ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-970/18 от 12.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2018 г.

Дело № 2-970/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2018 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Рожковой И.П.,

при секретаре Долгих О.А.,

с участием прокурора Ченцовой Ю.П. по поручению, действующей на основании служебного удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» о возложении обязанности обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

установил:

Кунгурский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в порядке ч.1 ст. 45 ГПК РФ к ООО «Тепловая энергетическая компания» (Далее – ООО «ТЭК»), просит обязать ответчика обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: tek-kungur.ru_ в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения ресурсоснабжающими организациями города Кунгура и Кунгурского муниципального района требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа инвалидов к информации установлено, что ООО «ТЭК» осуществляет деятельность по производству, передаче, распределению пара и горячей воды на территории города Кунгура. В ходе изучения официального сайта ООО «ТЭК»: tek-kungur.ru установлено, что ответчиком не обеспечен в полном объеме беспрепятственный доступ инвалидов к информации, не предоставлена возможность их масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта, чем нарушаются права инвалидов по зрению на свободный доступ к информации и другие вытекающие из этого права (л.д. 2-3).

Истец в судебном заседании требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала.

Ответчик ООО «ТЭК» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.18), представителя в суд не направил, мнения относительно исковых требований не высказал.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03.05.2012 г № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», вступившей в силу для Российской Федерации 25.10.2012, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет (ч. 2 ст. 9 Конвенции).

В силу ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Из содержания ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации.

В пункте 3.1.1 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» (далее – ГОСТ), утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 г. № 1789-ст., дано определение доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению – это возможность полноценного доступа инвалидов ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Настоящий стандарт распространяется на русскоязычные электронные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет и устанавливает общие требования доступности для инвалидов по зрению, использующих компьютер в качестве технического средства реабилитации (раздел 1 ГОСТ Р 52872-2012).ГОСТ предусматривает альтернативную версию сайтов в сети Интернет для инвалидов по зрению. Для веб-сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб-сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку для перехода на версию для слабовидящих.

При разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению необходимо придерживаться следующих основных принципов: воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать (п. 4.2.1); управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе пользователями с нарушением зрения (п. 4.2.2); понятность: информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения (п. 4.2.3); надежность: контент должен быть надежным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения (п. 4.2.4).

Пунктом 4.3 ГОСТа установлено, что для обеспечения доступности Интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяются оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудио дисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

Согласно п.2 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 (далее – Стандарт), под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.

В соответствии с п. 3 Стандарта регулируемыми организациями информация раскрывается путем опубликования на ее официальном сайте в сети "Интернет".

Пунктом 15 Стандарта предусмотрено, что регулируемой организацией подлежит раскрытию информация согласно единым формам раскрытия информации, утвержденным Федеральной антимонопольной службой, при этом до утверждения указанных форм, в свободной форме раскрывается следующая информация: о регулируемой организации (общая информация); о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации; об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения; о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией; о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Из материалов дела следует, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения ресурсоснабжающими организациями города Кунгура и Кунгурского муниципального района требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа инвалидов к информации, в ходе которой установлено, что на официальном сайте ООО «ТЭК», осуществляющем деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды на территории города Кунгура - tek-kungur.ru ответчиком не обеспечен в полном объеме беспрепятственный доступ инвалидов к информации, а именно: не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта, что подтверждается решением заместителя Кунгурского городского прокурора № 178 от 21.12.2017 о проведении проверки деятельности ООО «ТЭК» (л.д.23), объяснением заместителя директора ООО «ТЭК» АВВ, из которого следует, что на официальном сайте организации версия для слабовидящих не предусмотрена (л.д.22); справкой о результатах проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов от 27.12.2017 г. (л.д.21).

Поскольку сайт ООО «ТЭК» в сети Интернет не имеет текстовой гиперссылки для перехода на версию для слабовидящих, что затрудняет инвалидам по зрению доступ к информации, размещенной на веб-сайте ответчика, тем самым нарушает их право свободно искать, получать информацию любым законным способом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Кунгурского городского прокурора удовлетворить,

обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: tek-kungur.ru_ в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению».

Решение суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.

Председательствующий - (И.П.Рожкова)