ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-970 от 11.04.2012 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Центральный районный суд г.Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты

                        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2012 года г.Тула

Центральный районный суд в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Пушкиной Т.Е.,

с участием истца ФИО3, представителя ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-970/12 по иску ФИО3 к ФГУП «Почта России» в лице его филиала - Управления федеральной почтовой связи Тульской области об обязании исполнить обязательство, взыскании компенсации морального вреда и убытков,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ФГУП «Почта России» в лице его филиала - Управления федеральной почтовой связи Тульской области об обязании исполнить обязательство, взыскании компенсации морального вреда и убытков.

В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес представительства Администрации Тульской области при Правительстве РФ (в настоящее время представительство Правительства Тульской области при Правительстве РФ), расположенного в , ею по почте было направлено заказное письмо, однако ответа на него не получено.

Для установления обстоятельств, связанных с доставкой указанного письма, она обратилась с претензией в адрес ФГУП «Почта России».

Из ответа ФГУП «Почта России» ей стало известно, что ее почтовое отправление не доставлено адресату, чем, по мнению истца, были нарушены ее права на получение услуги почтовой связи и причинен моральный вред.

На основании изложенного истец просит суд:

- взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере

- обязать ФГУП «Почта России» устранить недостаток оказываемых им услуг и направить письмо адресату - представительству Администрации Тульской области при Правительстве РФ (в настоящее время представительство Правительства Тульской области при Правительстве РФ), то есть предоставить услугу связи;

- в связи с неоказанием услуги почтовой связи взыскать с ответчика убытки, понесенные ею в связи с отправкой ДД.ММ.ГГГГ претензии по поводу ненадлежащего оказания услуги почтовой связи, в сумме

- взыскать с ответчика убытки, связанные с необходимостью снятия копии квитанции от ДД.ММ.ГГГГ для приобщения к претензии, в размере

- взыскать с ответчика убытки за недоставленное почтовое отправление в сумме  согласно квитанции об оплате услуг от ДД.ММ.ГГГГ,

а всего взыскать

В судебном заседании истец ФИО3 поддержала заявленные требования в полном объеме по тем же основаниям и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, сославшись на надлежащее оказание истцу услуги почтовой связи, в связи с чем в иске просила отказать.

Выслушав объяснения истца ФИО3, представителя ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Положения о договорах возмездного оказания услуг применяются к договорам оказания услуг связи (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Согласно ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) его адресату.

Порядок предоставления услуг почтовой связи, объем и содержание обязательств оператора почтовой связи перед адресатом почтового отправления регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 года № 221.

В силу пунктов 12, 33-35 Правил оказания услуг почтовой связи в зависимости от способа обработки почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые – принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении; регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) – принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении. Почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи.

При этом в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: простые почтовые отправления; извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.

Вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Согласно п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи законные представители адресатов – лица, имеющие доверенность, оформленную в установленном порядке.

Почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение (п. 35 Правил).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Почтовые отправления являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.

Согласно ст. 31 того же Закона доставка почтовых отправлений организациям, размещающимся в многоэтажных зданиях, осуществляется через почтовые шкафы опорных пунктов, устанавливаемые этими организациями на первых этажах зданий. Установка и поддержание в исправном состоянии таких шкафов осуществляются адресатами.

Анализ приведенных выше норм материального права позволяет сделать вывод, что по общему правилу вручение адресату регистрируемых почтовых от правлений осуществляется оператором почтовой связи в отделении почтовой связи при установлении личности адресата (его представителя), для чего оператор связи обязан опустить в почтовый ящик или почтовый шкаф опорных пунктов адресата извещение о поступлении в его адрес регистрируемого почтового отправления.

В то же время положениями пунктов 33-35 Правил оказания услуг почтовой связи предусмотрено, что услуги почтовой связи в части организации доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица могут быть изменены путем заключения возмездного договора между таким юридическим лицом и оператором связи.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в адрес представительства Администрации Тульской области при Правительстве РФ (в настоящее время представительство Правительства Тульской области при Правительстве РФ), расположенного по адресу:  ФИО3 по почте было направлено заказное регистрируемое почтовое отправление №, что подтверждается объяснениями истца, квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) и ответчиком не оспаривалось.

Согласно накладной от ДД.ММ.ГГГГ № указанное почтовое отправление, поступившее на  , было направлено далее в адрес почтового отделения №  .

Из накладной № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что почтовое отправление № было принято в доставку почтальоном участка № почтового отделения № .

Помимо указанных документов данные обстоятельства подтверждаются письменными объяснениями почтальона почтового отделения №  ФИО1 и заместителя начальника почтового отделения №  ФИО2

Из объяснений указанных лиц также следует, что почтовое отправление № от ДД.ММ.ГГГГ из г. Тулы, было адресовано представительству Администрации Тульской области при Правительстве РФ, расположенному по адресу: . Названная организация находится в элитном жилом доме и имеет охрану. Доставка в организацию происходит через охрану, которая принимает простую корреспонденцию, извещения на ценную и заказную корреспонденцию. Проход на территорию запрещен. Доверенности на получение заказной корреспонденции у охраны нет, поэтому за получением заказной корреспонденции приходят представители самой организации с разовой доверенностью.

При таких обстоятельствах ДД.ММ.ГГГГ почтальон доставила первичное извещение, оставив его в пункте охраны.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неявкой уполномоченного представителя адресата за почтовым отправлением было выписано и доставлено аналогичным способом (в пункт охраны) вторичное извещение о необходимости получения почтового отправления ФИО3 №.

