ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-97 от 19.12.2011 Павинского районного суда (Костромская область)

                                                                                    Павинский районный суд Костромской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Павинский районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        № 2-97/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011 года с. Павино

Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующей судьи Мочаловой Т.А.,

С участием прокурора Павинского района Костромской области Чистякова Д.А.,

при секретаре Московкиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Павинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1  о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Павинского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1  с требованием признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя в части несоблюдения требований правил и норм пожарной безопасности при осуществлении переработки древесины. Также просит обязать индивидуального предпринимателя устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки "__"__ г. было установлено, что ИП ФИО1, занимается переработкой древесины с последующей ее реализацией. Пилоцех, ИП ФИО1, находится по адресу: Костромская область, Павинский район, .... При эксплуатации помещений пилоцеха не соблюдаются требования пожарной безопасности.

В нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 на предприятии отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности (п.6 ППБ 01-03);

работники пилоцеха не проходят инструктаж по пожарной безопасности (п.7 ППБ 01-03);

в помещении пилоцеха нет табличек с номером вызова пожарной охраны (п.13 ППБ 01-03);

распорядительным документом не установлен противопожарный режим (п.15 ППБ 01-03);

в пилоцехе отсутствует план эвакуации людей при пожаре ( п. 16 ППБ 01-03);

помещения пилоцеха не оборудованы знаками пожарной безопасности (п. 27, 51 ППБ 01-03);

на территории вокруг здания пилоцеха складируются отходы производства в виде опилок, бревен, досок (п.п. 21, 32 ППБ 01-03);

для производственных и складских помещений пилоцеха не определена категория взрывоопасности и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (п. 33 ППБ 01-03);

запасный выход, ведущий из цеха для переработки закрыт снаружи (п.52 ППБ 01-03);

эвакуационные пути и выходы загромождены различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, другими предметами (п. 53 ППБ 01-03);

на электрических светильниках отсутствуют защитные плафоны (п. 60 ППБ 01-03);

у имеющегося на территории пилоцеха противопожарного водоема, а также по направлению движения к нему нет указателей пожарного водоема (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03);

к имеющемуся на территории пилоцеха противопожарному водоему не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п. 94 ППБ 01-03);

имеющиеся огнетушители в пилоцехе не пронумерованы, нет журнала учета огнетушителей, не назначено ответственное за огнетушители лицо (п.108 ППБ 01-03);

газовый баллон находится в бытовой комнате (п.121 ППБ 01-03).

В нарушение п.п.2 и 3 п.5.2 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 178, - объём имеющегося на территории пилоцеха пожарного водоёма не соответствует нормативным требованиям.

В соответствии с частью 1 ст.45 Гражданского процессуального ко_декса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, сво_бод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интере_сов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль_ных образований.

Обращаясь с данным заявлением, прокурор отстаивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку определить количество лиц, права и законные интересы которых может нарушить возникновение чрезвычайной пожароопасной ситуации, не возможно, а так же интересы Российской Федерации, поскольку пилоцех ФИО1, граничит с землями лесного фонда Федерации, и в результате возможного неконтролируемого горения возникает угроза причинения ущерба интересам Российской Федарации. Просит признать бездействие ответчика, связанное с не принятием хозяйственно-организационных мер по вопросам обеспечения пожарной безопасности пилоцеха неза_конным и обязать предпринимателя устранить выявленные прокурором нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Павинского района иск поддержал, дополнительно уточнил заявленные исковые требования, просит обязать ИП ФИО1, в срок до "__"__ года устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности, указанные в исковом заявлении.

Представитель третьего лица на стороне истца - начальник ТО НД по Павинскому району УНД ГУ МЧС России по Костромской области ФИО2, извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уважительные причины неявки суду не представил и не просил рассмотреть дело без его участия.

ИП ФИО3, в направленной суду телефоноргамме просил рассмотреть дело без его участия, не имеет возражений против заявленных требований.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.2 ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности», граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности».

В соответствие с пунктами 1 2, 3, 4 Общих правил пожарной безопасности (Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313), настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

В соответствие с обязательными требованиями Правил:

на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением N 1 (п.6 ППБ 01-03).

Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (п.7 ППБ 01-03).

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. (п. 13 ППБ 01-03).

В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. (п. 15 ППБ 01-03).

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п. 16 ППБ 01-03).

Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (п. 21 ППБ 01-03).

Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".

Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. (п. 27 ППБ 01-03).

На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов. (п. 32 ППБ 01-03).

Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений.

Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.

Применение в процессах производства материалов и веществ с неисследованными показателями их пожаровзрывоопасности или не имеющих сертификатов, а также их хранение совместно с другими материалами и веществами не допускается. (п. 33 ППБ 01-03).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). (п. 51 ППБ 01-03).

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. (п. 52 ППБ 01-03).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; (п. 53 ППБ 01-03).

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается:

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; (п. 60 ППБ 01-03).

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. (п. 90 ППБ 01-03).

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). (п. 94 ППБ 01-03).

Газовые баллоны (рабочий и запасной) для снабжения газом бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок) должны, как правило, располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не ближе 5 м от входов в здание, цокольные и подвальные этажи.

Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также иметь предупреждающие надписи "Огнеопасно. Газ".(п. 121 ППБ 01-03).

В соответствии с п.п. 2 и 3 п. 5.2 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 178, - расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по таблице 2.

В случае, если производительность наружных водопроводных сетей недостаточна для подачи расчетного расхода воды на пожаротушение или при присоединении вводов к тупиковым сетям, необходимо предусматривать устройство резервуаров, емкость которых должна обеспечивать расход воды на наружное пожаротушение в течение 3 часов.

(п. 2 в ред. 1Изменения N, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640)

В сельских районах при отсутствии водопровода для пожаротушения зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3 должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар обеспечивающий тушение пожара в течение трех часов.

В качестве индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрирован со "__"__ года (л.д.15-16).

Установленные в ходе прокурорской проверки факты нарушения Правил пожарной безопасности на деревообрабатывающем производстве индивидуального предпринимателя ФИО1, ответчиком не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Уточненные прокурором требования устранения этих нарушений соответствуют приведенному выше законодательству, указанные истцом сроки, в течение которых ответчик обязан устранить выявленные нарушения, разумны и обоснованы.

Учитывая, что прокурор освобожден от уплаты госпошлины (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), государственная пошлина по настоящему делу на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскивается с ответчика - индивидуального предпринимателя ФИО1, (п. 3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Павинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю ФИО1  о признании бездействия в части несоблюдения требований правил пожарной безопасности при осуществлении переработки древесины на территории пилоцеха по адресу: Костромская область, Павинский район, ... незаконным и обязании устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности удовлетворить полностью.

Признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1  в части несоблюдения требований правил пожарной безопасности при осуществлении переработки древесины незаконным.

Обязать предпринимателя ФИО1  в срок до "__"__ года устранить нарушения законодательства по обеспечению пожарной безопасности на территории пилоцеха по адресу: Костромская область, Павинский район, ..., а именно:

разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности на территории пилоцеха;

организовать работу по прохождению работниками пилоцеха инструктажа по пожарной безопасности;

в помещении пилоцеха вывесить табличеки с номером вызова пожарной охраны;

установить распорядительными документами противопожарный режим;

изготовить план эвакуации людей из пилоцеха при пожаре в соответствие с требованиями п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2002;

оборудовать помещения пилоцеха знаками пожарной безопасности;

не осуществлять складирование на территории вокруг здания пилоцеха отходов производства в виде опилок, бревен, досок;

определить для производственных и складских помещений пилоцеха категорию взрывоопасности и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок;

обеспечить постоянную возможность пользования запасным выходом, ведущим из цеха переработки;

очистить эвакуационные пути и выходы от различных материалов, изделий, оборудования, производственных отходов и других предметов;

все электрические светильники в пилоцехе снабдить защитными плафонами;

установить указатели у имеющегося на территории пилоцеха пожарного водоема (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), а также по направлению движения к ним;

оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к имеющемуся на территории пилоцеха противопожарному водоему;

первичные средства пожаротушения - огнетушители пронумеровать, завести журнал учета огнетушителей, назначить ответственное за огнетушители лицо;

газовый баллон перенести из бытовой и содержать в соответствие с требованиями п. 121 ППБ-1-03 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313;

довести объём пожарного водоёма, находящегося на территории пилоцеха, до соответствия нормативным требованиям.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1  в бюджет Павинского муниципального района Костромской области государственную пошлину в размере 4000 ( четыре тысячи ) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через Павинский районный суд.

Судья