ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-970/2018 от 11.05.2018 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-970/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2018 года г. Глазов УР

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Самсонова И.И.,

при секретаре Николаеве А.С.,

с участием истца Чехлатого Е.В., участвующего в рассмотрении дела посредством организации системы видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чехлатого Е.В. к Российской Федерации в лице Отдела Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чехлатый Е.В. обратился в суд с иском к Отделу Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике Российской Федерации (Казне РФ – Управлению федерального казначействе по Удмуртской Республике) о возмещении морального вреда, причиненного действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. В обоснование требований указывает? что в 2014 году Российская Федерация фактически изменила границы путем присоединения Крыма незаконно, без соблюдения предусмотренной Международным Пактом о гражданских и политических правах и Конституцией РФ процедуры, в отсутствие референдума внутри страны, участвовать в котором он имел право, так как не был на тот момент осужденным и отбывающим наказание в местах лишения свободы, свое согласие на изменение границ Российской Федерации он не давал. Государство тем самым лишило его права голосования, наплевательски отнеслось к его правам как человека и гражданина, чем причинило моральный вред – сильнейшие нравственные и психические страдания, которые он оценивает в размере <данные изъяты> рублей.

Истец просил суд признать наличие факта нарушения Российской Федерацией прав истца, гарантированных ст. 1,2,16,25 Пакта о гражданских и политических правах от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в пользу истца за счет средств казны Российской Федерации в счет возмещения морального вреда денежную сумму в размере <данные изъяты>

Определением судьи Глазовского районного суда УР от 21.03.2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике.

Определением Глазовского районного суда УР от 03.04.2018 года к участию в деле также привлечен Глазовский межрайонный прокурор Удмуртской Республики.

В судебном заседании истец Чехлатый Е.В. требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Отдела Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители третьих лиц: 1) Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по УР, а также Глазовский межрайонный прокурор УР в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела каждый в отдельности, о чем имеются почтовые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и сопроводительное письмо с отметкой о получении представителем прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно поступившим ранее возражениям от представителя Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике с исковыми требованиями не согласны по следующим основаниям, считают, что в иске некорректно указан ответчик. Отдел Управления Федерального казначейства по УР не является ни самостоятельным юридическим лицом, ни главным распорядителем, уполномоченным выступать от имени РФ на основании закона, и не может являться участником гражданского судопроизводства по делу. Иск не содержит конкретного и нормативного обоснования участия данного «ответчика» в указанном деле. Иск не содержит конкретного указания на то, каким государственным органом- юридическим лицом либо каким должностным лицом конкретного государственного органа были нарушены права истца. Отдел Управления Федерального казначейства по УР, без указания номера либо иного наименования отдела, который в любом случае не является юридическим лицом и ответчиком быть не может. Не ясен статус Управления Федерального казначейства по УР. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в действиях государственных органов или должностных лиц присутствует незаконность, отсутствуют доказательства вины государственных органов или должностных лиц в причинении вреда истцу. Размер компенсации морального вреда ничем не обоснован и документально не подтвержден. Требования истца удовлетворению не подлежат, просили в иске отказать.

Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика Российской Федерации в лице Отдела Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике , представителей третьих лиц: Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по УР, также Глазовского межрайонного прокурора УР.

Заслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства; суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со ст. 12,56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом между сторонами было распределено бремя доказывания определением судьи Глазовского районного суда УР от 21.03.2018 года.

Требования истца мотивированы тем, что ему причинен моральный вред вследствие нарушения Российской Федерации прав истца на голосование и участие в референдуме в связи с изменением границ Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и ст. ст. 1,2,16,25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 (ХХI) Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966, вступившего в силу, в том числе для СССР, с 23 марта 1976 года (далее – Пакт).

В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В силу ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Статьями 1,2,16,25 Пакта, на нарушение которых ответчиком ссылается Чехлатый Е.В., устанавливается следующее: Статья 1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. 2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. 3. Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право. Статья 2. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется:

a) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;

c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.

Статья 16. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 25. Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Таким образом, вышеуказанными нормами Конституции Российской Федерации и Пакта предусматривается право гражданина на участие в управлении государством как непосредственно, так и через органы государственной власти и посредством избираемых представителей.

В соответствии со ст.ст. 80, 81, 84, 86 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства; Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации.

