оператора и/или третьих лиц.

Согласно пункта 12.2 Условий оказания услуг подвижной связи «МТС» при авансовом методе расчетов Услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. Абонент до начала оказания Услуг вносит на Лицевой счет аванс (платеж), образующий на лицевом счете определяемый оператором положительный остаток.

В соответствии с пунктом 4.1 Условий оказания услуг подвижной связи «МТС», 23.09.2021 абонентом ФИО2 заказана услуга «KION».

Сервис «KION» — онлайн-кинотеатр от МТС с оригинальным контентом и большой коллекцией фильмов, сериалов и доступом к более чем 180 телеканалов.

Для использования ресурса (сервиса) пользователь обязан в порядке, установленном пользовательским соглашением Kion, подтвердить, что прочитал, понял, согласен соблюдать настоящее соглашение, и присоединиться к настоящему соглашению в целом путём осуществления регистрации (совершить акцепт соглашения). С момента акцепта соглашения пользователем настоящее соглашение считается заключённым с пользователем и пользователь приобретает права и обязан исполнять обязанности, предусмотренные настоящим соглашением (п. 2.4 пользовательского соглашения).

Согласно п.1.1 пользовательского соглашения акцепт соглашения Kion - прохождение процедуры регистрации (создание учетной записи с внесением сведений об абоненте и установление логина и пароля с выделением для этого уникального кода идентификации), посредством которой пользователь подтверждает согласие с условиями соглашения. После совершения акцепта соглашения пользователь считается принявшим безоговорочно и в целом условия настоящего соглашения, в том числе являющегося договором об оказании услуги связи для целей телерадиовещания, а также лицензионным договором на использование клиентских программ. Заявление о заключении соглашения считается поданным в момент заключения соглашения.

Согласно описанию услуги «Кион» с официального сайта сервиса https://kion.ru/ для подключения KION Абоненту необходимо: скачать и установить KION, запустить сервис, выбрать канал или фильм, при этом появится запрос на авторизацию, ввести номер телефона и код из SMS.

Также есть три способа подключения подписки: способ 1. Нажать на канал или фильм; способ 2. Войти в KION, раздел «Ещё» - Подписки и услуги; Способ 3. Войти в личный кабинет МТС, раздел услуги.

Сервис доступен абонентам всех операторов. Пользоваться можно на смартфоне, планшете, Smart TV, ТВ-приставке или на сайте.

Таким образом, подключение сервиса «Кион» возможно только путем совершения абонентом целенаправленных действий, направленных на подключение данной услуги.

Согласно описанию ценовых условий сервиса «Кион», подписка KION стоит 199 р. в месяц. В стоимость подписки входит неограниченное количество просмотров кино и сериалов на 5 устройствах.

В подписку KION включен бесплатный пробный период 30 дней. Отменить подписку можно в любой момент.

В силу пункта 5.11 пользовательского соглашения (приложение №1 к соглашению), оплата списывается каждый месяц в день, соответствующий дате подключения, независимо от факта просмотра телеканалов на протяжении всего периода действия услуги до самостоятельного отключения.

Пункт 5.1 Условий оказания услуг подвижной связи «МТС» устанавливает, что определение объема услуг, оказанных абоненту осуществляется на основании показаний сертифицированного оборудования - автоматизированной системы расчетов ПАО «МТС» (далее - АСР).

Данное положение полностью соответствует требованиям законодательства (п. 2 ст. 54 ФЗ «О связи», п. 38 Правил №1342), в соответствии с которыми основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, и условия заключенного с пользователем договора об оказании услуг связи.

В соответствии с приведенной нормой полученные оператором связи с помощью имеющегося у него оборудования учета данные об объеме оказанных ответчику услуг являются законным основанием для требования абоненту оплаты услуг.

В полном соответствии с вышеуказанными условиями по абонентскому 23.10.2021 АСР ПАО «МТС» зафиксировано начисление за услугу «Кион» в размере 199 рублей.

Подтверждением факта и объема оказанных услуг за расчетный период является счет (п. 13.1 Условий оказания услуг подвижной связи «МТС»).

Факт оказания услуги «Кион» по абонентскому номеру подтверждается счетами от 30.09.2021, от 31.10.2021.

В соответствии с п. 8.4 Условий оказания услуг подвижной связи «МТС», действия, связанные с оказанием услуг, совершенные с абонентским оборудованием с включенной в него SIM-картой абонента, считаются совершенными от имени и в интересах абонента.

Согласно пункту 5.4 Условий МТС при оплате услуг посредством авансового платежа (авансовый метод расчетов) стороны согласовали продолжение оказания оператором абоненту услуг сверх суммы внесенных денежных средств на лицевой счет абонента, в том числе при наличии установленного абонентом соединения до его завершения. Если в соглашении с абонентом не сказано иное, метод расчетов при оказании услуг в соответствии с настоящим пунктом не меняется.

Оператор вправе ограничить объем предоставляемых услуг или полностью прекратить предоставление услуг абоненту при поступлении в АСР (автоматизированная система расчетов) оператора информации об отсутствии на лицевом счете абонента положительного остатка.

В свою очередь Абонент обязан своевременно оплачивать Услуги Оператору или указанному им Уполномоченному лицу в соответствии с действующим порядком, методом оплаты Услуг, Тарифным планом и настоящими Условиями (пункт 8.2 Условий).

Поскольку тарифный план истца предусматривает авансовый метод расчетов, то в связи с недостаточностью денежных средств на дату списания ежемесячной платы по тарифу «Для ноутбука», оказание услуг связи (доступ в интернет) с 24.10.2021 по абонентскому номеру ФИО2 было приостановлено.

Из пояснении сторон установлено, что 24.10.2021 в ПАО «МТС» поступило устное обращение абонента ФИО2 по вопросу некорректности начислений за услуги связи.

По факту поступления вышеуказанного обращения по лицевому счету абонента проведен анализ начислений за услуги связи, в результате которого фактов некорректной тарификации не выявлено.

Вместе с тем, в целях повышения уровня абонентской лояльности в рамках реализации политики клиентоориентированности компанией было принято решение об увеличении баланса лицевого счета по абонентскому номеру на сумму 199 рублей, о чем абонент был проинформирован смс-сообщением. 28.10.2021 баланс лицевого счета абонента был увеличен на 199 рублей.

Также 25.10.2021 в центр клиентского сервиса ПАО «МТС» поступило устное обращение абонента ФИО2 по вопросу отсутствия мобильного интернета, некорректности начислений за услуги связи, о сроках рассмотрения его обращения от 24.10.2021.

По факту поступления вышеуказанного обращения по лицевому счету абонента повторно проведен анализ начислений за услуги связи, в результате которого фактов некорректной тарификации не выявлено. Также абонент проинформирован о причинах приостановления оказания услуг связи, о сроках рассмотрения его обращения от 24.10.2021.

Кроме того, 26.10.2021 в центр клиентского сервиса ПАО «МТС» поступило устное обращение абонента ФИО2 по вопросу отсутствия мобильного интернета, некорректности начислений за услуги связи. В указанном обращении абонент также выразил волеизъявление на отключение услуги «Кион».

По факту поступления вышеуказанного обращения по лицевому счету абонента повторно проведен анализ начислений за услуги связи, в результате которого фактов некорректной тарификации не выявлено, услуга «Кион» отключена по волеизъявлению абонента, о чем абонент был проинформирован на указанный им .

27.10.2021 в центр клиентского сервиса ПАО «МТС» поступило устное обращение абонента ФИО2 по вопросу отсутствия мобильного интернета, некорректности начислений за услуги связи, сроках рассмотрения его обращения от 26.10.2021.

По факту поступления вышеуказанного обращения по лицевому счету абонента повторно проведен анализ начислений за услуги связи, в результате которого фактов некорректной тарификации не выявлено, о чем абонент был уведомлен. Также абонент проинформирован о причинах приостановления оказания услуг связи, о результатах рассмотрения его обращения от 26.10.2021.

Анализируя представленные доказательства, суд полагает, что со стороны ПАО «МТС» не было подключения истцу каких-либо дополнительных платных услуг связи, не предусмотренных договором, а начисления за услугу «Кион» выполнено в полном соответствии с условиями договора об оказании услуг связи, пользовательского соглашения «Кион». В описании услуги указаны стоимость, а также способы отключения. Условия, порядок и стоимость предоставления услуги, а также способы её отключения доведены до сведения абонента, в том числе, на официальном интернет сайте ПАО «МТС»: https://kemerovo.mts.ru/personal/dlva-doma/usluqi/katalog-uslug-fiksirovannov-svyazi, на официальном интернет-сайте сервиса «Кион»: https://kion.ru/home. Тарификация услуг применена в соответствии с заключенным между сторонами договором и требованиями действующего законодательства в сфере оказания услуг связи, права абонента ПАО «МТС» не нарушены. Истец добровольно заключил договор об оказании дополнительной услуги «Кион» на предложенных оператором условиях.

Таким образом, довод истца о навязывании ему как потребителю дополнительных платных услуг, суд считает необоснованным.

Руководствуясь положениями статей 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 1342, Договора об оказании услуг подвижной связи и Условий тарифного плана «Для Ноутбука», суд приходит к выводу, что стороны, заключив договор об оказании услуг подвижной связи, согласовали, возможность списания денежных средств с лицевого счета абонента за пользование услугой «Кион», что может привести к образованию задолженности абонента перед оператором.

Поскольку действия ПАО «МТС» соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и условиям заключенного абонентского договора, в действиях ПАО «МТС» отсутствует нарушение прав потребителя, требование о взыскании с ПАО «МТС» морального вреда удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы», магазину компании МТС о компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя, необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО6 к Публичному акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы», магазину компании МТС о компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Л.Бигеза

Мотивированное решение суда изготовлено 31.01.2022

3