РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Щигры 17 сентября 2012 года
Щигровский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Свеженцевой О.Л.,
с участием заявителя ФИО4,
представителя - адвоката Гаршинева А.Е., представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ УМЮ РФ по Курской области,
представителей заинтересованного лица - Администрации Щигровского района Курской области - ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Анпилоговой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 об оспаривании действий органа местного самоуправления - главы администрации Щигровского района Курской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления - постановления главы администрации Щигровского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации филиалов средних образовательных школ Щигровского района Курской области в части ликвидации <данные изъяты>, а также постановления главы администрации Щигровского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе <данные изъяты>».
В обоснование своих требований заявитель ФИО4 указала, что данные постановления являются незаконными, поскольку противоречат требованиям ч.5 ст.34 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которыми ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Полагает, что действия администрации Щигровского района Курской области, связанные с переводом <данные изъяты> в <данные изъяты> филиал <данные изъяты> были направлены на ликвидацию <данные изъяты>.
По мнению заявителя, при проведении комплекса мероприятий, связанных с реорганизацией образовательного учреждения в филиал, администрация Щигровского района Курской области ввела в заблуждение коллектив учителей и родителей о том, что данное мероприятие не имеет цели закрытия школы, а только оптимизирует вопросы управления средним образованием в районе в связи с образованием 6-ти образовательных округов. Таким образом, население Вышнеольховатского сельсовета, учителя и родители, будучи введенными в заблуждение, не зная истинных целей процесса реорганизации Вышнеольховатской ООШ в филиал Никольской СОШ, не стали обжаловать действия администрации Щигровского района.
В судебном заседании заявитель ФИО4 уточнила свои требования, указав на отмену постановления главы администрации Щигровского района Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений в части реорганизации МОУ «Вышнеольховатская основная общеобразовательная школа» путем присоединения к базовой школе МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании заявитель и ее представитель - адвокат Гаршинев А.Е. поддержали доводы жалобы, по изложенным выше основаниям.
Представители заинтересованного лица по доверенности ФИО5, ФИО6 возражали против заявленных требований, указав, что постановлением главы Администрации Щигровского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации филиалов средних общеобразовательных школ Щигровского района Курской области» принято решение о ликвидации Выщнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области, расположенного по адресу: <адрес>.
В качестве обоснования принятого решения указали,что решение о ликвидации филиалов средних общеобразовательных школ Щигровского района Курской области принято в связи с уменьшением обучающихся, в целях обеспечения оптимизации материально-технических, организационно методических средств, направленных на повышение эффективности вложенных ресурсов.
Ранее постановлением главы администрации Щигровского района Курской области№89 от 25.03.2010 г. была осуществлена реорганизация МОУ «Вышнеольховатская основная общеобразовательная школа» путем присоединения к базовой (опорной) школе МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
Выслушав участников процесса, свидетелей, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что комплекс мер по модернизации системы общего образования Курской области и Щигровского района Курской области в ДД.ММ.ГГГГ году направлен на реализацию Указа Президента РФ №825 от 28.06.2007г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009г. №322 «О мерах по реализации Указа Президента РФ №825 от 28.06.2007г...», Постановления Правительства РФ от 17.12.2001 №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» с изменениями, внесёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1176, приказа Министерства образования РФ от 16.01.2002 №103 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности», распоряжение губернатора Курской области №276-рг от 28.04.2011г. «Об утверждении целевых значений (нормативов) показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов» и цели сокращения неэффективных расходов в сфере общего образования, а также использования в образовательных учреждениях бюджетных средств, предоставленных на реализацию мероприятий по модернизации системы общего образования и для достижения целей обеспечения оптимизации материально - технических, организационно - методических средств, направленных на повышение эффективности и качества образования.
В соответствии с Решением Представительного собрания Щигровского района Курской области от 22.09.2008 г. №249-1-ПС «О создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений» определена экспертная оценка последствий реструктуризации сети образовательных учреждений, в соответствии с которой перевод 19 образовательных учреждений района в филиалы шести базовых школ позволит решить задачи государственной политики в области образования в целях повышения эффективности и качества образования, позволит пересмотреть содержание и структуру образовательных учреждений.
В целях реализации государственной задачи, направленной на повышение эффективности и качества образования постановлением администрации Щигровского района Курской области «О реструктуризации сети школ Щигровского района» от 29.10.2009 г. № 368 были утверждены шесть базовых округов и базовые образовательные учреждения.
Целью реорганизации общеобразовательных учебных учреждений являлось обеспечение оптимизации учебного процесса, создание условий для качественного образования сельских школьников и недопущения определения статуса образовательного учреждения как малочисленной и малокомплектной школы. Малочисленной или малокомплектной школой является учреждение, имеющее: средняя школа - менее 80 человек обучающихся, основная школа менее 40 человек обучающихся при 9 классах - комплектах, начальная школа - менее 20 человек обучающихся при 4 классах - комплектах.
Анализ сведений, переданных администрацией МОУ «Вышнеольховатская основная общеобразовательная школа» показывает, что в период с 2010г. по 2013г. уменьшается общее количество обучающихся до 35 обучающихся средняя наполняемость классов - 5 человек, на одного учителя приходится 4 ученика. При таком положении в условиях подушевого финансирования образовательных учреждений данные показатели в соответствии с методикой расчётов не обеспечат выделение средств на заработную плату и содержание образовательного учреждения.
В соответствии с постановлением главы администрации Щигровского района Курской области №464 от 28.07.2010г. «О создании филиалов на базе средних общеобразовательных школ» на базе муниципальных общеобразовательных учреждений постановлено создать филиалы МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», одним из которых является Вышнеольховатский филиал, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с постановлением главы администрации Щигровского района «О реорганизации муниципальных общеобразовательных учреждений» от 25.03.2010 г. № 89 образовательные учреждения Щигровского района реорганизованы путём присоединения к базовым школам в качестве филиалов, в том числе и Вышнеольховатский филиал к МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа», к которой переходят права и обязанности присоединяемых юридических лиц в соответствии с передаточным актом.
При проведении процесса реорганизации сети образовательных учреждений Щигровского района Курской области судом установлено, что население своевременно информировалось о необходимости реструктуризации и об её последствиях на общешкольных родительских собраниях, а также сообщением в журнал «Вестник государственной регистрации», что подтверждается показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, заявками на публикацию сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГР юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ серия № внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения МОУ «Вышнеольховатская основная общеобразовательная школа», утверждены положение о Вышнеольховатском филиале МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ, положение о базовом МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что одной из причин ликвидации Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» стал демографический фактор.
Так, на ДД.ММ.ГГГГ в Вышнеольховатском филиале МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» обучалось 36 школьников, имеется 9 классов-комплектов. Средняя наполняемость обучающихся в классе 3 человека, на одного работника школы - 2 ребенка. Прогноз изменения количества детей на основе данных о динамике рождаемости на ближайшие 5-6 лет (в 2005 г. на территории населенных пунктов, обслуживаемым образовательным учреждением родились 3 ребенка, в 2006г. -3 ребенка, в 2007 г. -1 ребенок, в 2008г.- 2 ребенка, в 2009г. -1 ребенок, в 2010г. -1 ребенок, в 2011 г.- 3) показывает снижение контингента обучающихся. 30% указанного количества детей на данный момент не проживают на территории муниципального образования и будут обучаться в образовательных учреждениях по месту проживания, а не по месту регистрации. Данные обстоятельства подтверждаются также сведениями, полученными из Вышнеольховатского филиала МОУ «Никольская общеобразовательная школа» за 2009-2012гг., а также данными администрации Вышнеольховатского сельсовета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Соотношение числа обучающихся к числу педагогических работников - 2,8; соотношение числа обучающихся к общему числу работников школы - 1,9; средняя наполняемость классов - 4,1, что полностью не соответствует требования, предъявляемым подушевому финансированию, в соответствии с которыми средняя наполняемость класса в сельской местности должна составлять не менее 15 человек обучающихся, средняя наполняемость классов - 6,5. Качество полученных знаний обучающихся Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» не превышает-37 %, в то время как в базовой школе качество знаний составляет 53%.
Анализ возрастного состава (от 45-до 55 лет - 11 человек) педагогических работников показывает старение кадров и предполагает дефицит кадров. Профессионализм и потенциал учителей Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» реализуется не в полном объёме. Материально - техническое оснащение оставляет желать лучшего и значительно отличается от материально - технической базы филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа».
Так, согласно представленным сведениям МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Щигровского района» срок полезного использования здания МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 лет, срок фактического использования - 14 лет 4 месяца, в то время как срок фактического использования здания Вышнеольховатеского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» при том же сроке полезного использования составляет 47 лет 6 месяцев.