В силу ст. 94, 95, 96 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации; Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы; в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; Государственная Дума избирается сроком на пять лет

Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, право граждан Российской Федерации на участие в управлении государством, реализуется, в том числе и через Президента Российской Федерации, а также через представительный орган – Федеральное Собрание.

В результате состоявшихся 04.03.2012 года выборов Президентом Российской Федерации на 6-летний срок полномочий избран Путин В.В.

Кроме того, в 2014 году в Российской Федерации в установленном порядке осуществляли свои полномочия Совет Федерации, сформированный в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", а также Государственная Дума, депутаты которой избраны на всеобщих выборах 04.12.2011.

Указом Президента РФ Путина В.В. от 17.03.2014 года № 147 "О признании Республики Крым" с момента подписания данного Указа, с учетом волеизъявления народов Крыма на общекрымском референдуме, состоявшемся 16.03.2014 года, признать Республику Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, в качестве суверенного и независимого государства.

В соответствии со ст. 1, 2, 4, 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части; принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными (межгосударственными) договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, а также федеральными конституционными законами о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта; в качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть; принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее - международный договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством; инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.

18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов", которым установлено, что Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора; со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь; пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов; граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации; разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.

Указанный межгосударственный договор со стороны Российской Федерации подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.03.2014 N 6-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" не вступивший в силу международный договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов признан соответствующим Конституции Российской Федерации.

Указанный договор ратифицирован принятым Государственной Думой и одобренным Советом Федерации Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов".

Таким образом, к Российской Федерации присоединилось иностранное суверенное и независимое государство – Республика Крым (признана Указом Президента Российской Федерации 17 марта 2014 г. N 147) вследствие чего в Российской Федерации были образованы 2 новых субъекта - Республика Крым и город Федерального значения Севастополь.

Понятие права народа на самоопределение раскрыто в ч.1 ст. 1 Пакта: все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Народ суверенного независимого государства – Республики Крым – реализовал свое право на самоопределение- изменение своего политического статуса путем проведения референдума.

Что касается Российской Федерации, то в результате присоединения указанного иностранного государства политический статус Российской Федерации, равно как и способы обеспечения экономического, социального и культурного развития Российской Федерации, не изменялись, в связи с чем оснований полагать, что присоединение Республики Крым свидетельствует о самоопределении Российской Федерации - не имеется.

В соответствии с преамбулой, ст.ст.1, 2, 5 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации подробно регламентирован главой 2 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Таким образом, исходя из того, что ни действующим законодательством Российской Федерации, ни нормами Пакта, не установлено требование о проведении референдума при присоединении иностранного государства (его части) к Российской Федерации, при этом, истец, как следует из его пояснений в судебном заседании, с инициативой о проведении соответствующего референдума в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" не выступал, с учетом того, что право Чехлатого Е.В., установленное ст. 25 Пакта на участие в ведении государственных дел при решении вопроса о статусе, последующем присоединении Республики Крым и образовании в России 2-х новых субъектов, реализовано через выбранных представителей - Президента Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации, оснований для вывода о том, что права Чехлатого Е.В. нарушены по обстоятельствам, указанным в иске, не имеется. В связи с чем не подлежит удовлетворению требование истца о компенсации морального вреда.

Вопреки положениям ст.56 ГПК РФ доказательств в том числе незаконности действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а равно наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и вредом истец суду не предоставил при отсутствии к этому каких-либо препятствий и ограничений, таких данных в целом по делу не усматривается.

Помимо прочего истцом исковые требования адресованы к ненадлежащему ответчику, не являющемуся юридическим лицом и в этой связи не наделенному правом состоятельного участия в процессе, поскольку как следует из Положения об Отделе № 25 Управления Федерального казначейства по УР, утвержденного приказом УФК по УР от 25.08.2017 года № 234, Отдел № 25 является структурным подразделением УФК по УР, не имеет статуса юридического лица.

В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом. В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При этом несмотря на поданные УФК по УР возражения и фактическое привлечение к участию в деле Министерства финансов РФ и УФК по УР, разъяснение Чехлатому Е.В. права на замену ответчика и привлечения к участию в деле соответчиков, истец не пожелал предъявить исковые требования к иным ответчикам (что дополнительно отразил в поданных суду возражениях на отзыв), тогда как истец самостоятельно распоряжается принадлежавшим ему процессуальным правом адресования и формулирования исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чехлатого Е.В. к Российской Федерации в лице Отдела Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике о возмещении морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: И.И. Самсонов