Дело № 2-970/2016 02 августа 2016 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Цыбульниковой О.Е.,
с участием старшего помощника прокурора г. Коряжмы Апраксина В.В.
при секретаре Мордовской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 августа 2016 года в помещении суда в г. Коряжма гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Коряжмы Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» об установлении системы видеонаблюдения,
установил:
заместитель прокурора г. Коряжмы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» (далее – МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка») об установлении системы видеонаблюдения.
В обоснование исковых требований указал, что в нарушение норм действующего законодательства в дошкольном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, что нарушает права воспитанников и работников учреждения на жизнь, здоровье и защиту от террористических и иных посягательств, и, в свою очередь, создает условия для возможного проникновения потенциально опасных лиц на территорию школы и в здание. Просит обязать МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Коряжма Апраксин В.В. поддержал исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что отсутствие видеонаблюдения противоречит нормам действующего законодательства, которыми установлен приоритет мер предупреждения терроризма, где в качестве одной из основных задач противодействия определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, что предполагает разработку и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз мест массового пребывания людей, к которым и относятся образовательные учреждения. Отсутствие видеонаблюдения в детском саду нарушает права обучающихся и работников учреждения на жизнь, здоровье и защиту от террористических и иных посягательств, тем самым создает условия для возможного проникновения потенциально опасных лиц. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» ФИО1 с исковыми требованиями согласилась, просила увеличить сроки установки до трех лет.
Представитель третьего лица муниципального образования «Город Коряжма» ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, просила увеличить сроки установки камер видеонаблюдения до трех лет
В судебное заседание представитель третьего лица Коряжемский филиал ФГКУ УВО УМВД России по Архангельской области не явился.
Изучив материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц и прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
В судебном заседании установлено, что в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» отсутствует система видеонаблюдения, что противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права обучающихся и работников учреждения на жизнь, здоровье и защиту от террористических и иных посягательств, и, в свою очередь, создает условия для возможного проникновения потенциально опасных лиц.
Тем самым, прокурором обоснованно на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ заявлены требования в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – как обучающихся в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка», так и ежедневно посещающих образовательное учреждение людей.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержанием в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; одним из основных принципов - приоритет мер его предупреждения и их соразмерности степени террористической опасности.
Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно подпункту «д» пункта 11 указанной Концепции, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 13 ст. 30 которого установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
В соответствии с частью 1 ст. 42 названного Закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные этим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
В целях унификации действующего законодательства положения части 2 этой же статьи предусматривают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до вступления данного Закона в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», являющихся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Распространение Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ и указанного Свода правил на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий не исключает обязанность образовательного учреждения принимать все меры для обеспечения безопасности пребывания в нем несовершеннолетних учащихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» отсутствует видеонаблюдение, в связи с чем в соответствии с нормами действующего законодательства, на МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» необходимо возложить обязанность по ее установлению.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.
Осуществление деятельности детского сада в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является администрация муниципального образования «Город Коряжма»
Поскольку осуществление деятельности детского школьного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора, однако учитывая, что на администрацию г. Коряжмы, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества, обеспечивающий финансирование учреждения, возложена обязанность по выделению денежных средств на оснащение дошкольного учреждения системой видеонаблюдения, тем самым заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, возложив на МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения в законную силу, создать безопасные условия обучения, а именно установить в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» систему видеонаблюдения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Установление Федеральным законом и Свода Правил ограничения в применении требований к зданиям и сооружениям обусловлено тем, что для выполнения ряда требований необходима реконструкция здания или сооружения, либо выполнение их капитального ремонта.
Вместе с тем, выполнение работ по установке системы видеонаблюдения ни в какой степени не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом здания учреждения.
При решении вопроса о сроке устранения нарушений, суд считает, что указанные нарушения норм действующего законодательства должны быть устранены в течение двух лет с момента вступления решения суда, поскольку обстоятельств, требующих увеличение данного срока, судом не установлено.
Таким образом, исковые требования заместителя прокурора г. Коряжмы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу положений части первой статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 9 и 19 части первой статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден прокурор, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу части второй статьи 333.20 НК РФ суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате.
С учетом организационно-правовой формы, рода деятельности и источников финансирования ответчика, суд считает возможным снизить размер подлежащей уплате в доход местного бюджета государственной пошлины до 50 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
исковые требования заместителя прокурора г. Коряжмы удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 50 (Пятидесяти) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 02 августа 2016 года.
Председательствующий - О.Е. Цыбульникова