Согласно сравнительной характеристике материально-технической оснащенности школы установлено, что в здании Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» отсутствует канализационная система, спортивный зал, школьная столовая не отвечают современным требованиям, так как находятся в приспособленных помещениях, крыша здания филиала требует ремонта, ежегодно наблюдается течь.
МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» отвечает современным требованиям к обеспечению образовательного процесса - имеется компьютерный класс, оборудованный спортивный зал, учебные кабинеты, библиотека, мастерская, школьная столовая, медицинский кабинет. Здание базовой школы введено в строй в 2002 году, имеется интернат.
В соответствии с п.1 п/п 3-5 ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.
В силу пунктов 1,4 ст.34 вышеназванного Закона порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.
Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, для федеральных государственных образовательных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования - для муниципальных образовательных учреждений.
Федеральным законом от 25.12.2008 №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный пункт был дополнен положением о том, что органы местного самоуправления муниципальных районов вправе осуществлять функции учредителя муниципальных высших учебных заведений, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.
Таким образом, судом установлено, чтоучредителем образовательных учреждений Щигровского района Курской области является администрация Щигровского района Курской области.
Постановлением главы Администрации Щигровского района Курской области «О ликвидации филиалов средних общеобразовательных школ Щигровского района Курской области» от 27.04.2012 г., в связи с уменьшением числа обучающихся принято решение о ликвидации с 01.09.2012 г. Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области.
Согласно выводам экспертной комиссии ликвидация Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области не повлечет отрицательных последствий для обучающихся и образовательного процесса, так как образовательный процесс будет осуществляться в базовой школе.
Установлено также, что «Вышнеольховатский» филиал МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» находится на расстоянии 10 км. от базовой школы МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа». Базовая школа имеет в наличии школьный автобус, соответствующий требованиям для осуществления подвоза обучающихся. Подвоз обучающихся от здания Вышнеольховатского сельсовета предполагается осуществлять по утверждённым маршрутам, которые разработаны и утверждены в соответствии с требованиями ГИБДД к маршрутам для движения школьных автобусов. Дороги населённых пунктов, по которым движутся школьные автобусы, обслуживаются Дорожным управлением «Курскспецдорстрой» по решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Администрации Щигровского района.
Главой администрации Щигровского района Курской области направлены в Комитет образования и науки Курской области, Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области соответствующие письма о необходимости устранения недостатков, препятствующих безопасному движению школьного автобуса.
Судом установлено, что информация о закрытии Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» своевременно была доведена до сведения родителей обучающихся, педагогических работников. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей как со стороны заявителя, так и со стороны заинтересованных лиц - ФИО3, ФИО2, ФИО1
Таким образом, судом установлено, что закрытие в 2012 г. Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» и других филиалов образовательных учреждений обусловлено объективными требованиями современных условий финансирования, ведения образовательной деятельности и материально - технической оснащённости системы образования в целом.
Доводы заявителя о том, что при ликвидации Вышнеольховатского филиала МКОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» необходимо согласие жителей муниципального образования не основаны на законе, поскольку в соответствии с Уставом образовательного учреждения, положением о филиале базовой школы и Уставом муниципального образования «Щигровский район» решение о ликвидации (реорганизации) принимает учредитель по заявлению руководителя (в лице директора) образовательного учреждения.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая, что постановление главы администрации Щигровского района Курской области№89 «О реорганизации муниципальных общеобразовательных учреждений» от 25.03.2010 г., а также принимая во внимание, что указанное постановление в установленные законом сроки обжаловано не было, суд считает, что требование о признании незаконным постановления Главы Администрации Щигровского района Курской области №89 от 25.03.2010 г. «О переводе Вышнеольховатской ООШ в Вышнеольховатский филиал Никольской СОШ» удовлетворению не подлежит.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемые постановления главой администрации Щигровского района Курской области вынесены в рамках предоставленных ему полномочий, по своей сути и содержанию эти постановления соответствуют нормам действующего законодательства, каких-либо нарушений, допущенных при вынесении постановлений судом не установлено, а доказательств обратного в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.
Анализируя изложенное в совокупности с приведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО4 об оспаривании действий органа местного самоуправления - главы администрации Щигровского района Курской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Щигровский районный суд Курской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения - 24.09.2012 года.
Судья О.Л. Свеженцева