Кроме письменных объяснений почтальона почтового отделения №  ФИО1 и заместителя начальника почтового отделения №  ФИО2 изложенные обстоятельства подтверждаются накладной от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в течение установленного п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи месячного срока хранения вышеуказанного заказного письма представитель адресата за его получением не явился.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» почтовое отправление, которое невозможно доставить (вручить) в связи с неточностью или отсутствием необходимых адресных данных пользователя услуг почтовой связи, выбытием адресата либо иными обстоятельствами, исключающими возможность выполнения оператором почтовой связи обязанностей по договору оказания услуг почтовой связи, возвращаются отправителю.

Аналогичная норма содержится и в п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи.

На основании изложенного ДД.ММ.ГГГГ регистрируемое почтовое отправление № было возвращено отправителю по обратному адресу за истечением срока хранения.

При этом суд учитывает, что договора на оказание услуг почтовой связи между представительством Администрации Тульской области при Правительстве РФ и ФГУП «Почта России» не заключалось, почтового ящика, почтового шкафа опорного пункта либо иного устройства, приспособленного для оставления извещений о поступивших регистрируемых почтовых отправлениях, данная организация не имеет, а простые письма и уведомления о получении ценных писем или бандеролей, поступающие в Представительство, сотрудники почты оставляют на посту охраны, что подтверждается объяснениями представителя ответчика, вышеупомянутыми письменными объяснениями сотрудников почтового отделения связи , а также письменным сообщением представительства Правительства Тульской области при Правительстве РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

При таких обстоятельствах в соответствии с приведенными выше правовыми нормами исполнение оператором связи своих обязанностей по доставке почтовой корреспонденции правомерно осуществлялось ФГУП «Поста России» по общим правилам с принятием ответчиком всех доступных мер к вручению заказного письма адресату.

Суд также принимает во внимание, что в данном случае со стороны представительства Администрации Тульской области при Правительстве РФ ( в настоящее время представительство Правительства Тульской области при Правительстве РФ) имеет место неисполнение возложенной на него как на адресата статьей 31 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», а также пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи обязанности по установке в месте своего нахождения почтового ящика, почтового шкафа опорного пункта либо иного устройства, приспособленного для оставления извещений о поступивших регистрируемых почтовых отправлениях, что в силу действующего законодательства не обязывало сотрудников ФГУП «Почта России» принимать какие-либо иные меры для вручения заказного письма ФИО3 адресату, хотя фактически такие меры ответчиком были приняты путем оставления в установленные законом сроки в пункте охраны здания, расположенного по адресу: , двух извещений в адрес представительства Администрации Тульской области при Правительстве РФ о необходимости получения указанного письма, однако за получением данного письма адресат не явился.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии вины ФГУП «Почта России» в неполучении представительством Администрации Тульской области при Правительстве РФ направленного ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ в его адрес заказного письма.

Из материалов дела также усматривается, что после возвращения почтового отправления ФИО3 № в отделение почтовой связи №  оно поступило почтальону в доставку.

В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи порядок доставки и вручения возвращенного почтового отправления аналогичен общему порядку доставки и вручения регистрируемого почтового отправления, то есть указанное почтовое отправление подлежало вручению истцу лично с его распиской в получении.

По делу установлено, что ФГУП «Почта России» принимались неоднократные меры к вручению ФИО3 возвращенного почтового отправления №, в том числе ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается накладными №, из которых усматривается, что почтальоном в связи с отсутствием ФИО3 дома неоднократно оставлялись в почтовом ящике извещения о необходимости явки для получения возвращенного в ее адрес заказного письма, что соответствует п. п. 33, 35 Правил оказания услуг почтовой связи.

По окончании срока хранения указанного почтового отправления отделением почтовой связи № был сформирован постпакет № от ДД.ММ.ГГГГ с находящимися в нем почтовыми отправлениями в количестве № штук, в числе которых и почтовое отправление ФИО3 №, которые в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи были переданы в число невостребованных в адрес Тульского почтамта.

Необходимость явки в Тульский почтамт для получения вышеназванного почтового отправления разъяснялась ФИО3 в письме Управления Федеральной почтовой связи Тульской области – филиала ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ № на претензию истца в адрес ФГУП «Почта России» (л.д. 12-13).

Однако за получением указанного письма она не явилась.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» временное хранение невостребованных почтовых отправлений осуществляется оператором почтовой связи в течение шести месяцев, после чего они подлежат изъятию и уничтожению.

Аналогичная норма содержится в п. 41 Правил оказания услуг почтовой связи.

Во исполнение вышеуказанных правовых норм по истечении шести месяцев невостребованное почтовое отправление ФИО3 № было уничтожено, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований не доверять вышеуказанным письменным доказательствам у суда не имеется, поскольку они изготовлены на специальных бланках, имеют даты в виде календарного штемпеля, а также подписи соответствующих ответственных лиц, в связи с чем доводы истца о их недопустимости в качестве доказательств по делу суд находит несостоятельными.

Анализ собранных по делу доказательств, отнесенных судом к числу относимых, допустимых и достоверных, в их совокупности позволяет сделать вывод, что действия ответчика, связанные с оказанием Л.С. услуги связи по пересылке направленного ею ДД.ММ.ГГГГ в адрес представительства Администрации Тульской области при Правительстве РФ заказного письма, в полном объеме соответствовали требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО3 к ФГУП «Почта России» в лице его филиала - Управления федеральной почтовой связи Тульской области об обязании исполнить обязательство, взыскании компенсации морального вреда и убытков оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий